Магазины являются центром пересечения повседневных маршрутов самых разных людей

Позитивные измененияОбщество

Оценка проекта «Центры местного сообщества» с использованием глобального стандарта B4SI

Выставки местных художников, мастер-классы для детей, авторские экскурсии, праздничные события и многое другое — в шаговой доступности от дома… Магазины являются центром пересечения повседневных маршрутов самых разных людей, поэтому могут выступать в роли центров местного сообщества. Как благодаря регулярной работе сети комьюнити-центров в магазинах развивается добрососедство и взаимопомощь, как оценивается воздействие проекта на местные сообщества и компании, а также о значимых результатах для ключевых стейкхолдеров проекта — в нашем материале.

Информация о проекте

Социально ориентированный проект «Центры местного сообщества» (ЦМС) стартовал в августе 2021 года по инициативе торговой сети магазинов «Пятёрочка». ЦМС — это часть программы «Пятёрочка с заботой», реализуемой в рамках политики устойчивого развития X5 Group.

Проект призван смягчить чувства одиночества, страха и неуверенности, а также снизить рост отчуждения, социальной напряженности в обществе. На базе магазина создается локальный центр местного сообщества: в нем появляется зона для обмена объявлениями и вещами для местных жителей, а также регулярно проходят социальные акции для всех желающих. Темы этих акций коррелируют со стратегическими целями программы социальной ответственности торговой сети — экология, ЗОЖ, забота о старших и детях, благотворительность, развитие территории, культурные проекты. Обязательный годовой план событий программы — около 4-6 общих мероприятий в год. Кроме этого, каждая территория получает через ЦМС копилку более чем из 300 кейсов с инструкциями для реализации своих локальных инициатив. Организаторами этих акций становятся местные активисты и НКО, социальные предприниматели, сотрудники магазина. Помимо оборудования специальной зоны ЦМС внутри магазина и организации акций, в рамках проекта проводится информационная работа с сотрудниками и местными жителями. Таким образом, каждый магазин со статусом ЦМС становится платформой с информационными и инфраструктурными возможностями для вовлечения людей в активную социальную жизнь, способствует объединению людей и организаций, умножая силу локального комьюнити.

Создание ЦМС — это не разовое мероприятие, а системный бессрочный проект. В 2023 году программа была расширена с 350 до 1350 магазинов, с 9 регионов до 32, а в социально значимые мероприятия было вовлечено свыше 7 млн. человек.

НКО-партнеры проекта ЦМС — благотворительные фонды «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории», использующие в своей работе модель фонда местного сообщества. В основе их миссии — развитие сообществ, активизация и поддержка разнообразных инициатив НКО и физических лиц. Проект дает партнерам возможность реализовать эту миссию в новой среде — на базе магазинов торговой сети.

Цели проекта:

  • социальные цели: создание среды для развития местных сообществ (распространение практик добрососедства, заботы жителей друг о друге и месте, где они живут, создание возможностей для саморазвития и самореализации рядом с домом и т. д.);
  • бизнес-цели: привлечение новых и повышение лояльности постоянных покупателей, повышение удовлетворенности персонала от работы в магазинах торговой сети и осознание ими гордости за компанию в целом.

Аудитория проекта

Ключевая целевая аудитория — это сотрудники и посетители магазинов торговой сети, проживающие вокруг торговых точек со статусом ЦМС. Также есть и большая группа косвенных стейкхолдеров проекта. Среди них:

  • местные и федеральные НКО, работающие на той или иной территории;
  • местные активисты;
  • государственные и муниципальные органы власти и учреждения;
  • другой социально ответственный бизнес на территории, готовый к партнерским проектам;
  • учреждения культуры и образовательные учреждения

Этапы реализации проекта

1. В 2020–2021 гг. совместно с бюро «Ценципера» и агентством «You social» разработана концепция проекта и реализованы два пилота — сначала на 5, затем — на 50 магазинах в четырех регионах — Москва, Московская область, Краснодарский край, Свердловская область. Новую роль магазина развивали приглашенные специалисты — комьюнити-менеджеры (КМ). Задачи КМ: помочь запустить центр, познакомить стейкхолдеров с новыми ресурсами, рассказать сотрудникам магазинов о механике проекта и возможностях центра.

2. В 2022–2023 гг. состоялся более масштабный пилот с вовлечением 354 магазинов в 9 регионах страны, которые были распределены на два кластера по фондам-операторам. В каждом фонде-операторе создана команда поддержки проекта из КМ. В управлении одного менеджера — 25 магазинов. Начиная с весны 2023 года, идет этап тиражирования проекта.

В настоящее время проект реализуется в 1350 магазинах более 450 населенных пунктов России. По результатам опроса, проведенного в 2022 году, 81% покупателей заявили, что проект необходимо продолжать, так как для них центры местного сообщества стали точкой притяжения и местом сбора1.

1. Опрос проводился ТС «Пятерочка» в ноябре 2022 года, после 5 месяцев работы проекта, среди покупателей в возрасте старше 18 лет на территории магазинов со статусом ЦМС. География проведения: г. Москва и Московская область, г. Екатеринбург и Свердловская область, Краснодарский край. В опросе приняли участие около 3000 человек.

Методология оценки проекта

Комплексная оценка воздействия проекта включала следующие направления:

  • вклад проекта в устойчивое развитие местных сообществ, социальный и экологический вклад;
  • соответствие бизнес-целям корпоративной социальной ответственности торговой сети и компании.

Оценочное исследование проводилось в ноябре 2022 — январе 2023 года специалистами Благотворительного фонда «Культура благотворительности» и состояло из нескольких этапов:

1. Кабинетное исследование (28.11.2022–05.12.2022) — знакомство с документами проекта, информацией о проекте из открытых источников, выбор модели для анализа воздействия проекта.

2. Качественное исследование (08.12.2022–12.01.2023) — проведение интервью и фокус-групп с основными стейкхолдерами проекта:

  • координатор проекта от торговой сети;
  • руководитель и методист проекта от торговой сети, руководители организации и руководители проекта в фондах-партнерах — «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории»;
  • менеджеры и наставники, осуществляющие поддержку комьюнити-менеджеров от двух фондов (4 человека);
  • комьюнити-эксперты, принимавшие участие в пилотном этапе проекта, который был реализован без партнеров (3 человека);
  • комьюнити-менеджеры от фондов-партнеров (13 человек);
  • директора магазинов из двух кластеров проекта (11 человек);
  • сотрудники магазинов (5 человек);
  • стейкхолдеры из местных сообществ — организаторы мероприятий на базе ЦМС (11 человек).

В ходе интервью участники описывали различные мероприятия и инициативы, которые им кажутся наиболее успешными и значимыми для сообщества, а также те, что удалось тиражировать на ряд магазинов, и которые могут быть тиражированы в будущем. В настоящий момент методист фонда «Добрый город Петербург» работает над сборником успешных практик и кейсов для организаторов ЦМС в магазинах, которые планируют подключаться к проекту.

В ряде случаев проект ЦМС оказался особенно успешным за счет того, что люди в населенном пункте уже были знакомы и взаимодействовали друг с другом. В этих случаях ЦМС стал площадкой и источником новых возможностей для такого взаимодействия. Другой фактор успешности ЦМС — наличие среди стейкхолдеров организаций, которые заинтересованы в выходе на сообщество и могут предложить людям интересные форматы и активности.

Модель B4SI для анализа результатов проекта

За основу разработки системы оценки и управления социальным и экологическим воздействием проекта был взят глобальный стандарт оценки и управления корпоративным социальным воздействием B4SI (Business for Societal Impact).

Модель B4SI позволяет компаниям и их партнерам получить информацию о воздействии, которая может в дальнейшем использоваться для решения ряда задач:

  • обеспечить последовательный подход к оценке вкладов (вложения, инвестиции в разных их формах, например деньги, товары и услуги), результатов и воздействия компании и партнеров;
  • получить данные для принятия стратегических решений о будущих направлениях деятельности, целях и KPI компании в сообществе с учетом контекста;
  • определить и верифицировать результаты для сообщества и компании;
  • получить информацию для оптимизации проекта и вовлечения новых участников, в том числе из числа сотрудников компании.
  • рассказать о результатах инвестиций компании в сообщество ключевым стейкхолдерам.

В обобщенном виде компоненты модели B4SI представлены на Рисунке 1.  

Источник / Source : B4SI. (2023). Retrieved from: https://b4si.net/. (accessed: 07.03.2024)

Результаты комплексной оценки

Одной из задач анализа проекта ЦМС являлось описание основных компонентов модели B4SI и выработка рекомендаций по сбо ру данных о продуктах, результатах и воздействии проекта. Основная информация по блокам «Вклады» и «Продукты» содержится в отчетности операторов проекта, поэтому в первую очередь было важно структурировать имеющиеся данные и предложить систему результатов и индикаторов для блока «Воздействие» для местного сообщества и окружающей среды.

1. Вклады

Проект ЦМС имеет комплексный характер и дизайн, поэтому для правильного анализа вложенных в него ресурсов необходимо учитывать не только его финансовую составляющую. Для этого в ходе интервью была собрана информация о ресурсах сети магазинов, которые используются для работы ЦМС.

Важнейшим вкладом в работу ЦМС в натуральной форме со стороны торговой сети является предоставление площадей в магазинах под оборудование ЦМС и мероприятия. Этот вклад можно оценить в денежном выражении, исходя из выделенной площади и ставки аренды помещений магазинов. Компания финансирует не только запуск ЦМС, но и обеспечивает их полиграфической продукцией для проведения мероприятий, а также, например, оформляет выставки в магазинах.

Несмотря на то, что таких фактов не было установлено в ходе фокус-групп, если в рамках каких-либо мероприятий происходило пожертвование товаров, необходимо учитывать их стоимость в группе вкладов в натуральной форме, наряду со стоимостью публикаций и рекламных площадей или эфирного времени на радио «Голос «Пятёрочки», если они выделялись для продвижения проекта.

Если оценивать вклады с точки зрения временных затрат сотрудников магазинов, необходимо учитывать стоимость рабочего времени директоров и принимающих участие в работе и мероприятиях ЦМС сотрудников магазинов, которое они уделяют участию в проекте. Как правило, рабочее время учитывается в часах, а его стоимость рассчитывается исходя из оклада, включая страховые взносы на ФОТ.

Помимо перечисленных выше вкладов, рекомендуется учитывать затраты самой компании на управление проектом ЦМС: заработная плата или другое вознаграждение специалиста, который осуществляет координацию проекта от торговой компании, а также сотрудников других подразделений, принимающих участие в управлении проектом. К этим расходам следует также отнести затраты на офисное оборудование, связь, командировки, административные расходы, связанные с реализацией проекта. Сюда же будут относиться затраты на услуги консультантов. Такие расходы будут учитываться дополнительно, если они не входят в основное финансирование проекта, которое учитывается в финансовой поддержке.

С точки зрения целевого назначения, вклады торговой сети в проект ЦМС являются социальными инвестициями, поскольку проект инициирован самой компанией, у него есть четко поставленные цели, задачи и видение результатов, а также постоянный контроль и анализ их достижения.

Поскольку развитие и поддержка сообществ в модели B4SI не выделяются как отдельная тема, это направление можно отнести либо к разделу «Другое», либо ко всем темам, представленным в модели. Дело в том, что проект ЦМС может в равной степени поддерживать деятельность в области образования, здравоохранения, экономического развития и благополучия людей и т. д., в зависимости от потребностей местных сообществ и наличия активных стейкхолдеров, которые занимаются разными темами.

По географии проекта: в глобальной классификации B4SI он будет относиться к проектам в Европе, но для анализа результатов и управления ими, внутри проекта лучше анализировать географию по субъектам РФ, потому что, как было установлено в рамках фокус-групп, характеристики регионов и населенных пунктов в них могут влиять на особенности реализации проекта.

2. Продукты

Исходя из дизайна, целей и задач проекта ЦМС в рамках модели B4SI для него представляется целесообразным учет следующих продуктов:

Для сообщества:

  • Количество людей, охваченных проектом или получивших поддержку: общее количество гостей магазина и/или участников мероприятий, которые были проинформированы о проекте ЦМС или приняли в нем непосредственное участие.
  • Типы благополучателей: участники мероприятий для детей, пожилых, социально незащищенных граждан, людей с инвалидностью, экологических или культурных мероприятий и т. д. Отдельно от участников мероприятий можно учитывать гостей магазина, которые проинформированы о работе ЦМС, но еще не участвовали в конкретных мероприятиях.
  • Количество НКО или других организаций в сообществе, которые получили поддержку: коммерческие, НКО (отдельно можно учитывать государственные и муниципальные учреждения), инициативные группы, индивидуальные предприниматели, активисты, творческие деятели и т. д.
  • Другие актуальные для компании показатели в зависимости от специфики проекта: количество мероприятий по разным темам и направлениям — чтобы наиболее полно представить масштаб и направления воздействия проекта, а также сделать выводы о том, какие мероприятия наиболее востребованы и актуальны для разных сообществ.

Для бизнеса:

  • Количество сотрудников, вовлеченных в проект: число директоров и сотрудников магазинов, на базе которых функционируют ЦМС, которые принимают участие в проекте.
  • Количество охваченных клиентов/потребителей: данный показатель для проекта ЦМС целесообразнее учитывать в результатах для сообщества — в проекте гости магазинов становятся одной из ключевых групп и благополучателей.
  • Количество охваченных поставщиков/дистрибьюторов: количество организаций в цепочке создания ценности, проинформированных о проекте ЦМС и/или принимающих в нем участие в качестве организаторов акций и мероприятий или в других форматах.
  • Другие важные стейкхолдеры, охваченные проектом: важно учитывать возможные и уже реализуемые партнерства на федеральном уровне с компаниями и организациями, которые не связаны напрямую с бизнесом торговой сети, но заинтересованы в развитии местных сообществ, выходе на гостей магазинов и поиске синергии с проектом ЦМС.
  • Количество публикаций о проекте: в проекте ЦМС поставлены задачи и ведется учет количества публикаций в преддверии и по итогам мероприятий ЦМС.

В рамках анализа софинансирования для проекта ЦМС в первую очередь представляется актуальным pro bono вклад в проведение мероприятий на базе ЦМС со стороны партнеров-стейкхолдеров (как правило, это будет стоимость работы ведущих/ тренеров/кураторов мероприятия, потому что материалы для мероприятий в большинстве случаев финансируются из бюджета проекта ЦМС), а также время, которое посвящают проекту директора и сотрудники магазинов вне своего рабочего графика.

Участники фокус-групп и интервью также упоминали кейсы, когда в рамках работы ЦМС проводились благотворительные сборы средств, собранные в рамках таких инициатив средства также можно учитывать как продукт работы проекта.

3. Воздействие

Как было отмечено ранее, модель B4SI учитывает продукты, результаты и воздействие для людей и организаций, которые были непосредственно затронуты проектом, без учета косвенных бенефициаров деятельности. Ключевые стейкхолдеры проекта ЦМС, в соответствии с таким подходом:

  • представители местных сообществ — гости магазинов и участники мероприятий;
  • организаторы мероприятий на базе ЦМС;
  • директора и сотрудники магазинов;
  • компания в целом.

Все заинтересованные стороны критически важны для успеха проекта: ЦМС нельзя запустить без взаимодействия с директором и сотрудниками магазинов, его сложно наполнить осмысленной и значимой деятельностью без местных стейкхолдеров, а без гостей магазина и участников мероприятий нельзя сформировать сообщество. Таким образом, проект обладает сложной структурой еще и потому, что в нем нужно учитывать и балансировать интересы как минимум трех ключевых заинтересованных сторон.

Результаты для местного сообщества

Работа ЦМС — деятельность для сообщества, но, как показало исследование, во многих случаях она становится еще и деятельностью по формированию местного сообщества. Зачастую люди не рассматривают магазин как место, где можно не только покупать, но и участвовать в мероприятиях, заниматься благотворительностью, находить новых друзей или получать поддержку. Благодаря проекту происходит сближение местного сообщества, окружения и магазина, бренд компании социализируется в глазах покупателя и самих сотрудников.

Основываясь на данных, полученных в ходе интервью от КМ, директоров и сотрудников магазинов, можно сделать некоторые выводы о том, какие изменения отмечаются у гостей магазинов, затронутых деятельностью ЦМС. В соответствии с моделью B4SI, эти изменения необходимо охарактеризовать по глубине воздействия и его типу.

В целом, по наблюдениям КМ, директоров и сотрудников магазинов, а также организаторов мероприятий, гости положительно относятся к работе ЦМС, интересуются инициативами и мероприятиями, в которых можно принять участие. Кроме того, некоторые сотрудники и КМ отмечают, что гости магазинов выражают готовность внести свой вклад в проводимые мероприятия. Таким образом, для людей магазин постепенно становится местом, где можно принять участие в интересных мероприятиях и добрых делах.

По мнению участников проекта, очевидна разница по включению местного сообщества в ЦМС между большими городами и маленькими населенными пунктами. В селах, станицах, где зачастую закрыты дома культуры, библиотеки или другие общественные центры, ЦМС в магазине становится единственным местом, где местные жители могут собраться, пообщаться, вместе провести какие-то мероприятия. При этом как таковое сообщество в этих местах уже сформировано.

В ходе исследования было проверено первоначальное предположение, что ЦМС могут быть более интересны определенным целевым группам: детям, родителям, пожилым людям или молодежи. Однако все участники проекта отметили, что явного фаворита в целевых группах нет. Скорее, количество участников из той или иной целевой группы зависит от расположения магазина и направления деятельности тех организаций/людей, которые проводят мероприятия. Например, наличие рядом с магазином детских учреждений способствует большему вовлечению в деятельность ЦМС детей и их родителей.

На основании мнений, высказанных участниками фокус-групп, был сформирован список основных результатов, которые достигаются у членов местных сообществ благодаря проекту:

  • развитие добрососедства и взаимопомощи;
  • саморазвитие, самореализация;
  • расширение круга общения;
  • новые знания и навыки;
  • участие в благотворительности (в т. ч. волонтерство);
  • улучшение эмоционального/психологического самочувствия.

На основании списка основных результатов для представителей местных сообществ разработана карта стейкхолдера «Сообщество» (Рисунок 2).

Воздействие проекта

Воздействие проекта ЦМС для организаций было уточнено в рамках фокус-групп со стейкхолдерами — организаторами мероприятий в ЦМС, в результате которых получена информация о положительном воздействии по ряду направлений, обозначенных в модели B4SI.

В настоящий момент в проекте организуют и проводят мероприятия:

  • некоммерческие организации;
  • муниципальные бюджетные организации;
  • коммерческие организации;
  • инициативные граждане.

Кроме того, во многих случаях мероприятия/акции придумываются и проводятся самими КМ. Также есть примеры, когда инициативу и организацию активностей берет на себя директор магазина.

Поиск и привлечение в проект организаторов мероприятий практически полностью осуществляют КМ. Данная работа проводится в основном в формате рассылки информационных писем и личных встреч. Привлечение в проект того или иного организатора во многом определяется их расположением рядом с магазином. Также включаются организации, работающие на территории города, поселка или региона. В некоторых случаях удается начать сотрудничество с крупными НКО, действующими на межрегиональном или федеральном уровне (фонды «Синдром любви», «Даунсайд Ап», «Старость в радость» и другие). Также ЦМС участвуют в масштабных сетевых акциях, проводимых Х5 Group совместно с крупными партнерами.

Формат мероприятий и акций ЦМС включает выставки, мастер-классы, лекции, концерты, буккроссинг, информационные кампании и т. д. Выбор того или иного формата для конкретного ЦМС во многом зависит от возможностей магазина, в частности, от наличия достаточного пространства в магазине и готовности сотрудников магазина участвовать в проведении мероприятий. По мнению многих участников фокус-групп, наибольший отклик имеют мероприятия и активности для детей и для людей старшего поколения. При этом тематика и целевая группа в большей степени зависят от направлений деятельности и целевой группы организатора мероприятия.

Участники фокус-групп — организаторы мероприятий — отметили основные результаты, которые происходят у них благодаря участию в проекте:

  • дополнительные ресурсы (PR, реклама, место для проведения, материалы для мероприятий);
  • увеличение числа сторонников организации (участники, подписчики, партнеры);
  • увеличение числа клиентов и заказов;
  • повышение статуса/имиджа;
  • расширение ЦА (привлечение новых для организации участников);
  • увеличение числа волонтеров;
  • повышение доверия/лояльности к организации и ее ЦА;
  • новый опыт и расширение возможностей для сотрудников организации;
  • расширение для сотрудников организаций возможностей участия в социальных активностях;
  • возможность реализовать свои инициативы (повысить самооценку);
  • возможность привлечь дополнительное финансирование деятельности организации.

На основании списка основных результатов для представителей местных сообществ разработана карта стейкхолдера «Организаторы мероприятий» (Рисунок 3).

Воздействие на окружающую среду в рамках модели B4SI учитывает улучшения в состоянии окружающей среды в результате поддержки экологических проектов, а также положительные изменения в поведении людей, связанном с вопросами экологии и устойчивого потребления. В ходе фокус-групп все участники говорили о том, что на базе ЦМС проводятся экологические мероприятия — в основном связанные с изменением экологического поведения людей — раздельным сбором и переработкой отходов, повторным использованием вещей и т. д.

Для того чтобы зафиксировать экологическое воздействие проекта, в модели необходимо указать долю мероприятий экологической тематики в ЦМС в общем количестве мероприятий. Также можно указать число таких событий и сумму или долю бюджета, которая была направлена на их реализацию.

Воздействие проекта ЦМС на бизнес в соответствии с моделью B4SI, оценивается по направлениям «сотрудники» и «бизнес в целом»:

Воздействие на бизнес в целом для проекта ЦМС было проанализировано на основании информации, полученной от участников фокус-групп и интервью. В этой области были отмечены следующие положительные изменения:

  • развитие кадрового потенциала: повышение лояльности сотрудников, принимающих участие в проекте ЦМС, повышение привлекательности магазинов в качестве места работы;
  • улучшение отношений/восприятия стейкхолдеров — директора и сотрудники магазинов в ходе фокус-групп отметили рост лояльности и положительного отношения гостей магазинов, которые теперь воспринимают «Пятёрочку» не просто как продавца продуктов и товаров первой необходимости, но и как социально ответственную компанию, заботящуюся о сообществе;
  • развитие бизнеса — участники фокус-групп отмечают рост показателя NPS (Net Promoter Score, индекс лояльности клиентов) и трафика в магазинах, в связи с проектом ЦМС. В более долгосрочной перспективе и по мере распространения модели ЦМС, возможно, будут отмечены и другие положительные результаты этого проекта для бизнеса.

Участие директоров и сотрудников в мероприятиях ЦМС

Отдельно необходимо остановиться на том, какие происходят изменения у директоров и сотрудников магазинов в связи с проектом ЦМС.

Отсутствие или наличие мотивации у директора и сотрудников участвовать в проекте — один из ключевых факторов, влияющих на успешность и результативность проекта в конкретном магазине.

Участие директоров в мероприятиях ЦМС происходило как в минимальном, так и в максимальном объеме. Минимальный — это когда директор магазина разрешает деятельность по проекту, но активного участия не принимает. Максимальный — когда сам инициирует мероприятия по проекту, активно участвует в организации мероприятий в рабочее и нерабочее время (часто мероприятия проводятся в выходные дни и в вечернее время), а также вовлекает и мотивирует сотрудников магазина.

В единичных случаях участники фокус-групп отметили ситуации, когда директора магазинов не только не оказывали содействие реализации проекта в своем магазине, но и всячески препятствовали работе КМ. Это связано с тем, что иногда руководители магазинов не были мотивированы на участие в проекте, у них не было полной информации о нем, его целях и задачах, особенностях и преимуществах реализации, и главное — о том, что новая роль «Пятёрочки» — это интегральная часть работы сети, а не просто инициатива, которая пришла извне. В связи с этим опытом было принято стратегическое решение на следующих этапах брать магазин в проект только по собственному желанию его сотрудников, а также предусмотреть обучение для директоров и сотрудников, обмен опытом и лучшими практиками работы ЦМС.

Концепт проекта основан на добровольности, самостоятельном желании людей быть его участниками. Перед нами стоит задача найти главных интересантов проекта — тех, кто не только сам будет вовлечен в проект, но и сможет стать его драйвером и инициатором событий, как среди сотрудников, так и среди партнеров и гостей магазинов.

Участие сотрудников магазина в проекте может ограничиваться как работой одного ответственного за проект администратора, координирующего вопросы, связанные с организацией мероприятий, так и вовлечением всей команды сотрудников, которые предлагают идеи мероприятий, участвуют в их подготовке и проведении, берут на себя работу по продвижению ЦМС и информированию гостей, занимаются украшением торгового зала, а также участвуют в конкурсах для сотрудников, приводят своих детей на мероприятия.

Возможность участия в различных активностях по проекту позволяет сотрудникам развиваться в различных направлениях, не связанных напрямую с их должностными обязанностями, проявить свои таланты, креативность, доброту и заботу об окружающих, реализовать творческий потенциал, а в некоторых случаях и воплотить свои давние мечты. В некоторых магазинах директора отмечали, что активное вовлечение сотрудников в мероприятия способствовало сплочению рабочего коллектива.

В большинстве случаев в ходе дальнейшего разворачивания проекта в магазине (включение в работу КМ, установка оборудования, проведение мероприятий) у сотрудников появлялся интерес, мотивация, положительные эмоции и удовлетворение от возможности делать добрые дела, заботиться о других. Особенно когда команда начинала видеть первые результаты и изменения, связанные с участием магазина в проекте — положительный отклик, интерес и одобрение со стороны гостей магазина, увеличение трафика, рост выручки розничного товарооборота (РТО) и показателя NPS.

В дальнейшем, если проект будет реализовываться на базе магазинов, работающих по модели «директор-партнер», рост трафика и NPS может влиять на уровень дохода директора и сотрудников (ежегодные выплаты, премии), что может стать важным фактором, мотивирующим команду магазина на активное участие в проекте. Два года назад компания начала внедрять культуру партнерства в систему управления — подход, при котором каждый сотрудник напрямую заинтересован в результате работы компании — как если бы это был его собственный бизнес. Участникам программы «Директор магазина — партнер» компания предоставляет больше свободы, дает дополнительные инструменты и полномочия на местах, мотивируя директоров магазинов развивать бизнес фактически в качестве партнера. Таким образом, директора магазинов, работающих по этой модели, теперь напрямую могут влиять на бизнес-результаты, улучшая свои профессиональные навыки и повышая собственный доход и доход сотрудников за счет премий, которые выплачиваются по итогам года в зависимости от выручки магазина.

Также в ходе фокус-групп отмечалось, что проект вносит разнообразие в рутинную работу, улучшает настроение сотрудников, добавляет креатива, т. е. повышается лояльность не только у гостей магазина, но и у сотрудников и будущих соискателей.

Таким образом, основными существенными результатами проекта для директора и сотрудников являются:

  • улучшение настроения, положительные эмоции от работы и участия в мероприятиях ЦМС;
  • увеличение трафика, рост выручки и показателя NPS магазина;
  • сплочение рабочего коллектива;
  • реализация своих талантов и идей;
  • повышение лояльности к магазину и гордость за бренд.

На основании списка основных результатов для директоров и сотрудников разработана карта стейкхолдера «Директора и сотрудники магазинов» (Рисунок 4).

Заключение

В исследовании представлена в общем виде модель B4SI для проекта ЦМС. На основании данных, собранных в ходе исследования, описаны основные компоненты модели — вклады, продукты и направления воздействия.

В целом анализ стейкхолдеров и результатов проекта ЦМС на базе магазинов торговой сети показал, что идея ЦМС соответствует программе направления устойчивого развития «Пятёрочка с заботой», позволяя вовлечь в деятельность как сотрудников магазинов, так и их гостей. За счет своей концепции и возможности интеграции в повседневные бизнес-процессы сети магазинов, проект обладает высоким потенциалом для тиражирования.

На данном этапе реализации проекта были отмечены следующие основные результаты проекта для местного сообщества:

  • развитие добрососедства и взаимопомощи;
  • саморазвитие, самореализация;
  • расширение круга общения;
  • новые знания и навыки;
  • участие в благотворительности (в т. ч. волонтерство);
  • улучшение эмоционального/психологического самочувствия.

Основные результаты для организаций — операторов и стейкхолдеров проекта, которые проводят мероприятия в ЦМС:

  • дополнительные ресурсы (PR, реклама, место для проведения мероприятий, материалы для мероприятий);
  • увеличение числа сторонников организации (участники, подписчики, партнеры);
  • увеличение числа клиентов и заказов;
  • повышение статуса/имиджа;
  • расширение ЦА (привлечение новых участников);
  • увеличение числа волонтеров;
  • повышение доверия/лояльности к организации и ее ЦА;
  • новый опыт и расширение возможностей для сотрудников организации;
  • расширение возможностей сотрудников (бизнес) участия в социальных активностях;
  • возможность реализовать свои инициативы (повысить самооценку);
  • возможность привлечь дополнительное финансирование деятельности организации.

Основные результаты для директоров и сотрудников магазинов:

  • улучшение настроения, положительные эмоции от работы и участия в мероприятиях ЦМС;
  • увеличение трафика, рост выручки и показателя NPS магазина;
  • сплочение рабочего коллектива;
  • реализация своих талантов и идей;
  • повышение лояльности к магазину и гордость за бренд.

Основные результаты для торговой сети:

  • развитие кадрового потенциала сотрудников;
  • повышение лояльности сотрудников и привлекательности компании как работодателя;
  • восприятие торговой сети как социально ответственной компании;
  • рост доверия и лояльности бренду.

Для такого проекта как ЦМС (сложносоставного, длительного, с прицелом на системность) модель B4SI кажется максимально адаптивной и для последующих этапов проекта. Кроме того, данная модель отличается емкостью и вариативностью оценки эффектов в части их интерпретации. Благодаря ей можно оценить сложный проект, в котором есть большое количество заинтересованных сторон, организаторов, разных целевых аудиторий, а также разного уровня вовлеченности участников.

Модель B4SI позволяет сделать описание возможных результатов социальных инвестиций, что также подходит для оценки ЦМС. Однако в дальнейшем не исключается использование дополнительных методов для более подробной оценки непосредственно эффектов, выведенных по модели B4SI. Такое отслеживание долгосрочных социальных результатов нуждается в накоплении эффектов от проекта и станет возможным на следующих этапах развития «Центров местного сообщества».

Анна Гусейнова, социальный антрополог, ведущий эксперт проекта «Центры местного сообщества»

 


Assessing the Community Centers Project Using the B4SI Global Standard

Local artist exhibitions, children’s workshops, author-led tours, festive gatherings, and much more — all within walking distance from home... Stores serve as hubs where the paths of diverse individuals intersect, thus serving as community centers. In our coverage, we delve into how the ongoing efforts of the community center network within these stores cultivate neighborliness and mutual aid, assess the project’s impact on local communities and businesses, and highlight significant outcomes for key project stakeholders.

Project information

The socially oriented Community Centers (CC) project kicked off in August 2021, initiated by the Pyaterochka retail chain. A part of the Pyaterochka with Care program, it aligns with X5 Group’s sustainable development agenda.

The project aims to alleviate feelings of loneliness, fear, and insecurity while mitigating the growing sense of alienation and social tension in communities. Each store becomes a local community hub, offering areas for residents to exchange notices and goods, alongside hosting regular social events open to all. These events, addressing themes such as ecology, healthy living, elder and child welfare, charity, territorial development, and cultural endeavors, align with the strategic objectives of the retail chain’s social responsibility program. The program requires approximately 4-6 events per year. Additionally, each area receives over 300 case studies via CC to implement local initiatives. These initiatives are organized by local activists, NGOs, social entrepreneurs, and store personnel. Besides establishing CC zones and organizing events, the project provides informational outreach to employees and residents, effectively turning each CC-designated store into a platform with informational and infrastructural capacity to boost social engagement, unite people and organizations, thereby amplifying local community strength.

CC establishment is not a one-off event but an ongoing, systematic initiative. By 2023, the program expanded from 350 to 1,350 stores across 32 regions (previously 9), engaging over 7 million individuals in socially relevant activities.

NGO partners for the CC project include charitable foundations such as Dobryi Gorod St. Petersburg and Good Stories, employing a community foundation model to drive community development, activate and support various initiatives by NGOs and individuals. The project provides partners with a unique avenue to fulfill their mission within the context of retail chain stores.

Project goals:

  • Social Objectives: Creating an environment that is good for local community development (spreading neighborly practices, promoting care among residents for each other and their surroundings, enabling self-development and fulfillment within proximity to home, etc).
  • Business Objectives: Attracting new customers, enhancing loyalty among existing patrons, increasing employee satisfaction within the retail chain’s stores, and instilling pride in the company as a whole.

Project audience

The primary target audience comprises employees and visitors of the retail chain residing near its CC-designated stores. Additionally, numerous indirect stakeholders are involved, including:

  • Local and federal NGOs operating within specific territories.
  • Local activists.
  • Governmental and municipal bodies and institutions.
  • Other socially responsible businesses in the area open to partnership ventures.
  • Cultural and educational institutions.

Project stages

1. In 2020-2021, in collaboration with the Tsentsiper Bureau and You Social agency, the project concept was developed, leading to the implementation of two pilots — initially in 5, then in 50 stores across four regions: Moscow, Moscow Region, Krasnodar Region, and Sverdlovsk Region. Expert community managers (CMs) were brought in to spearhead the stores’ new role, aiding in center launches, introducing stakeholders to new resources, and educating store employees about the project’s mechanics and center capabilities.

2. A more extensive pilot took place in 2022-2023, involving 354 stores across 9 regions, organized into two clusters by operator funds. Each operator fund established a project support team comprising CMs, with one manager overseeing 25 stores.

Starting from spring 2023, the project entered its replication phase. Presently, it is operational in 1,350 stores spanning over 450 locations across Russia. According to a 2022 survey, 81% of shoppers advocated for the project’s continuation, as CCs have become pivotal attractions and gathering spots for them.1

1. The survey was conducted by Pyaterochka retail chain in November 2022, after 5 months of project operation, among customers aged over 18 years old within stores with the CC status. Geography: Moscow and Moscow Region, the city of Yekaterinburg and Sverdlovsk Region, Krasnodar Region. Survey participants amounted to circa 3,000 people.

Project assessment methodology

  • The comprehensive assessment of the project’s impact covered the following dimensions:
  • The project’s contribution to the sustainable development of local communities, both socially and environmentally.
  • Alignment with the business objectives of the retail chain and the overarching corporate social responsibility goals.
  • The assessment study, conducted between November 2022 and January 2023, was led by experts from the “Charity Culture” Charitable Foundation and consisted of several key phases:

1. Desk Research (November 28, 2022 — December 5, 2022) involved familiarizing with project documentation, gathering information from open sources, and selecting a model for analyzing the project’s impact.

2. Qualitative Research (December 8, 2022 — January 12, 2023) comprised interviews and focus group discussions with key project stakeholders:

  • Project coordinator from the retail chain;
  • Project manager and methodologist from the retail chain, as well as leaders of partner organizations and project managers from Dobryi Gorod St. Petersburg and Good Stories;
  • Managers and mentors supporting community managers from two foundations (4 people);
  • Community experts involved in the project’s pilot phase carried out without partner help (3 people);
  • Community managers from partner funds (13 people);
  • Store directors from two project clusters (11 people);
  • Store employees (5 people);
  • Stakeholders from local communities, such as event organizers at the CCs (11 people).

During the interviews, participants highlighted various successful initiatives and activities that held significance for the community. They also discussed initiatives that have been replicated across multiple stores and those with potential for future replication. Currently, the methodologist from the Dobryi Gorod St. Petersburg Foundation is curating a collection of successful practices and case studies for CC organizers in stores planning to join the project.

In some instances, the CC project achieved exceptional success due to pre-existing social networks and interactions within the community. In these cases, the CC served as a platform and catalyst for further interaction. Another key success factor for CMCs was the involvement of stakeholders, including organizations keen on engaging with the community and offering innovative formats and activities.

B4SI model for analyzing project outcomes

The B4SI (Business for Societal Impact) model, a global standard for corporate social impact assessment and management, formed the foundation for developing the project’s social and environmental impact assessment and management system.

The B4SI model empowers companies and their partners by providing impact information essential for various purposes, including:

  • Ensuring a consistent approach to assessing contributions (inputs, various forms of investment, e.g. money, goods and services), outcomes, and impacts across company and partner initiatives;
  • Informing strategic decisions regarding future directions, goals, and key performance indicators (KPIs) within the community context;
  • Identifying and verifying outcomes for both the community and the company;
  • Optimizing project operations and engaging new participants, including company employees;
  • Communicating the results of community investments to key stakeholders;

The components of the B4SI model are summarized in Figure 1.

Источник / Source : B4SI. (2023). Retrieved from: https://b4si.net/. (accessed: 07.03.2024)

Results of the comprehensive assessment

One of the primary objectives in analyzing the CC project was to delineate the core components of the B4SI model and devise recommendations for gathering data on the project’s products, outcomes, and impacts.

The fundamental information regarding the Inputs and Products segments resides within the reports provided by the project operators. Therefore, the initial focus was on structuring the available data and proposing a framework of outcomes and indicators for the Impact segment concerning the local community and environment.

1. Inputs

Given the CC project’s multifaceted nature and design, a comprehensive analysis of the resources invested in it necessitated considering more than just its financial aspect. To achieve this, insights were gathered during interviews concerning the resources of the retail chain utilized for CC operations.

The most substantial in-kind contribution to the CCs from the retail chain involves providing space within stores for CC equipment and activities. This contribution could be monetarily assessed based on allocated floor space and store premises’ rental rates. Additionally, the company not only funds CC launches but also provides them with printed materials for events and designs exhibitions within stores.

While no instances of such occurrences were identified during the focus group research, if goods were donated as part of any events, their value should be integrated into the in-kind inputs category, along with the value of publications, advertising space, or airtime on Voice of Pyaterochka radio, if allocated for project promotion.

When evaluating contributions in terms of time invested by store employees, consideration must be given to the value of directors’ and participating store employees’ time dedicated to CC activities and events. Typically, working hours are accounted for, and their value is calculated based on salary, including payroll insurance contributions.

Furthermore, it is advisable to factor in the company’s own expenses for managing the CC project, encompassing salaries or other compensation for the specialist coordinating the project from the trading company, along with employees from other departments involved in project management. These costs should also cover office equipment, communication, travel, and administrative expenses associated with project implementation, including consultant service fees. Such costs are counted separately if they are not part of the core project funding (which in turn is accounted as a financial support).

From a targeting perspective, the retail chain’s contributions to the CC project represent social investments, given that the project is initiated by the company itself, with clearly defined goals, objectives, and envisioned results, coupled with ongoing monitoring and analysis of their achievement.

Since community development and support are not explicitly outlined as separate themes in the B4SI model, this aspect could be classified under either the “Other” section or encompassed within all the themes presented in the model. The rationale is that a CC project can equally support activities across education, healthcare, economic development, and human welfare, depending on the needs of local communities and the involvement of active stakeholders engaged in various domains.

Regarding the project’s geographical scope, while classified globally under B4SI as projects in Europe, it is more fitting to analyze and manage results within the project by federal subjects of Russia. This approach stems from findings during the focus group research indicating that regional characteristics can influence project implementation nuances.

2. Products

Considering the design, goals, and objectives of the CC project within the B4SI model, it seems the most appropriate to account for the following products:

For the community:

  • The number of individuals reached or supported: encompassing total store visitors and/or event participants informed about or directly involved in the CC project.
  • Beneficiary types: participants in events catering to children, the elderly, socially disadvantaged individuals, people with disabilities, environmental or cultural events, etc. Additionally, separate consideration can be given to store visitors informed about CC work but yet to participate in specific events.
  • The count of NGOs or other community organizations receiving support: commercial entities, NGOs (state and municipal institutions can be distinguished separately), initiative groups, individual entrepreneurs, activists, artists, etc.
  • Other relevant indicators for the company based on project specifics: such as the number of activities across various topics and areas to comprehensively depict project scale and impact areas, and to draw insights on the most sought-after and relevant activities across different communities.

For business:

  • Number of engaged employees: This metric encompasses the count of directors and store staff involved in the project, forming the backbone of CC operations.
  • Number of reached clients/consumers: This indicator is best accounted for in community outcomes, as store guests become a pivotal group and beneficiaries within the CC project.
  • Number of reached suppliers/distributors: This entails the tally of organizations within the value chain informed about or participating in the CC project, serving as promoters of events or engaging in other capacities.
  • Other significant stakeholders engaged by the project: It’s crucial to consider potential and existing partnerships at the national level with companies and organizations not directly linked to the retail chain’s business but invested in local community development, engaging store visitors, and aligning with the CC project.
  • Number of project publications: The CC project sets objectives and tracks the volume of publications leading up to and following CC events.

In analyzing co-financing for the CC project, a pro bono contribution towards CC-based events by stakeholder partners appears particularly relevant. This often translates into the cost of event hosts, trainers, or facilitators, as event materials are typically financed from the CC project budget. Additionally, the time dedicated by store directors and employees outside their regular work hours is a significant factor.

Focus group participants and interviewees also highlighted instances where charitable fundraisers were conducted as part of CC activities. Funds collected through such initiatives are also considered as products of the project.

3. Impact

As previously noted, the B4SI model considers products, outputs, and impacts for individuals and organizations directly affected by the project, excluding indirect beneficiaries. Key stakeholders of the CC project under this framework include:

  • Representatives of local communities — store guests and event participants;
  • Organizers of events based on the CC;
  • Store directors and staff;
  • The company as a whole.

All these stakeholders are crucial to the project’s success. The CC cannot thrive without the involvement of store managers and staff. Moreover, meaningful and relevant activities heavily rely on local stakeholders, while community building is impossible without store guests and event participants. Thus, the project’s complexity lies in balancing the interests of at least three key stakeholders.

Community outcomes

While the CC primarily serves as a community activity, research suggests it also facilitates community development. Often, individuals view stores not just as shopping venues but also as spaces for engagement, charity, social connections, and support. Through the project, communities, environments, and stores become more interconnected, and the company’s brand gains social significance among customers and employees alike.

Based on insights from CMs, store directors, and employees, it is evident that CCs bring about noticeable changes in store guests’ experiences. According to the B4SI model, these changes need to be characterized based on their impact depth and nature.

Overall, observations from CMs, store directors, staff, and event organizers indicate a positive reception towards CC activities among guests, who show interest in participating. Some employees and CMs even note guests’ willingness to contribute to these activities. Thus, stores are gradually evolving into places where people engage in meaningful events and acts of kindness.

Project participants point out a distinct difference in community involvement in CCs between large cities and small towns. In rural settlements lacking cultural centers, libraries or public spaces, the store hosting a CC becomes the only spot for the residents to gather and have a chat or do something together. However, these communities already have established themselves.

The study explored the initial assumption that CCs might appeal more to specific target groups like children, parents, older adults, or youth. However, participants noted that no particular group dominates. Participation often depends on the store’s location and the activities organized by local organizations or individuals. For instance, the presence of childcare facilities near the store tends to attract more children and parents to CC activities.

Based on feedback from focus group participants, we have made the list of the primary outcomes that community members achieve through the project:

  • Cultivation of neighborly bonds and mutual support;
  • Personal growth and fulfillment;
  • Broadened social circles;
  • Acquisition of new knowledge and skills;
  • Active involvement in charity, including volunteering;
  • Improved emotional and psychological well-being.

This comprehensive list has become the basis for the creation of a stakeholder map titled “Community” (Figure 2).

Project impact

The CC project’s impact on organizations was clarified through focus groups involving stakeholders who organize CC events. The discussions revealed positive effects across various domains outlined in the B4SI model. Presently, the project organizes events involving:

  • non-profit organizations;
  • municipal budgetary organizations;
  • commercial enterprises;
  • civic-minded individuals.

In numerous instances, events are conceived and executed by the CMs themselves, with some initiatives even managed by store directors.

The task of sourcing and engaging event organizers largely falls to the CMs, primarily through informational outreach and face-to-face interactions. The selection of organizers often hinges on their proximity to the store, involving organizations operating within the city, town, or region. Collaborations with prominent NGOs at the regional or federal level, such as the Love Syndrome, Downside Up, and Joy of Old Age foundations, also take place occasionally. Additionally, CCs actively participate in large-scale network campaigns organized by X5 Group in collaboration with major partners.

Event formats span exhibitions, workshops, lectures, concerts, book exchanges, informational campaigns, etc. The choice of a particular CC’s format depends largely on store capacity and staff availability.

According to many focus group participants, events catering to children and the elderly gain the most traction. However, the theme and target demographic often align with the event organizer’s mission and audience.

Event organizers participating in focus groups highlighted several key outcomes stemming from their involvement in the project:

  • Access to additional resources such as PR, advertising, venues, and event materials;
  • Expanded support base for the organization, including participants, subscribers, and partners;
  • Increased customer engagement and sales;
  • Enhanced organizational image and status;
  • Widened customer base, attracting new participants;
  • Growth in volunteer numbers;
  • Increased trust and loyalty among customers and stakeholders;
  • New experiences and empowerment opportunities for staff;
  • Greater opportunities for staff to engage in social initiatives;
  • A platform to materialize personal initiatives, improving self-esteem;
  • Potential for securing additional funding.

This comprehensive list has become the basis for the creation of a stakeholder map titled “Event Organizers” (Figure 3).

Speaking of environmental impact, he B4SI model incorporates environmental enhancements resulting from backing environmental projects, along with positive shifts in behavior towards ecological concerns and sustainable consumption. During focus group sessions, participants unanimously emphasized the CC’s role in hosting environmental activities, mainly aimed at altering people’s ecological behaviors, encompassing waste segregation, recycling, item reutilization, etc.

To quantify the project’s environmental footprint, the model should indicate the proportion of environmental initiatives within the CC’s overall event portfolio. Additionally, specifying the number of such events and the allocated budgetary share would be beneficial.

The impact of the CC project on business, as per the B4SI model, is assessed across the “employees” and “business as a whole” dimensions:

Assessing the broader business impact of the CC project entailed a thorough examination of data acquired from focus groups and interviews. Noteworthy positive transformations include:

  • Human Resources Development: An increase in employee loyalty among those engaged in the CC project, rendering stores more appealing as workplaces;
  • Enhanced Stakeholder Relations/ Perception: Insights from store directors and staff during focus groups indicate increased loyalty and favorable sentiments among store guests. They now perceive Pyaterochka not merely as a seller of essential goods but also as a socially conscientious entity invested in community welfare;
  • Business Advancement: Focus group participants report an uptick in NPS (Net Promoter Score) and foot traffic in stores attributable to the CC initiative.

As the CC model proliferates, it is possible that additional favorable business outcomes will emerge over time.

Involvement of directors and staff in cc initiatives

It’s crucial to also look into the evolving dynamics experienced by store directors and staff in connection with the CC project.

The level of motivation exhibited by directors and staff to participate in the project serves as a pivotal factor shaping the initiative’s success and efficacy at individual stores.

Director involvement in CC events varies from minimal to maximal engagement. Minimal engagement means authorizing project activities without active participation, whereas maximal engagement involves directors managing project initiatives, actively organizing events during and outside regular hours (often on weekends and evenings), and rallying store employees.

In isolated cases, focus group participants highlighted instances where store directors not only failed to support project implementation but also impeded the CM’s work. This is due to the fact that sometimes store directors were not motivated to participate in the project, since they did not have full information about the project in general, its goals and objectives, features and benefits of implementation, and most importantly about the project now being an integral part of the Pyaterochka operations, and not just some kind of an outside initiative. Consequently, a strategic decision was made to enlist stores in the project only at the behest of their staff, accompanied by comprehensive training for directors and staff, facilitating knowledge exchange and the dissemination of best practices from the CC.

At its core, the project is based on voluntary participation, driven by individuals’ independent desire to partake. Our objective lies in identifying key project stakeholders — individuals poised not only to participate actively but also to champion and instigate events among employees, partners, and store guests.

Employee involvement in the project can range from the oversight of a dedicated project administrator responsible for event coordination to the full engagement of the entire staff. The latter actively contributes ideas, assists in event preparation and execution, aids in CC promotion and guest outreach, contributes to store aesthetics, and participates in employee competitions, sometimes bringing their children to events.

This diversity of project activities empowers employees to explore avenues beyond their usual duties, showcasing their talents, creativity, compassion, and altruism. It is an opportunity for personal fulfillment, enabling some to make long-held aspirations a reality. In numerous instances, store directors noted that heightened employee engagement in events provided for better team cohesion.

With the project’s evolution within stores — engaging CMs, equipment installation, and event hosting — employee interest, motivation, good emotions and satisfaction from the ability to do good have surged. It was the most prominent at moments when teams began to witness the tangible impact of their participation — be it positive feedback, interested and supportive clients, increased footfall, or heightened retail revenue and NPS.

In the future, if the project is integrated into stores operating under the “partner director” model, the surge in footfall and NPS could directly impact the income levels of both directors and employees through annual payouts and bonuses. This, in turn, could serve as a significant motivational factor, encouraging store teams to actively engage in the project. Two years ago, the company embarked on instilling a partnership culture into its management framework — a paradigm where each employee is directly interested in the company’s outcomes, as if it were their own enterprise. Under the Partner Store Director program, participants are afforded greater autonomy, equipped with additional tools and on-ground authority, essentially motivating store directors to develop the business as if they were partners. Consequently, directors operating under this model now have the capacity to directly influence business outcomes, enhancing their professional skills and increasing both personal and employee earnings through year-end bonuses tied to store revenue.

Furthermore, focus group research underscored the project’s capacity to inject variety into mundane routines, elevate employee morale, and facilitate creativity, thereby nurturing loyalty not only among store patrons but also among employees and prospective applicants. Thus, the project’s primary outcomes for directors and staff are:

  • Improved morale and positive emotions stemming from involvement in CC events;
  • Increased footfall, revenue growth, and store’s NPS;
  • Enhanced team cohesion;
  • Opportunities for talent and idea realization;
  • Better loyalty towards the store and pride in the brand.

Based on the key outcomes for directors and employees, a stakeholder map “Store Directors and Employees” was formulated (see Figure 4).

Conclusion

The study presents a generalized B4SI model for the CC project. Based on the data collected, the model’s main components — inputs, products, and areas of impact — are delineated.

Overall, the stakeholder analysis and the CC project outcomes within the retail chain’s stores underscore the alignment of CC with the Pyaterochka with Care sustainable development initiative, enabling engagement from both store employees and guests. Given its conceptual framework and seamless integration into the retail chain’s daily operations, the project exhibits significant potential for replication.

At this implementation stage, the primary project outcomes for the local community are:

  • Cultivation of neighborly bonds and mutual support;
  • Personal growth and fulfillment;
  • Broadened social circles;
  • Acquisition of new knowledge and skills;
  • Active involvement in charity, including volunteering;
  • Improved emotional and psychological well-being.

Primary outcomes for project operators and stakeholders conducting CC activities are:

  • Access to additional resources such as PR, advertising, venues, and event materials;
  • Expanded support base for the organization, including participants, subscribers, and partners;
  • Increased customer engagement and sales;
  • Enhanced organizational image and status;
  • Widened customer base, attracting new participants;
  • Growth in volunteer numbers;
  • Increased trust and loyalty among customers and stakeholders;
  • New experiences and empowerment opportunities for staff;
  • Greater opportunities for staff (business) to engage in social initiatives;
  • A platform to materialize personal initiatives, improving self-esteem;
  • Potential for securing additional funding.

Key findings for store directors and employees:

  • Improved morale and positive emotions stemming from involvement in CC events;
  • Increased footfall, revenue growth, and store’s NPS;
  • Enhanced team cohesion;
  • Opportunities for talent and idea realization;
  • Better loyalty towards the store and pride in the brand.

Key findings for the retail chain:

  • Development of human resources;
  • Increased employee loyalty and the company’s attractiveness as an employer;
  • Image of the retail chain as a socially responsible company;
  • Increased trust and brand loyalty.

For a project as complex and long-term as CC, with a focus on systematicity, the B4SI model appears highly adaptive for subsequent project phases. In addition, this model is notable for its capacity and variability in assessing outcomes in terms of their interpretation. Thanks to that, it is possible to assess a complex project with a large number of stakeholders, organizers, different target audiences, and different levels of participants’ engagement.

The B4SI model facilitates outlining potential outcomes of social investments, a framework that is equally applicable for assessing CCs. However, future endeavors may entail employing supplementary methods to dive deeper into assessing the exact effects derived from the B4SI model. Tracking long-term social outcomes necessitates aggregating project effects and will become feasible in subsequent stages of Community Center development.

Anna Guseinova, Social anthropologist, lead expert for the Community Centers project

DOI 10.55140/2782-5817-2024-4-1-86-103

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции | From the Editor От редакции | From the Editor

Снова сентябрь, и снова почти невозможно остаться в стороне от волнений

Позитивные изменения
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Финансовое танго или резня бензопилой Финансовое танго или резня бензопилой

Какие реформы обещал провести и проводит в Аргентине Хавьер Милей

Деньги
Почему Сеул стал столицей Южной Кореи: отрывок из книги Андрея Ланькова Почему Сеул стал столицей Южной Кореи: отрывок из книги Андрея Ланькова

Отрывок из сборника очерков об истории, культуре и бытовой жизни Южной Кореи

СНОБ
Как это делалось в Южной Америке Как это делалось в Южной Америке

История Южной Америки второй половины ХХ века богата переворотами

Дилетант
Что такое утилиты. Для чего они нужны и как работают Что такое утилиты. Для чего они нужны и как работают

Объясняем простыми словами, что такое утилиты в информатике

Цифровой океан
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Семь советов родителям Семь советов родителям

Как приучить ребёнка к правильному питанию, чтобы он получал всё необходимое?

Здоровье
Как сам Ломоносов оценивал свои научные заслуги: отрывок из книги Как сам Ломоносов оценивал свои научные заслуги: отрывок из книги

Биография Михаила Ломоносова, в которой автор систематизирует все его достижения

СНОБ
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Первая атомная катастрофа СССР: авария на химкомбинате «Маяк» Первая атомная катастрофа СССР: авария на химкомбинате «Маяк»

Почему произошла первая атомная катастрофа СССР и как ликвидировали это ЧП

ТехИнсайдер
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Чайные пакетики рассказали о скорости разложения почвенного органического вещества в России Чайные пакетики рассказали о скорости разложения почвенного органического вещества в России

Зеленый чай в почве разлагается вдвое быстрее ройбуша

N+1
Вот и сказочке конец: как Винни-Пух стал серийным убийцей Вот и сказочке конец: как Винни-Пух стал серийным убийцей

Почему сказки становятся кровавыми хоррорами?

СНОБ
12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров 12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров

Стоят ли бумажные полотенца денег, которые мы за них платим?

VOICE
В глушь, в Сибирь В глушь, в Сибирь

Едем за нереальной красотой на плато Путорана

Лиза
Что скрывает черная повязка на правом глазу Кутузова? Все это время нас вводили в заблуждение Что скрывает черная повязка на правом глазу Кутузова? Все это время нас вводили в заблуждение

Мы разобрались, откуда растут ноги у исторической ошибки глаза Кутузова

ТехИнсайдер
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
Лавочка древностей: секреты мастерства торговца антиквариатом и советы начинающим Лавочка древностей: секреты мастерства торговца антиквариатом и советы начинающим

«Каким антикваром быть не стоит»: ценные советы от Дрю Притчарда

Forbes
9 героев минувшего сезона РПЛ: от лучшего игрока — до защитника «Зенита» 9 героев минувшего сезона РПЛ: от лучшего игрока — до защитника «Зенита»

Итоги сезона-2023/24 Российской премьер-лиги: кто и за что получил премии

Forbes
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
У единственной безлегочной лягушки все же нашлись легкие У единственной безлегочной лягушки все же нашлись легкие

У единственной безлегочной лягушки обнаружили структуры, напоминающие легкие

N+1
Открытый просмотр Открытый просмотр

12 картин, которые подарят вам всю палитру эмоций

Men Today
Как продлить жизнь стиральной машине: 12 простых советов мастеров по ремонту Как продлить жизнь стиральной машине: 12 простых советов мастеров по ремонту

Эти советы по уходу за стиральной машиной стоит знать

VOICE
Большая игра: как гейминг все больше становится инструментом госполитики Большая игра: как гейминг все больше становится инструментом госполитики

Как видеоигры становятся инструментом пропаганды и психологической войны?

Forbes
Главные причины бытового пожара: эксперт назвал предметы, которые чаще всего загораются в квартирах Главные причины бытового пожара: эксперт назвал предметы, которые чаще всего загораются в квартирах

Какие устройства считаются самыми пожароопасными в доме и как обезопасить себя?

ТехИнсайдер
Декабристы: подлинные истории и воспоминания Декабристы: подлинные истории и воспоминания

Наша статья подкреплена мемуарами самих декабристов и их современников,

Караван историй
Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным? Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?

Как помочь детям вырасти спокойными и уравновешенными?

Psychologies
Открыть в приложении