Как сумчатые подделали хищников
Мне всегда нравилось заниматься немного сюрреалистической ситуацией и представлять ее на реалистичной основе.
Стэнли Кубрик, американский режиссер
Одними из самых известных животных прошлого, без сомнения, являются саблезубые кошки. Встреча этого хищника с древним человеком, противостояние с другими древними животными, погоня за добычей – это очень частые сюжеты палеоарта. Однако саблезубые кошки – это животные Северного полушария. В Южном у них были крайне экзотические аналоги.
Жизнь в изоляции
Так уж случилось, что примерно с конца мелового периода Южная Америка находилась в почти полной изоляции от других материков. Да, кое-какой фаунистический или флористический обмен был, благодаря чему на континент волей-неволей попадали новые виды растений и животных, в основном из Африки и расположенной рядом Антарктиды. Последняя стала царством льдов сравнительно недавно, и большую часть своего времени представляла царство лесов, пусть и похожих на тайгу, но настоящих лесов. С Северной Америкой Южная соединилась всего 7 млн лет назад, что по геологическим меркам сравнительно недавно.
В отсутствии афро-евразийской фауны, в Южной Америке начали появляться их аналоги. Например, в статье про фороракоса с острова Сеймур (№ 4, 2024) мы упомянули группу литоптернов (Litopterna Ameghino, 1889), которая стала экологическим аналогом верблюдов и лошадей. Не уходя далеко оттуда, астрапотерии (Astrapotheria Lydekker, 1894) стали экологическими аналогами носорогов и хоботных. У некоторых даже были бивни и хобот, при этом родство с появившимися примерно в то же время предками слонов у астрапотериев было достаточно далеким.
Однако, кроме травоядных, в Южной Америке должны были быть и аналоги афро-евразийских хищников. И тут, кроме хищных птиц и крокодилов, появляются неожиданные персонажи – сумчатые (Marsupialia Huxley, 1880). Благодаря изоляции Южной Америки они избежали вытеснения плацентарными, как, например, в Евразии и Африке. Тем не менее после соединения обеих Америк в один сверхконтинент большинство сумчатых в данном регионе все-таки исчезло, за исключением опоссумов (семейство Didelphidae Gray, 1821). Однако в прошлом сумчатые представляли группу достаточно разнообразную, способную породить и опасных хищников. Да, «сумчатые» и «хищники» в контексте нашего времени вместе звучит по меньшей мере забавно: какой из коалы или кенгуру хищник?
На деле, сумчатые хищники есть и сейчас, правда, после вымирания тилацинов (спасибо колонистам) они представлены только небольшими видами, вроде тасманских дьяволов, кволлов, сумчатых мышей и намбатов (сумчатых муравьедов). Да и питаются они в основном насекомыми или ящерицами, ни о каких лаврах доминантного хищника они и не мечтают. Особенно после завоза в Австралию собак динго, которые навели там шороху и устроили настоящий геноцид ряду местных видов.
Но вот если отправиться на несколько миллионов лет назад в Южную Америку, то там мы бы увидели настоящих грозных хищников с сумкой.
Копируй и повторяй
Где-то в конце мелового периода, когда еще жили последние динозавры, появляются первые спарассодонты (Sparassodonta Ameghino, 1894). Стоит учесть, что дата эта крайне точная, ведь первые задокументированные представители этой группы известны с самых ранних слоев палеоцена. Древнейший представитель – майюлестес (Mayulestes ferox de Muizon, 1994) – жил 66 млн лет назад, в датский век палеоцена. Однако его классификация все же вызывает вопросы: в ряде исследований его относят к спарассодонтам, а в других – выносят за пределы группы. Точно такая же ситуация с его родственником, жившим примерно в то же время – пукадельфисом (Pucadelphis andinus Maeshall & Muizon, 1988). Поэтому самым древним бесспорным представителем спарассодонтов будем считать алькокира (Allqokirus australis Marshall & Muizon, 1988), жившего 64 млн лет назад на территории формации Санта-Люсия, Боливия.
Алькокир был маленьким животным, типичным для раннего палеогена. У него мы встречаем как раз таки первые предпосылки к появлению хищничества в лице неплохо развитых клыков и премоляров. Позднее его эволюция приведет к появлению нескольких специализированных семейств хищников.
Прежде чем говорить о них, неплохо бы дать краткое описание группы. У спарассодонтов была укороченная морда, некрупные глазницы. Надлобковые кости у них были редуцированы, как у тилацина. Эти кости поддерживали сумку, но по неизвестным причинам они уменьшались у крупных хищных сумчатых независимо друг от друга, причем у спарассодонтов их даже не удавалось найти при первых анализах. Размерный ряд данной группы был очень широким – от маленьких, похожих на ласок, до аналогов медведей. Зубная формула (строение зубного ряда с одной стороны челюсти) варьировалась в зависимости от семейства, но в целом зубы сохраняли схожее строение. Собственно, по строению зубов спарассодонтам и дали название: в переводе с латыни оно означает «рвущие зубы». Однако адекватного варианта перевода на русский (кроме транслитерации) у такого имени нет, так как «рванозубые» или «зуборвущие сумчатые» звучит странно. Поэтому в отечественной литературе иногда можно найти такие варианты, как «сумчатые гиены» или «саблезубые сумчатые», что, по правде говоря, не слишком хорошо отображает спарассодонтов как группу.