«Число наших гостей будет ограниченным»
Какими будут мировые музеи после снятия карантина и многим ли удастся встретиться с прекрасным, выяснял «Огонек»
На прошлой неделе в Италии после почти трехмесячного карантина открылись практически все крупные музеи и археологические заповедники, в том числе знаменитые Колизей, галерея Уффици, музеи Ватикана, Дворец дожей в Венеции, Археологический музей Неаполя и многие другие. Но еще раньше — с 18 апреля — открыл двери для посетителей музей-сокровищница кафедрального собора Флоренции Санта-Мария-дельФьоре, официально именуемый Операдель-Дуомо. Вместе с самим собором, прилегающим к нему Баптистерием и колокольней Джотто музей входит в состав монументального комплекса, являющегося одной из основных достопримечательностей Флоренции.
Первоначально Опера-дель-Дуомо был всего лишь фабрикой, основанной в 1296 году для возведения во Флоренции кафедрального собора. С тех пор он остается хранилищем ценнейшего наследия главного храма Флоренции. Сегодня музей, чья коллекция насчитывает более 700 наименований, среди которых шедевры Микеланджело, Донателло, Верроккьо, Андреа Пизано и других гениев Возрождения, имеет славу крупнейшего в мире собрания флорентийского сакрального искусства времен Средневековья и Возрождения.
О том, как будут работать величайшие музеи мира и к чему должны быть готовы их посетители, «Огонек» поговорил с директором Опера-дель-Дуомо монсеньором Тимоти Вердоном.
— Локдаун в Италии можно считать завершившимся. Как вы его пережили?
— Я живу на пьяцца дель Дуомо рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Там же располагается и мой рабочий офис. И я прожил два месяца в изоляции, наблюдая из окна абсолютно пустую площадь, которая всегда в это время года переполнена народом. А тут буквально никого. Вблизи кафедрального собора нет ни аптек, ни продовольственных магазинов, а ведь только туда всем нам и было разрешено ходить. И видеть эту пустоту, когда к тому же закрыт и сам собор, в котором я служу, было, конечно, очень тяжело. Теперь все начинает очень медленно приходить в себя. И на площади появились люди. Ну, конечно, в музее началось оживление. Но по сравнению с той толпой, что была у нас раньше, это практически ничего.
— Опера-дель-Дуомо был среди тех музеев, что открылись первыми. Раньше Ватиканских музеев и Уффици. Почему вы приняли такое решение?
— Мы решили открыть весь наш монументальный комплекс, куда входят музей, собор и Баптистерий, раньше, потому что почувствовали, что после двухмесячной изоляции люди, находящиеся в страхе и депрессии, нуждаются в красоте и смыслах. Именно музеи и церкви могут оказать в этом плане благотворное влияние. И как только правительство разрешило, мы открылись. И не ошиблись, так как ответ был впечатляющим. За неделю мы получили 25 тысяч бронирований — в новых условиях мы работаем только по предварительной записи. И сейчас поступают бронирования на июнь и дальше. Это значит, что для людей сейчас важно не только вернуться к нормальному образу жизни, но приобщиться к чему-то важному, обрести утерянные духовные смыслы.
— А как вы обеспечиваете санитарную безопасность ваших посетителей?
— Как я уже сказал, вход у нас строго по предварительной записи, так что мы имеем возможность регулировать количество посетителей. Все они должны носить маски, протирать руки гелем, соблюдать дистанцию. Словом, соблюдать все предписанные санитарными нормами меры, включая измерение температуры. Есть у нас и свое ноу-хау. Мы даем нашим гостям аппаратик — его нужно носить на шее, если вдруг они приближаются друг к другу ближе, чем на полтора метра, аппаратик начинает мигать и вибрировать. Таким образом оба понимают, что нужно сделать шаг в сторону. И это не только помогает создавать необходимую безопасность, но дает посетителю уверенность, что он в таковой находится. И эта уверенность очень важна, так, многие продолжают оставаться дома именно из-за опасения нежелательных контактов. Девайс, который мы используем, изначально был придуман для безопасности на строительных работах. Но мы его, что называется, переориентировали. И я надеюсь, что наш опыт может быть использован другими музеями. Во всяком случае, я всем о нем рассказываю. Вот недавно показывал директору Уффици Айке Шмидту.