После всего | Своими глазами
Путешествие на край света
20 августа на Камчатке состоялся день вулканов — праздник для путешественников и любителей природы. Пройти туристическими тропами от побережья Тихого океана до Авачинской вершины и оценить готовность полуострова принимать гостей смогла корреспондент «Огонька».
Посмотреть, как дикие медведи ловят рыбу,— удовольствие редкое. Можно и самим порыбачить на Камчатке на чавычу или кижуча или подняться на дымящийся вулкан.
Гостеприимство Камчатки начинается еще в воздухе. — Да вы садитесь к окошку,— настаивает 35-летний рыбак многотонного траулера Сашок.— Вы же гость, вам непременно надо увидеть наш край свысока. Вон Авачинская бухта — сюда может поместиться весь мировой флот, такая она большая. А вон — три домашних вулкана: Корякский, Козельский и Авачинский.
Самолет делает вираж, заходит на глиссаду в Елизово. Поток пассажиров устремляется в похожее на ангар строение — это зал прилета. Еще месяц назад не было и такого: сотни прилетевших толпились у куцей багажной ленты в помещении, куда и 30 человек могли войти с трудом. Те, кто не втиснулся внутрь, в любую погоду должны были ждать своей очереди прямо под открытым небом. Приобщение к красотам Камчатки начиналось таким боевым крещением. Теперь возвели временный павильон, способный пропускать 400 человек в час. Конечно, он не сможет вместить всех желающих: можно было бы приглашать в край на порядок больше туристов — о Камчатке в мире знают и многие мечтают ее посетить. Но отсутствие приличного аэропорта и морского вокзала, способного принимать круизные лайнеры, пока что не дает такой возможности.
В аэропорту людно: россияне и иностранцы прилетают на День вулкана, который проходит в этом году на Авачинском склоне,— так край развивает событийный туризм. «Это праздник, которому нет аналогов в России и даже, пожалуй, в мире»,— замечает руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворк Шхиян. Мы стоим у подножия вулкана, куда стекаются многочисленные автомобили с туристами. Часто приезжают на вахтовках — высоких проходимых ГАЗ-66, в народе именуемых «Шишигами». Местные жители шутят, что на Камчатке нет дорог, а только направления. Вот и приходится «Шишигам» пробираться к вулканам по руслам сухих речек, которые наполнятся лишь по весне.
Геворк Цолакович закуривает и продолжает: «Мы стараемся развивать на Камчатке туризм, но только с двумя условиями: заботимся о безопасности людей и охраняем природу». Будто в доказательство этих слов глава агентства по туризму Камчатки достает карманную пепельницу — чтобы даже пеплом не загрязнять Авачинский склон.
Камчатка, прежде недоступная и закрытая, невероятно далекая и дорогая (одни билеты могли стоить около 100 тысяч рублей), вдруг пополнила список туристических предпочтений россиян. Покорить вулканы и вкусить икры жаждали многие и давно. Но если еще пять лет назад эти удовольствия были доступны лишь очень обеспеченным путешественникам, то теперь они стали по карману и среднему классу. По подсчетам агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, поток гостей за последние годы вырос в три раза: в прошлом году полуостров принял более 180 тысяч. Цифра продолжает расти — этому способствует и возросшая дороговизна зарубежного отдыха, и проснувшийся у сограждан интерес к внутреннему туризму. А главное — основной перевозчик между Москвой и Петропавловском — «Аэрофлот» — ввел систему плоских тарифов, и теперь билеты в оба конца между Камчаткой и столицей стоят около 20 тысяч рублей, если покупать их заранее.