«Моего актера депортировали»
Картина режиссера Сергея Дворцевого «Айка» получила одну из важнейших наград: исполнительница главной роли Самал Еслямова названа лучшей актрисой Каннского кинофестиваля. «Огонек» поговорил с автором картины
Кинокартина «Айка» была добавлена в конкурсную программу Каннского кинофестиваля в последний момент. Отборочная комиссия утвердила ее после просмотра 40 минут сырого материала. Монтаж фильма еще шел, когда начался кинофестиваль; к премьере удалось подготовить уникальную копию картины, которая и была представлена фестивальному зрителю в последний конкурсный день.
— Риск себя оправдал — вашу картину оценили. Ваш фильм о судьбе нелегальной мигрантки трагичен и социален; как родился этот замысел?
— Сам я русский, но родился и вырос в Средней Азии. Лет восемь назад мне на глаза попалась заметка о том, что более 200 женщин из Киргизии отказались от своих детей, оставив их в роддомах. Этот факт меня удивил. По своему опыту знаю, как трепетно женщины в Средней Азии относятся к детям. Мне захотелось понять ситуацию. Чем дальше в нее вникал, тем страшнее она казалась. Я спрашивал себя: «Как получается, что в XXI веке, в центре цивилизации, Москве, рядом с нами живут люди, условия жизни которых хуже, чем у домашних животных?..» Мне хотелось проследить механизмы, которые заставляют вести такой образ жизни и переступать нравственные законы. В основу моей картины легла история о нелегальной иммигрантке из Киргизии. Родив ребенка в одном из столичных роддомов, Айка сбегает через окно из больницы. Ей нужно на работу. Работа необходима для выживания, для оплаты долгов. Женщина с трудом перемещается и в буквальном смысле истекает кровью. Ее мужество, выдержка, сила воли, а также терпение и безропотность, с какими она принимает ситуацию, заставили меня прозвать ее железная Айка. Это действительно невероятно сильная и неординарная женщина. Я также знаю многих реальных женщин, жизнь которых напоминает ту, которую мы показали в фильме. Более того, их ситуации часто намного тяжелее.
— Со времени вашей последней картины «Тюльпан», которая получила главную награду каннского конкурса «Особый взгляд», прошло 10 лет. Почему пришлось так долго ждать следующего фильма?