Почему персонажи японского художника Ёситомо Нары не улыбаются

WeekendКультура

Взрослые дети

Почему персонажи японского художника Ёситомо Нары не улыбаются

Текст: Инна Логунова

Ёситомо Нара на своей персональной выставке Life Is Only One: Yoshitomo Nara в Гонконге, 2015. Фото: Nora Tam / South China Morning Post / Getty Images

В лондонской галерее Хейворд проходит крупнейшая европейская ретроспектива японского художника Ёситомо Нары, которого журнал Time в 2025-м признал одним из самых влиятельных людей года. Одновременно на родине художника дюжина его работ участвует в большом экспозиционном проекте «Утопия пластика: Наша новая экосистема» в Музее современного искусства Хиросаки. Его узнаваемые персонажи — большеглазые суровые дети — снискали поклонников по всему миру, а выставки художника неизменно становятся блокбастерами. Пожалуй, причина популярности Нары — в контрасте «детского» мира, который традиционно ассоциируется с легкостью и счастьем, и совсем недетскими темами, которые он поднимает. Weekend рассказывает о творчестве одного из крупнейших японских художников современности.

В его мире дети не улыбаются. У них серьезные, недоверчивые взгляды, сжатые губы и по-взрослому упрямая осанка. Иногда в руках они держат ножи или пилы — игрушечные, не опасные, но тем не менее вызывающие ноющее чувство тревоги. Эти дети не нападают, они защищаются. Персонажи Ёситомо Нары смотрят на мир с немым вопросом-упреком — почему все так?

«Маленькие пилигримы (Ночные блуждания)», 1999. Фото: Yoshitomo Nara; The Tokushima Modern Art Museum
«Фонтан жизни», 2001. Фото: Artist collection (entrusted to Hara Museum ARC

«Его работы несут послания, которые нам так важно услышать сегодня. Он говорит о сложном с ясностью и тонкой иронией, которую легко принять сердцем,— пишет о нем дизайнер Стелла Маккартни.— Он живой. Когда смотришь на его работы, ощущаешь присутствие самого художника. Его любовь к рок-н-роллу. Его взгляд на мир глазами ребенка, который не понимает, почему существует война, а не мир; почему мы разрушаем природу, вместо того чтобы жить с ней в согласии».

Маленький пилигрим (Ночные блуждания)», 2002. Фото: Yoshitomo Nara
«Белое привидение» на Парк-авеню в Нью-Йорке, 2010. Фото: Des Moines Art Center (Ed. 2 / 2); The Gateway Foundation (A.P. 1)

«Ребенок с ключом на шее»

Нара родился в 1959 году, его детство и взросление в послевоенной Японии пришлось на время, когда страну захлестнула волна западной поп-культуры: комиксы, мультфильмы Warner Bros. и Уолта Диснея, рок-музыка. Первые виниловые пластинки у него появились в девять лет — часами слушая песни на незнакомом языке и разглядывая обложки, он пытался представить тот мир, из которого они пришли, придумывая собственные образы и трактовки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении