История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университетИстория

Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий, которое появилось в Петербурге в XVIII веке.

Автор: Евгения Орлова

Акварельная гравюра «Здание Двенадцати коллегий» итальянского художника Анжело Тозелли. 1820 год. Фото: Wikimedia Commons

Строительство здания началось в 1722 году. Его возводили по распоряжению Петра I для высших органов государственного управления, которые возникли в России в результате административных реформ. В Двенадцать коллегий, по задумке императора, должны были переехать Сенат, предшественники современных министерств — коллегии, а также орган управления церковью — Синод. Как рассказал Игорь Львович Тихонов, профессор СПбГУ (кафедра археологии), до этого момента ведомства временно располагались в здании на Троицкой площади Петроградской стороны и остро нуждались в переезде. К тому же Петр I хотел переместить органы власти поближе к будущему центру Северной столицы. Его планировали организовать на восточном краю Васильевского острова, а потому и Двенадцать коллегий решили расположить именно в этом месте.

«Главным архитектором здания выступил Доменико Трезини. Он разработал проект, который отражал особенности новых органов государственного управления. Его идея заключалась в том, чтобы создать 12 одинаковых корпусов, выстроенных в одну линию с севера на юг. Такая композиция должна была демонстрировать, что все коллегии равны между собой и будут сообща решать государственные вопросы», — отмечает Игорь Тихонов.

Первые два корпуса возводили для Сената и «аудиенц-каморы», то есть зала для приемов. Далее по порядку должны были расположиться коллегии, в том числе коллегия иностранных дел, военная и адмиралтейская. Последнее помещение отвели Синоду.

Несмотря на то что корпуса соединялись смежными стенами, для каждой из коллегий возводили собственный вход с улицы. Попасть из одного корпуса в другой через внутренние помещения, по задумке архитектора, было невозможно.

Подробнее об истории и архитектуре зданий СПбГУ можно узнать из альбома «Alma mater. Архитектурный облик Санкт-Петербургского государственного университета».

Вид на здание Двенадцати коллегий. Фрагмент панорамы Петербурга. Художник Джон Аткинсон. 1804–1805 годы. Фото: Wikimedia Commons

Непростая постройка

Строительство по проекту Доменико Трезини шло около 20 лет. Как объясняет Игорь Тихонов, работы велись долго прежде всего из-за особенностей почвы. «На Васильевском острове в то время, как и сегодня, наблюдался высокий уровень грунтовых вод, — говорит историк. — Строителям пришлось забивать тысячи свай, чтобы укрепить фундаменты корпусов».

К тому же каждая коллегия должна была самостоятельно возводить свой корпус: выделять деньги, нанимать подрядчиков, курировать работы. Из-за этого строительство шло неравномерно. В то время как одни коллегии приступали к сооружению крыши, другие еще только начинали кладку стен.

«Позже строительство перешло в ведение Канцелярии от строений и стало централизованным. Тогда дело пошло успешнее, — рассказывает Игорь Тихонов. — В начале 1730-х годов бóльшую часть здания удалось достроить, а в 1732 году императрица Анна Иоанновна распорядилась, чтобы некоторые органы управления переехали в Двенадцать коллегий. Так что спустя 10 лет здание, хоть еще и незавершенное, стало частично обитаемым».

Официально строительство закончили в 1742 году, после того как со стороны фасада, выходящего во двор, появилась открытая двухэтажная галерея. Доменико Трезини не дожил до этого момента. Здание завершили коллеги и последователи архитектора, в том числе его зять Джузеппе Трезини и ученик Михаил Земцов.

В результате с 1740-х годов в Двенадцати коллегиях уже полноценно разместились органы управления Российской империи. Также в здании открыли лавки купцов, аптеки и торговые склады и организовали жилые помещения для государственных служащих.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Объединить коллегии

В начале XIX века с приходом к власти Александра I обстановка в здании стала меняться. «В самом начале правления император провел новую административную реформу и заменил коллегии министерствами, — объясняет Игорь Тихонов. — Каждое министерство стало строить для себя отдельное здание. Причем уже не на стрелке Васильевского острова, а на левом берегу Невы — там, куда переместился центр города. В свою очередь, здание Двенадцати коллегий довольно быстро стало пустеть».

Поэтому в 1804 году в четы- рех освободившихся центральных корпусах разместили факультеты Санкт-Петербургского университета, который до 1819 года существовал как Педагогический институт. На третьем этаже поселили казеннокоштных студентов, то есть тех, кто обучался за счет государства. При этом в здании продолжали жить сотрудники Сената, работал сенатский архив и некоторые другие подразделения.

«В 1830 году император Николай I распорядился полностью передать здание под учебные цели, — говорит Игорь Тихонов. — Для этого потребовалась кардинальная перестройка. Прежде всего нужно было соединить 12 корпусов, которые раньше не сообщались между собой, в единое целое. Этой задачей занялся архитектор Аполлон Щедрин».

Он переделал открытую галерею второго этажа в коридор, установив крышу и простенки с большими венецианскими окнами. Таким образом 12 ранее разрозненных корпусов превратились в единое здание — самое большое в Петербурге в XVIII веке. Его длина составила почти 400 метров.

«Также в ходе перестройки был сделан парадный вход со стороны нынешней Менделеевской линии, — добавляет Игорь Тихонов. — В здании построили главную лестницу, оформили вестибюль. На втором этаже появился актовый зал — зал торжественных собраний. На третьем этаже — университетская церковь апостолов Петра и Павла».

Существует легенда о том, что здание Двенадцати коллегий развернуто фасадом не к Неве, а к стрелке Васильевского острова по желанию помощника Петра I — Александра Меншикова. Считается, будто он не хотел отдавать принадлежавшую ему дорогостоящую землю вдоль реки, а потому распорядился поставить здание перпендикулярно водоему.

Легенда также гласит, что Петр I был так разгневан, когда увидел завершенное строение, что гнал Меншикова вдоль Двенадцати коллегий и у каждого корпуса бил палкой.

Однако это не более чем выдумка. На самом деле Петр I специально приказал поставить здание фасадом к стрелке. Оно должно было «смотреть» на место, где планировали сделать центральную городскую площадь. Кроме того, ни император, ни Меншиков не дожили до окончания строительства, а потому никак не могли участвовать в описываемых событиях.

Спасенное наследие сената

По словам Игоря Тихонова, в ходе перестройки 1830 года архитекторы не стремились сохранить интерьеры предыдущего столетия. По проекту строители должны были переделать даже самый богато украшенный зал заседаний Сената, который впоследствии стали называть Петровским залом. «Только ректору Академии художеств, известному художнику Петру Васильевичу Басину удалось убедить императора Николая I, что Петровский зал — уникальный образец аннинского барокко и его нужно сохранить в первозданном виде», — добавляет профессор.

В результате в помещении провели лишь реставрацию. В зале сохранили камины по обе стороны от входа, декоративную лепнину в стиле барокко. На потолке и стенах остались живописные плафоны с аллегорическими сюжетами, например «Великодушие», «Любовь к Отечеству», «Благородство», «Добродетель». Эти изображения ранее должны были напоминать сенаторам о том, какими принципами нужно руководствоваться при принятии государственных решений.

Подготовка здания Двенадцати коллегий для Императорского Санкт-Петербургского университета (ИСПбУ) завершилась 25 марта 1838 года, а Петровский зал с тех пор стал мемориальным. Там выставляли памятные реликвии ИСПбУ, иногда заседал университетский совет или проходили торжественные мероприятия.

Здание Александровской коллегии и Жё-де-пом сохранились до наших дней. В первом сегодня расположены административно-хозяйственные отделы СПбГУ, а во втором — спортивный комплекс и кафедра физической культуры и спорта Университета.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Больше корпусов

До 1860-х годов в небольшой части помещений здания Двенадцати коллегий еще находились государственные архивы. Все остальное пространство занимали учебные аудитории университетских факультетов — физико-математического, юридического, историко-филологического и восточного. Также в здании были кабинеты и квартиры профессоров, лаборатории, фонды научных коллекций и библиотеки и многое другое.

«Во второй половине XIX века Императорскому Санкт-Петербургскому университету стало тесно в Двенадцати коллегиях. Библиотека постоянно докладывала о том, что ей не хватает помещений для размещения книг, — рассказывает Игорь Тихонов. — Поэтому вскоре у ИСПбУ появились и другие здания — во дворе. Например, Университету передали здание Жё-де-пом, которое ранее принадлежало Первому кадетскому корпусу. Там разместили лаборатории и аудитории физико-математического факультета».

В 1879 году железнодорожный магнат Самуил Соломонович Поляков пожертвовал Университету 150 тысяч рублей на строительство студенческого общежития и 50 тысяч рублей на его содержание в первые годы. Здание, названное Александровской коллегией, возвели к осени 1882 года по адресу Филологический переулок, 3. Это было первое в России общежитие для студентов. Оно могло вместить около 100 человек.

Впоследствии у Университета появились корпуса по всему Петербургу. В том числе с 1960-х годов начал развиваться Петродворцовый учебно-научный комплекс в Старом Петергофе.

Нетронутая архитектура

Как отмечает Игорь Тихонов, с 1830-х годов в здании Двенадцати коллегий не проводили кардинальных реконструкций — только реставрации и минимальные перепланировки. «Например, до конца XIX века химическая лаборатория Университета размещалась на первом этаже в северной части здания. А в начале 1890-х годов во дворе Двенадцати коллегий за Ботаническим садом была построена отдельная химическая лаборатория. Поэтому помещения на первом этаже освободились, и их перепланировали под другие нужды Университета», — говорит профессор.

Он добавляет, что на рубеже XIX–XX веков в Двенадцати коллегиях произошло еще несколько значимых изменений. В начале 1890-х в здании появилось электрическое освещение, в 1900-х печное отопление сменилось на паровое, а в 1920-е годы фасады стали двухцветными. По рекомендации художника и выпускника Университета Александра Николаевича Бенуа стены сделали терракотовыми, а выступающие пилястры и мелкие детали белыми, тогда как ранее здание было целиком окрашено в красно- охристый цвет.

«В годы блокады Ленинграда главное здание Университета не получило сильных повреждений, даже несмотря на то, что враг обстреливал Дворцовый мост и стоявшие на Неве корабли Балтийского флота, — добавляет Игорь Тихонов. — Сохранить Двенадцать коллегий удалось в том числе благодаря самоотверженному труду университетских сотрудников, которые остались в городе и всю блокаду заботились о коллекциях и помещениях Университета». В результате историческая архитектура и внутренние интерьеры здания Двенадцати коллегий, в том числе убранство Петровского зала и главного коридора, сохранились до наших дней.

Здание Двенадцати коллегий в советские годы. Фото: архив СПбГУ

Больше информации об истории Университета с 1724 года до наших дней доступно в Музее истории СПбГУ. Узнать об экспозиции, экскурсиях и онлайн-турах музея

Фото:
Алексей
Лощилов

Игорь Львович Тихонов, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра археологии)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь под буквами Жизнь под буквами

Населенные пункты с самыми длинными названиями, состоящими из одного слова

Вокруг света
Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк» Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк»

О программе фестиваля актуального российского кино «Маяк»

РБК
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники Яркий сжатый вакуум сгенерировал высокие гармоники

Физики сгенерировали высокие гармоники в магний-легированном ниобате лития

N+1
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Антидворянец: Макс Линдер Антидворянец: Макс Линдер

Слухи и сплетни о визите легендарной кинозвезды Макса Линдера в Петербург

Правила жизни
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
Искусство соединять Искусство соединять

Пентхаус с нестандартной планировкой и смелыми сочетаниями фактур

SALON-Interior
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться

Какие вещи стоит регулярно выбрасывать из дома?

VOICE
Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете

Главную роль в достижении удивительной гибкости хобота у слонов играют морщины

ТехИнсайдер
В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней

Как и чем чистили ткани до того, как начали сыпать белый порошок в лоток машинки

Правила жизни
Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях

Почему инвестировать в женские проекты выгодно?

Forbes
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса» Алексей Новиков: «Кибербезопасность становится несущей конструкцией для бизнеса»

Почему русский кибербез интересен мировому сообществу

РБК
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

N+1
Выгоды будь здоров Выгоды будь здоров

Всё больше компаний мотивируют своих сотрудников проходить диспансеризацию

Men Today
Ушаковы Ушаковы

Дворянских родов, носящих фамилию Ушаковы, в России было несколько

Дилетант
Миллион голосов от Опры: как поддержка звезд меняла исход президентских выборов Миллион голосов от Опры: как поддержка звезд меняла исход президентских выборов

Когда Голливуд стал частью предвыборных компаний кандидатов в президенты США?

Forbes
Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных

Как компании могут защитить сотрудников и свою репутацию от взлома данных

Forbes
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь

Как навигатор, упаковки для кофе и сковородки связаны с космосом?

СНОБ
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Открыть в приложении