Дорожные «Карты»: почему «Яндекс» чуть не закрыл «Навигатор»
В 2021–2022 годах «Яндекс» всерьез рассматривал возможность закрытия популярного среди автомобилистов приложения «Навигатор», чтобы окончательно перевести его функционал в «Карты», узнал Forbes. Тогда «Навигатор», аудитория которого насчитывает десятки миллионов пользователей в месяц, повторил бы судьбу приложения «Транспорт», целиком «переехавшего» в «Карты» и закрытого. Компания, считая, что объединение приложений может упростить разработку и снизить расходы на его поддержку, впрочем, передумала и нашла решение, как сохранить «Навигатор». Разработчики создали новый движок, на котором теперь работают оба крупнейших геосервиса, в результате «Яндекс» нарастил аудиторию автомобильных сценариев и рекламную выручку
Маршрут перестроен
Различные сценарии развития мобильного приложения «Навигатор», включая его закрытие, обсуждались в «Яндексе» в конце 2021 года, рассказал Forbes источник в компании, знакомый с ситуацией. Тогда «Яндекс» сделал упор на развитие «Карт», где появилась функция навигации. Например, в декабре 2021 года в «Карты» внедрили новую функцию звонков через «Алису» по телефонной книге, которой на тот момент не было в «Навигаторе», отмечал собеседник Forbes.
«Яндекс» действительно рассматривал вариант закрытия «Навигатора» и сосредоточения его автомобильных сценариев в «Картах», подтвердили Forbes в компании. Так сложилась, к примеру, судьба приложения «Транспорт», которое, в частности, показывало расписания и движение автобусов, пробки, сохраняло в избранное маршруты и остановки. В феврале 2020 года «Яндекс» объявил, что «Транспорт» «переезжает» в «Карты».
Сегодня у «Яндекса» есть два геоприложения c автомобильной навигацией — «Карты» и «Навигатор». Они входят в группу геосервисов, которая в свою очередь является частью одного из крупнейших бизнес-направлений компании — «Поиск и портал». Во II квартале 2024 года его выручка выросла на треть — до 103,4 млрд рублей. По собственным данным, аудитория геосервисов составляет 85 млн человек ежемесячно. «Карты» в компании позиционируют как персональное приложение к городу, с помощью которого можно находить места и строить до них маршруты на транспорте или пешком. Там можно узнать актуальное расписание общественного транспорта и посмотреть онлайн, где едет нужный трамвай или автобус, а еще записываться в салоны красоты, бронировать столики и решать другие повседневные задачи. «Навигатор» же — приложение для тех, кто хочет пользоваться только ключевыми автомобильными сценариями (построение маршрутов и ведение по ним, в том числе голосовое).
«При этом с точки зрения функциональности навигатора оба приложения идентичны, — поясняют в пресс-службе «Яндекс Карт». — В 2020 году в «Яндекс Картах» появился полноценный навигатор, доступный по отдельной кнопке прямо на главном экране приложения. С 2020 года мы развивали навигатор в обоих приложениях, однако из-за технологических особенностей приложения работали на разных «движках», так как отличались ненавигационным функционалом».
«После появления «Навигатора» в «Картах» рассматривался сценарий, в котором мы переводим всю аудиторию автомобильной навигации в одно приложение, а именно в «Карты», — рассказал руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк. Тем более что в мобильном приложении «Карт» этот сценарий, по его словам, активно рос и привлекал новых пользователей: так, в 2021 году аудитория автомобильных сценариев в приложении «Карты» удвоилась, а затем каждый год в среднем росла на 30%. «И сейчас это больше 13 млн человек в месяц», — говорит Масюк.