Несбыточная «четверка»
Почему неадекватный таргет по инфляции является реальной проблемой
С того самого момента, как Банк России в 2014 году приступил к таргетированию инфляции, таргет в 4% был предметом постоянных обсуждений среди экономистов, финансистов и бизнесменов. Насколько он адекватен? Почему именно 4%? Банк России внятных объяснений не давал: в его материалах можно найти упоминание о том, что это мировая практика и что выбрано значение 4%.
В целом в этом нет ничего необычного. Таргетирование инфляции широко используют многие мировые центральные банки, в том числе ведущие: ФРС, ЕЦБ, Банк Японии. Цель данного режима регулирования — поддержание ценовой стабильности зачастую в ущерб остальным целям экономического развития, а основным инструментом выступает процентная ставка.
Таргетируй вместе с нами
С конца 1980-х годов около десятка экономически развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми стали Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Последующее распространение режима привело к тому, что он стал новым стандартом денежно-кредитной политики. По состоянию на 2017 год МВФ считал, что режим инфляционного таргетирования действует в 38 странах, включая Японию и еврозону. Неопределенными остаются режимы денежно-кредитной политики Швейцарского национального банка и ФРС США, которые ввели целевые ориентиры инфляции в свою политику соответственно в 2000 и 2012 годах.
Важно отметить, что, согласно господствующей теоретической концепции, восходящий к Кейнсу и его полемике с монетаристами, таргетирование будет хорошо работать при двух важных условиях: 1) отсутствии в экономике внешних шоков (например, торговых войн и санкций) и 2) конкурентных рынках труда и капитала, то есть таких, где вход и выход новых участников ничем не ограничены, а конкуренция между экономическими агентами если и не совершенна в строгом смысле этого слова, то как минимум близка к таковой. Кейнс в дополнение к этому писал, что таргетирование инфляции наиболее эффективно в условиях полной занятости, но впоследствии отказался от этой идеи.
Иными словами, таргет — это один из инструментов регулирования эпохи глобализации. И пока мировая экономика оставалась глобальной, ни у кого больших вопросов не возникало. При том что в каждой стране было множество недовольных действиями ЦБ, все понимали, что это часть правил игры. Но в 2020-е годы все сильно изменилось.
Таргетируй вопреки
Во-первых, с началом пандемии ковида денежная политика сильно разошлась с кредитной. Тогда напечатали много денег (мягкая денежная политика), потом начали повышать ставки (ужесточение кредитной политики), но при этом изымать из обращения деньги по большому счету не стали: ФРС было попробовала, но посыпались банки, и в итоге QT (Quantitative tightening — «количественное ужесточение», уменьшение денежной массы. — «Монокль») де-факто заморозили. В итоге получилась, если можно так выразиться, «мягко-жесткая» ДКП.
В России с началом СВО изменения были еще сильнее. У нас за последние два года:
— образовался закрытый рынок капитала;
— возникли огромные шоки во внешней торговле;
— М2 выросла с начала СВО примерно на 60%, а с начала 2024 года почти на 8%. Прогноз ЦБ на 2025–2027 годы предусматривает рост М2 на 6–11%, в среднем это примерно 7,5–8% в год. То есть это точно не жесткая денежная политика.
Иными словами, необходимых условий для проведения жесткой ДКП на основе таргетирования инфляции вроде бы нет. Но ЦБ упорно пытается ее проводить! В последний год мы наблюдаем особенно жесткую денежно-кредитную политику, официально декларируемая цель которой — понизить инфляцию до таргета. Но инфляция (сюрприз!) не снижается, а, наоборот, растет.