Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития
Российские компании, государство и некоммерческий сектор увеличили рекламные расходы на освещение темы устойчивого развития в медиа в пять раз с 2018 по 2023 годы. При этом интерес к повестке в социальных сетях угасает. Почему бизнес стал больше тратить на ESG-повестку в медиа и какие экологические темы обсуждают в мессенджерах, объясняет исследование агентства маркетинга устойчивости и консалтинга Better.
Исследования отношения российских компаний к ESG-повестке в последние годы показывали разнонаправленные тренды. Так, в докладе агентства «Михайлов и партнеры» отмечалось, что 40% предприятий в 2022-м сократили бюджеты в области устойчивого развития. Однако консалтинговая компания Б1 фиксировала в 2022-2023 годах, что 84% компаний сохранили или даже увеличили запланированные бюджеты и штат сотрудников для развития социальных и экологических проектов. Анализ Better также обнаружил увеличение потока инвестиций в сфере медиапродвижения устойчивого развития.
Как бизнес стал тратить больше других
Совокупный объем вложений в медиапроекты компаний, государства и некоммерческих организаций в 2023 году вырос почти в пять раз по сравнению с 2018 годом, говорится в исследовании Better. В прошлом году он составил 20 млрд рублей, а в 2018 году — 4 млрд рублей. Эксперты уточнили Forbes, что представленные суммы не были скорректированы с учетом инфляции. Однако подобное уточнение не сказывается на выводах исследования критическим образом.
В Better также отметили, что в 2023 году произошла смена основного драйвера повестки: бизнес занял лидирующую позицию, сместив на второе место государственные компании и ведомства. Распределение рекламных трат в пользу бизнеса началось еще в 2022 году. Тогда доля предприятий составила 43%, в 2023 году — 48% (9,97 млрд рублей). При этом расходы государства в этот же период выросли до 8,37 млрд рублей, а некоммерческих организаций — до 2,28 млрд рублей. В первом квартале 2024 года доля затрат бизнеса преодолела экватор и достигла 54% в сумме общих медиарасходов.
Помимо рывка в абсолютных цифрах медиабюджетов, взлетели и относительные показатели: доля «устойчивой» рекламы в общей сумме медийных расходов в 2023 году составила 7% против 1,3% в 2018 году. По мнению экспертов, взрыв интереса к продвижению подобных ценностей произошел из-за прихода в сферу широкого круга крупных компаний, которые ранее подобные социально-значимые смыслы в медиаполе не продвигали.