Стальная воля
Не все империи держатся на штыках. Римская, к примеру, держалась на пилумах и гладиях, а вот испанская – на толедских клинках. Это не помешало империи кануть в лету, однако клинки хоть и с трудом, но дотянули до наших дней благодаря упорству горстки оружейников. На последней в Испании фабрике по производству «тех самых» толедских мечей побывал корреспондент «Вокруг Света».
Фабрик, где производят холодное оружие – от кинжалов до рапир, – на самом деле в Толедо пять, но соблюдают историческую точность и технологию только на «Марьяно Саморано». Ради верности бренду основатель фабрики назвал сына тоже именем Марьяно. Саморано-младший честно хранил традиции, пока пандемия коронавируса не нарушила его планов.
– Марьяно вышел на пенсию пару месяцев назад. Он давно собирался, а в такое время лучше пореже выходить из дома, да и фабрика практически стоит, ты сегодня единственный посетитель, – сообщает Сантьяго Энсинас. Он встречает меня за прилавком магазинчика при крошечной фабрике, расположенной не как все прочие в промзоне, а в самом центре города, в цокольном этаже дворца XVI века. – Нас здесь всего пятеро. Но каждый занимается своим делом, есть разделение труда, поэтому мы фабрика, а не мастерская. И хотя предприятие семейное, мы нанимаем персонал. Вот, например, вместо Марьяно мы пригласили на должность начальника производства Хулио Рамиреса, который нам не родственник, так что в фирме «Саморано» ни одного Саморано не осталось...
Новый маэстро-эспадеро (мастер оружейных дел) Хулио Рамирес временно работает на удаленке – в собственной мастерской. Остальные по мере необходимости приходят на фабрику строго по одному. Сегодня очередь Сантьяго, который, кроме пиара и продаж, отвечает за монтаж эфесов.
– До твоего прихода я заканчивал вот этот меч, – управляющий выходит из-за прилавка. Стены узкого, как коридор, магазинчика увешаны холодным оружием разного калибра. Под клинком, который Сантьяго снимает со стены, остается табличка: «Римский меч, короткий. Модель – «Испанский», 312 евро».
Секретные материалы
Когда в III веке до н. э. древние римляне с трудом покорили древних иберов, они с удивлением обнаружили, что иберийские мечи крепче, чем их железные или бронзовые. Завоеватели тут же поставили местные клинки на вооружение, прославив gladius hispanienses (испанские мечи) в Пунических войнах.
– Секрет успеха древнего клинкового оружия всегда начинался с материала. – Сантьяго щелкает ногтем по лезвию.
– Мы с тобой знаем, что сталь – это сплав железа с углеродом. Металлурги древности этого не знали, но еще до нашей эры интуитивно поняли, что руда, контактируя с горячим воздухом, приобретает особые свойства. Они смешивали в земляных печах разную руду с древесным углем, добавляли толченые бычьи рога, песок, графит и плавили, методом проб и ошибок подбирая наилучшую комбинацию. В Индии так получили булат, на Ближнем Востоке – дамасскую сталь, в Толедо – толедскую.
К тому моменту, как месторождения железной руды в окрестностях Толедо истощились, тамошние оружейники уже накопили достаточно знаний, чтобы конкурировать на мировом уровне.
– Считалось, что дамасская сталь – лучшая в мире. Да, она хороша для ножей, но для мечей слишком твердая и хрупкая. Вот это, – Сантьяго снимает со стены клинок, – копия Тизоны, легендарного меча Сида Кампеадора. Смотри.
Он упирает острие в пол и наваливается всем весом на рукоять. Полотно меча изгибается в красивую ровную дугу и с металлическим жужжанием распрямляется, когда Сантьяго перестает давить.
– Настоящая Тизона так не согнется, потому что она из твердой дамасской стали. А толедские мастера умели делать клинки упругими. Тут играли роль малейшие детали: где руду плавят, как долго и при какой температуре она остывает. А ведь как определяли раньше температуру металла? На глаз, по цвету! В одном средневековом руководстве сказано, например, что руду пора вынимать из печи, когда она станет «цвета печени».
Секреты выплавки стали, естественно, хранились в строгом секрете и передавались от отца к сыну. Но с тех пор как в XIX веке люди научились получать сталь в доменных печах при очень высокой температуре, вручную сталь никто не варит. Толедские мастера ее традиционно покупают на металлургическом севере Испании, в Стране Басков. Сантьяго достает плоский стальной брусок длиной около полуметра.
– Вот этот 800-граммовый кусок стальной полосы приготовлен для клинка средневековой абордажной сабли длиной 80 сантиметров. Мы отрезаем по весу, не по размеру. Нужную длину и форму заготовке придаст маэстро-эспадеро.
Ключевая фигура
Сантьяго открывает дверь за прилавком, и мы оказываемся в полуподвальном помещении мастерской. Здесь, как и 70 лет назад, стоит пыльный гидромолот, который давно заменил на производстве кувалду кузнеца.
– Свой аппарат мы уже десять лет не используем: закон о шуме запретил, мы же находимся в жилом квартале. Теперь приходится каждый раз ездить на кузницу в промзоне, где мы арендуем молот по часам. А вот кузнечный горн и наковальня нам нужны. Выкованную заготовку клинка уже здесь еще не раз нагревают, а потом ручным молотом корректируют форму и баланс.