Как организаторам «Формулы-1» удалось вернуть к ней интерес

ForbesСпорт

Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

До завершения сезона в чемпионате «Формула-1» осталось шесть гонок, и впервые за много лет победитель до сих пор не предрешен. Зрители гоночной серии наблюдают самый интересный и конкурентный чемпионат за полтора десятилетия. Forbes Sport рассказывает, как организаторам серии удалось разорвать порочный круг и вернуть к ней интерес

Ильгар Сеидли

Фото Luca Bruno / AP / TASS

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1», каким мы его знаем, существует с 1950 года. Сперва в турнире принимали участие лишь несколько крупных производителей автомобилей, а большинство участников представляли частные команды — мелкие конструкторские бюро или просто бизнесменов с деньгами, которые могли купить у производителя болид и выставить его на соревнования. Это было романтичное время, когда чемпионат был не закрытым клубом, а развлечением для множества людей с относительно небольшими бюджетами.

Но все романтичное заканчивается довольно быстро: рекламодатели увидели в «Формуле-1» отличную площадку для продвижения своих брендов, начали расти призовые за победы, в разработку, производство и совершенствование болидов стали вкладываться все большие средства, и независимым гонщикам и командам пришлось покинуть чемпионат, в котором у них не осталось шансов даже на локальные успехи.

В последние десятилетия «королевские гонки» превратились в элитарный клуб, а гонка вооружений в виде непрерывного роста бюджетов стала постепенно выбивать из него даже самые крупные команды и автоконцерны. К концу прошлого десятилетия команды Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing тратили по $450-500 млн ежегодно, пытаясь оставаться конкурентоспособными. Эти расходы стали непосильными для большинства.

Команды Marussia /Manor, Campos Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) 1/HRT/Hispania, Caterham — все они приходили в чемпионат с планами закрепиться среди середняков и надеждой бросить вызов лидерам, но быстро обанкротились. Гиганты Toyota и BMW тоже оказались не готовы годами тратить огромные средства, нанимать инженеров, гонщиков, строить или обновлять базы, вкладываться в сверхдорогие симуляторы и средства вычислительной техники. И даже те, кто выжил в чемпионате, столкнулись с тем, что «Формула-1» превратилась в строго иерархическое сообщество.

Гоночная серия живет циклами в несколько лет, периодически меняя технический регламент, чтобы обнулить преимущество явных лидеров. Но только самые богатые могут позволить себе одновременно поддерживать конкурентоспособность действующего болида и тратить сотни миллионов на разработку нового, и отрыв фаворитов от остальных только возрастал.

Все это привело невиданному прежде расслоению результатов и доминированию в конце 2010-х команды Mercedes, которая выиграла семь чемпионатов (и восемь Кубков конструкторов) подряд. Некогда самый популярный гоночный чемпионат мира стала предсказуемой, а ее телерейтинги начали снижаться. В 2017 году владельцем серии стала компания Liberty Media, которая взялась все исправить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда

Мастерицы кузнечного дела — о рабочей рутине и стереотипах

Forbes
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
«Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках «Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках

Ирина Горбачева — о любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике

СНОБ
Миссия золотой рыбки Миссия золотой рыбки

Жаренные во фритюре рыба с картошкой помогли англичанам выжить в двух войнах

Вокруг света
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро? История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро?

Почему в черно-белых фильмах у людей такие странные движения?

ТехИнсайдер
Петербург будущего Петербург будущего

Зачем зодчим идти в народ и как опыт Рима применить к Шушарам?

Собака.ru
Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете

Главную роль в достижении удивительной гибкости хобота у слонов играют морщины

ТехИнсайдер
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Башенные и безбашенные Башенные и безбашенные

Актуальные часы на башнях и стенах столицы

Men Today
Москва зодиакальная Москва зодиакальная

Астрологическая карта столицы: выбери свой счастливый район

Лиза
Фотоохота Фотоохота

Георгий Кардава — один из самых интересных и самобытных фотографов

Men Today
Третья форма денег Третья форма денег

В России стартовал второй этап проекта по использованию цифрового рубля

Деньги
СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги СЦБ – как много в буквах этих! Сигнализация, централизация, блокировка – «ГАИ» железной дороги

СЦБ: как устроена регулировка железнодорожных путей

Наука и техника
Лекарство от дефицита Лекарство от дефицита

Как повышение производительности труда помогает компенсировать нехватку кадров

Деньги
Если снова болит голова Если снова болит голова

По каким причинам могут возникать частые головные боли?

Лиза
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Прекрасный армянин Прекрасный армянин

Микаэл Лорис-Меликов подарил России пятнадцать месяцев либеральных мечтаний

Дилетант
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
Вторая жизнь моделей фораминифер Вторая жизнь моделей фораминифер

История идентификации старой музейной коллекции

Санкт-Петербургский университет
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Открыть в приложении