Сразу после вторжения Франции в Алжир стало понятно, что спокойно тут не будет

ДилетантИстория

Единым фронтом

Елена Минушкина

Осада Константины в 1836 году во время завоевания Алжира французами. Картина XIX века

Алжирские политические партии, ассоциации и союзы, каждый из которых имел целью освобождение от господства Франции, чаще расходились, чем находили точки соприкосновения. Так продолжалось до тех пор, пока не удалось сформировать Фронт национального освобождения (ФНО), который начал и довёл войну за независимость до конца.

«Приобщить к цивилизации»

Практически сразу после вторжения французских войск в Алжир стало понятно, что спокойно тут не будет. В 1834 году, когда о полном подчинении африканских территорий не было и речи, комиссия парламента Франции доложила: «В варварстве мы превзошли тех варваров, которых пришли приобщить к цивилизации. И после этого мы ещё жалуемся на то, что нам не удавалось завоевать доверие местных жителей...»

Действие было равно противодействию если не по силе, то по упорству. Восстания против французов вспыхивали в разных областях Алжира постоянно, хотя к радикальному изменению ситуации не приводили. Впрочем, одновременно европейцы принесли с собой многие технические достижения, построили современные города, дороги, обогатили научную и культурную жизнь. Колонизаторы несли не только ущемление прав, но и прогресс. Чтобы достойно противостоять им, одной силы было мало — нужна была идея.

К началу XX века в алжирском обществе стали появляться разные течения: традиционалисты выступали за сохранение самобытности Алжира, мусульфранки (младоалжирцы) считали, что бороться надо за равноправие с французами. Началась дискуссия на тему пути Алжира, формировались политические кружки.

До начала Первой мировой эти процессы держались в рамках, но война сразу обострила противоречия. За период 1916–1918 годов в стране произошло около десяти тысяч антифранцузских выступлений, начиная от покушений на личную безопасность и заканчивая обычным воровством. Активизировались алжирские общественные деятели, находившиеся в эмиграции, а после войны началось формирование того, что обычно называют «политическим ландшафтом».

Партия за партией

С 1930-х годов в Алжире стали возникать уже полноценные партии, которые оказывали на общество заметное влияние.

Ассоциация алжирских мусульманских улемов сформировалась в 1931 году, объединила учёных-богословов (улемов), писателей, поэтов, публицистов и других представителей национальной культуры. Лидеры улемов были за сохранение национальной самобытности. С началом войны за независимость французская администрация запретила деятельность организации.

Главы Ассоциации алжирских мусульманских улемов. Конец 1950-х годов

«Североафриканская звезда» (Étoile Nord-Africaine, ENA, ЭНА) — основанная в 1926 году ассоциация эмигрантов из стран Магриба, в которой были в основном выходцы из Алжира. Возглавлял ЭНА Ахмед Мессали Хадж, ассоциация выступала за независимость Алжира и вывод французских войск, координировала деятельность выходцев из Северной Африки за границей. В 1937 году была распущена.

Мессали Хадж. 1959 год

Наследницей ЭНА стала Партия алжирского народа (ПАН). Члены ПАН придерживались радикальных националистических позиций, требовали независимости Алжира, вели подпольную борьбу. Однако внутри партии не было единства: одна часть сторонников ПАН выступала за силовые методы борьбы, другая — за мирные. В итоге из ПАН вышли две организации: Движение за торжество демократических свобод и боевая Специальная организация.

Друзья манифеста и свободы — ассоциация, которая сформировалась в 1944 году и объединила сторонников ПАН и Ассоциации улемов. Отстаивала идеалы алжирской нации. Внутри ассоциации не было единства по вопросам методов борьбы, и в 1945 году она распалась.

Ещё одной попыткой компромисса стал

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении