Сверхдоход или любовь к жирафам: семь ошибок при запуске своего бизнеса в Африке
Предприниматели Егор Подворный и Михаил Ляпин запустили несколько компаний в разных африканских странах и обнаружили, что этот континент открывает огромные возможности. Но для российских бизнесменов, особенно представляющих небольшие компании, выход на африканские рынки все еще связан с некоторыми сложностями. Про Африку они, как правило, знают мало и часто находятся в плену стереотипов. Ляпин и Подворный вместе основали объединение для русскоговорящих предпринимателей «Министерство Африки» и в колонке для Forbes рассказывают о самых распространенных ошибках начинающих свой африканский путь предпринимателей.
Почему Африка — перспективный рынок
Африка — бурно растущий, низкоконкурентный, сравнительно небольшой и не самый привлекательный для транснациональных корпораций рынок. Еще с середины 2010-х годов в Африке начали появляться российские компании, которые устремились на африканский континент в поисках новых ниш.
Сначала несколько сухих цифр. Аналитики МВФ называют Африку перспективным рынком — ее экономика растет быстрее, чем мировая. Население континента —1,46 млрд человек, рост ВВП — 3,8% в 2023 году, ВВП на душу населения — $5789. По прогнозам Всемирного экономического форума, более 40% африканцев к 2030 году будут принадлежать к среднему классу или выше. Соответственно будет расти спрос на товары и услуги. Активнее всего, по данным аналитиков ВЭФ, будут развиваться такие отрасли, как образование и транспорт, недвижимость, сферы потребительских товаров и продуктов питания, гостиничный и туристический бизнес, здравоохранение, финансовые услуги и телекоммуникации.
В последнее время Африка привлекает все больше интереса со стороны российского бизнеса. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт России в Африку за 2023 год в стоимостном выражении составил $21,2 млрд. Это почти в 1,5 раза больше (на 37,4%), чем в 2022 году. Таким образом, Африка стала третьим континентом по объему закупок с Россией, поднявшись на одну ступеньку в рейтинге. В основном Россия экспортирует в страны Африки пшеницу, нефтепродукты, химию, машины и оборудование. Основной покупатель — Египет, в топе также Алжир, Сенегал и Марокко. Помимо торговли, Россия вкладывается в другие проекты: большая часть инвестиций идет в добычу полезных ископаемых.
По нашему мнению, Африка сегодня — это в основном удел крупных и финансово устойчивых игроков из России, таких как YanGo и «Новосталь М». Старт бизнеса в Африке для малого и среднего бизнеса — это всегда очень дорого.
Основные проблемы с выходом на континент для сравнительно небольших компаний следующие:
- сложно пригласить туда экспатов, а те, которых затащишь, захотят много денег за переезд в Африку;
- местных управленцев очень мало, потому что институты менеджмента только начинают развиваться, а те, которые есть, уже заняты;
- все накладные расходы очень высокие: здесь обязательно нужен автомобиль, полуофициальная стандартная стоимость оформления ВНЖ — в районе $5000, приличные офисы арендовать дорого, много денег уходит на оплату электричества, интернета, страховок для сотрудников с семьями и оборудования;
- все процессы очень медленные — это Африка, никто никуда не торопится.
Стартапы, как правило, не тянут такие затраты либо недооценивают их на старте, считая, что раз это Африка — то за $300 тут можно купить округ или хотя бы небольшую деревню. Само собой, инфраструктура отличается от страны к стране. Лучше всего она развита в ЮАР, Марокко, Кении, похуже — в Нигерии, Гамбии и многих других странах региона.
Кроме того, российский малый и средний бизнес, как правило, не имеет опыта анализа стран для выхода на зарубежные рынки. Оттого он не понимает разницы, условно говоря, между Никарагуа и Мозамбиком (первое — страна в Латинской Америке, второе — бывшая португальская колония в Южной Африке). Значит, высока вероятность, что существенную часть денег они потеряют при попытке выйти на первый неверно выбранный для старта рынок. У российского малого и среднего бизнеса есть чаще всего только опыт работы в России, в лучшем случае — еще в странах СНГ.
Значит, будут дополнительные расходы из-за привычки измерять новый рынок шаблонами, которые подходили для СНГ: правоприменение, логика местных партнеров и т. д. Это все будет приводить к дополнительным временным и финансовым затратам.
Это сложный регион, где придется долго и упорно разбираться. Соответственно вы будете вынуждены отправлять туда дорогостоящих высококлассных мультиязычных специалистов. В малом и среднем бизнесе такие, как правило, на вес золота. Вообще в Африке используются тысячи местных языков, но для общения с бизнес-сообществом нужен хотя бы один из двух: для бывших британских колоний — английский, для бывших французских колоний — французский. Ну и есть еще не самые банальные для выбора локации — Мозамбик, Сан-Томе, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау и Ангола, где ни то ни другое, зато есть португальский.
Африканский рынок непрост для освоения, очень гетерогенен, и предприниматель найдет для себя много неожиданных особенностей, которые не встретить на родном или любом зарубежном рынке. У нашей команды есть обширный опыт работы на международных рынках, и последние семь лет мы работаем в ряде стран Африки.
Ниже мы перечислим топ-7 ошибок, с которыми здесь часто сталкиваются коммерсанты, и как с ними оптимально работать.
Ошибка 1. Не понимаете бизнес-этикет региона
Для нас было удивительно, что у российских бизнесменов действительно существуют стойкие стереотипы про Африку на уровне «бананы, пустыня и пираты». Один знакомый предприниматель, который хотел вывести свое оборудование на африканский рынок, строил коммуникацию с позиции «да что они там понимают, эти африканцы». При этом всегда пытался найти дешевого и хорошего специалиста, который, по его мнению, африканцем быть никак не мог. Удивительная смесь расовых стереотипов и невежества, которая привела к провалу его бизнес-инициативы.
Лучший способ избавиться от иллюзий — побывать в регионе. В одном нашем проекте мы даже вывозили финансового директора в регион, что в итоге принесло задуманный результат: избавило его от иллюзий, повысило эффективность в общении с местными бухгалтерами и налоговыми, позволило ему иначе, более оптимально для Африки, выполнять свои задачи. Никакие рассказы и вдумчивые просмотры передачи «Клуб путешественников» не помогут так, как поездка на неделю непосредственно в регион операций.
Главная особенность местного бизнес-этикета, к которой нужно морально подготовиться, — очень долгие переговоры. В регионе есть неудачный опыт работы с иностранными компаниями (из-за отсутствия конкуренции они становились монополистами на рынке, максимально обогащались и выкачивали ресурсы из региона), поэтому местные бизнесмены во всем ищут подвох и поначалу могут совсем вам не доверять.