От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах

На одном из самых обсуждаемых судебных процессов 2025 года работают три судебные художницы: Джейн Розенберг, Элизабет Уилсон и Кристин Корнелл. Они делают зарисовки с заседаний по делу рэпера и продюсера Дидди (Шон Комбс), которые затем расходятся в медиа по всему миру. Несмотря на то, что профессия судебного художника сегодня не так распространена, как раньше, только они могут показать обществу, что происходит в залах суда, куда не допускаются фотографы. Forbes Woman рассказывает об истоках профессии и о том, на каких еще известных процессах работали эти и другие художницы.
Судебные художники начали работать еще в XVII веке — в США они, например, зафиксировали суд над Салемскими ведьмами. Французский карикатурист Оноре Домье в 1800-х годах часто изображал заседания и адвокатов, сохранились скетчи с процесса над писателем Оскаром Уайльдом в 1895 году.
Хотя появление фотографии в XIX веке сулило судебным художникам исчезновение их профессии, на деле адвокаты и судьи стали жаловаться, что камеры отвлекают участников слушаний. В США в 1935 году шел процесс над Бруно Гауптманом — он был обвинен в похищении и убийстве 20-месячного сына авиатора Чарльза Линдберга. Дело получило широкую огласку, фотографы преследовали чету Линдбергов во время расследования. Постоянные вспышки в самом зале суда привели к ограничению использования камер в суде. Американская ассоциация юристов призвала исключить присутствие фотографов на процессах полностью. Большинство штатов прислушались и запретили съемку.
1960-е в США стали временем расцвета новостной тележурналистики, но репортажи, связанные с судебными разбирательствами, были неполными без визуальной составляющей. Телеканалы начали давать в эфир рисунки, сделанные художниками. Сегодня во многих штатах вновь разрешена фотосъемка и прямые трансляции заседаний, но в федеральных судах, где, как правило, рассматриваются самые громкие дела, камеры зачастую остаются под запретом.
В некоторых странах на заседаниях нельзя не только снимать, но и рисовать, чтобы не отвлекать окружающих. В Англии и Уэльсе, например, художники не могут делать скетчи прямо во время процесса — им разрешено только оставлять письменные заметки, чтобы уже после выхода из зала изобразить то, что они увидели. Этот запрет закреплен законодательно с 1925 года, однако с течением времени все больше судов допускают на заседания фотографов и позволяют художникам рисовать на месте. Судебные художники работают на процессах и в других странах: например, в Нидерландах, Франции, Австралии, Канаде.
Среди судебных художников достаточно много женщин. На одном из самых громких процессов последнего года — деле рэпера Шона Комбса, также известного под псевдонимом Diddy, которому грозит до десяти лет лишения свободы в связи с обвинениями в торговлей людьми для занятия проституцией и сговоре с целью совершения рэкета, — работают три художницы, которые за свою долгую карьеру успели зафиксировать не одно известное заседание. Это Джейн Розенберг, Элизабет Уильямс и Кристин Корнелл. «Наша работа заключается не в том, чтобы нарисовать идеально и красиво, а в том, чтобы постараться запечатлеть самый честный, самый настоящий момент, чтобы люди поняли, что происходило в суде», — говорила Уильямс об особенностях профессии.
Для работы на заседаниях важно занять удачное место, чтобы иметь хороший обзор. Работающая в лондонских судах Присцилла Коулман рассказывает, что прорываться в зал заседаний порой приходится с боем, особенно когда на скамье подсудимых — знаменитость. А Ширли и Андреа Шепард из Нью-Йорка рассказывают, что иногда допускают вольности: хотя обвиняемые и адвокаты сидят спиной к художникам, те изображают их в три четверти или в профиль.
На процессе Комбса художницы, каждая из которых сотрудничает с одним из американских новостных изданий, сидят в первом ряду, используют бинокли, чтобы видеть всех свидетелей, и обычно делают около пяти скетчей за день. Художницы Ширли и Андреа
Присутствие в суде на некоторых процессах не проходит бесследно для ментального здоровья: «Я рисовала сцены, включая казнь человека на электрическом стуле, которые вызывали у меня чувство вины, и я мыла руки снова и снова, чтобы стереть с них что-то более серьезное, чем пыль от пастели», — делилась Джейн Розенберг.
«Я [в зале суда] просто антенна и губка. Я делаю ровно то же, что и другие репортеры, но переношу происходящее в рисунок. Когда я освещаю судебный процесс от молотка до молотка, о нем можно узнать все, просто взглянув на рисунки», — рассказывала о своей работе Кристин Корнелл, которая за свою карьеру с середины 1970-х запечатлела более 5000 заседаний.