Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБКультура

Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Художник-керамист Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее, поездках на Кольский полуостров, нехватке мастеров, выгорании и новой коллекции «Полярный день»

Беседовал: Александр Юдин

Александр Юдин и Никита Макаров
Александр Юдин и Никита Макаров. Коллаж: Мария Аносова

Интервью с Никитой Макаровым доступно на страницах «Сноба» в социальной сети VK и на платформе YouTube

Ваши работы находятся во многих частных коллекциях, представлены на общественных выставках. Сегодня, когда массовая культура доминирует над классической, понятие художника размывается. Говорят, что художник — это маркетолог, а автор — тот, кто платит художнику за его потраченное время на создание произведения. К какому типу художников вы сами себя относите?

Я в каком-то смысле очень счастливый человек, потому что в керамике, как и в живописи долгие годы, делаю то, что хочу. Цена за это очень большая. Что касается маркетолога, я бы поправил вас: в наше время художник и пиарщик — это одно и то же. Потому что художник как проповедник: его задача обратить в свою веру как можно больше людей, сделать их своей паствой. Чем больше приход священника, тем сильнее его влияние на массовое сознание. Точно так же и с художником: моя задача — убедить вас, что мир, который я создаю, не только реален, но и совершенно необходим вам как приобретение.

Многие произведения искусства определялись не только мастерством художника, но и вкусом заказчика. Это всегда тандем. Когда тебя атакует директор винно-водочного комбината, чтобы ты ему сделал наяд в бассейне, несущих какие-то доспехи Ахиллесу, — это одна история. А кураторское искусство по заказу некоммерческого фонда — другая. Ты всегда сам определяешь свои репутационные риски и свою выгоду. Деньги приходят, как правило, очень медленно, уходят быстро, а репутация остается. 

В 2021 году вы перешли от живописи к декоративно-прикладному искусству и сейчас создаете произведения, равных которым нет: многие технологии утрачены, мастеров — единицы. Расскажите, как вы учились, обустраивали инфраструктуру?

Чем больше «душит» цифровизация, тем актуальнее становится то, что сделано человеческими руками. Цены на наши предметы растут, и мы не испытываем недостатка в заказах. Поскольку потенциал керамики огромен, мы все глубже погружаемся в технологии материалов и художественные эксперименты, стараемся не быть однообразными, искать новые формы и образы, создавая авторские произведения.

Но вы правы, носителей знаний остались единицы, у нас огромная демографическая и производственная яма. Керамика и фарфор — это алхимия, где все базируется на ингредиентах, которые ты добавляешь. Если одного ингредиента нет, то все валится к чертям собачьим. Здесь много эксперимента и много брака, не все готовы в этих экспериментах участвовать, многие очень быстро выгорают. 

Я начинал в крошечной керамической мастерской, построенной мной в Переславле в 2021 году. Сейчас в нашей студии больше 10 человек, и это команда Marvel — мотивированные, ответственные люди с уникальными знаниями и суперспособностями. Тот русский культурный код, который сейчас все вокруг ищут, делается руками именно этих художников. По большому счету, мы уже сказали свое слово в декоративно-прикладном искусстве начала XXI века — только в прошлом году мы создали более 1,5 тыс. предметов к Новому году. 

В чем, по-вашему, задача декоративно-прикладного искусства? 

Керамика — это одна из пластических дисциплин, наряду с живописью, графикой, скульптурой. Я бы хотел заставить людей почувствовать восторг и удивление от того, насколько человеческие руки и душа в состоянии снова создать высокохудожественные произведения, и вернуть былую славу российского декоративно-прикладного искусства.

Фото: пресс-служба

Безусловно, у каждого предмета есть художественная концепция. Но я, честно говоря, с большим скепсисом к этому всему отношусь. История «что же главное — идея или исполнение» привела нас к тому, что у нас вообще никто ничего сделать не может. Все настолько увлеклись идеей, что с исполнением полная беда, а мне хотелось бы дать людям просто насладиться виртуозно сделанными вещами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились

Даже самый болезненный развод не «запирает» наглухо дверь вашей былой любви

Psychologies
Тихоходкам набили татуировки электронным пучком Тихоходкам набили татуировки электронным пучком

Китайские материаловеды нанесли татуировки живым тихоходкам

N+1
Прошу к барьеру! Прошу к барьеру!

Можно ли доверять презервативу полностью в деле защиты от инфекций?

Лиза
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
Заглянуть за горизонт Заглянуть за горизонт

Тувинская музыка, в которой гармонично сочетаются фольклор и современные веяния

Men Today
Обсессивно-компульсивное расстройство: что это такое, как распознать и чем лечить Обсессивно-компульсивное расстройство: что это такое, как распознать и чем лечить

Как распознать грань, после которой наши ритуалы мешают жить?

Psychologies
Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле? Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле?

Пневмоподвеска против классики: что лучше?

Maxim
В авторском прочтении В авторском прочтении

Легкий, хрустальный интерьер в духе ар-деко

SALON-Interior
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
Раскрывая тайны судьбы социолога Раскрывая тайны судьбы социолога

Архивные документы о жизни и творчестве социолога Николая Андреева

Санкт-Петербургский университет
Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам

Операторы попросили отложить новые требования по продаже сим-карт

Forbes
А что после? А что после?

4 распространенных сценария возникновения постапокалипсиса на Земле

Лиза
Вторая жизнь моделей фораминифер Вторая жизнь моделей фораминифер

История идентификации старой музейной коллекции

Санкт-Петербургский университет
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Фирма веники вяжет Фирма веники вяжет

Вяжем веники в Суздале — центре притяжения адептов русской бани

КАНТРИ Русская азбука
Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование

Профессиональное выгорание становится похожим на эпидемию

Psychologies
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
«Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим» «Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим»

Почему не стоит вмешиваться в естественную эволюцию БРИКС

Монокль
Он всё забывает! Он всё забывает!

Откуда у ребенка берутся проблемы с рабочей памятью и как ему помочь

Здоровье
Что такое «мышечный узел» Что такое «мышечный узел»

Существуют ли в мышцах реальные узлы?

ТехИнсайдер
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше» Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историй
«Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню «Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню

Чем автомобильные выхлопы вредят Эйфелевой башне?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении