Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университетНаука

Ключ к осознанному забыванию

Можно ли научиться намеренно забывать ненужную, ошибочную или травмирующую информацию? Ученые СПбГУ изучают этот вопрос и предположили, что в этом может помочь медитация.

Автор: Екатерина Заикина

Freepik

Память — это психический процесс, включающий запоминание информации, ее воспроизведение и узнавание, а также забывание. Последнее раньше считалось отрицательным свойством памяти, но сейчас ученые изменили свое мнение. «Стало понятно, что у забывания есть и положительная сторона: этот процесс помогает очищать психику от ненужных и ли травмирующих воспоминаний», — рассказывает Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СПбГУ.

Долгое время забывание считалось непроизвольным процессом. Однако сегодня ученые предполагают, что управлять забыванием все-таки можно, и ищут методы, позволяющие это делать.

«Когда мы намеренно пытаемся что-то забыть, то вместо этого еще больше сосредотачиваемся на информации и укореняем ее в нашем сознании. Такой прямолинейный способ для развития навыка намеренного забывания не подходит, поэтому психологи ищут обходные пути», — отмечает Ольга Щербакова.

Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СПбГУ. Алексей Русаков

По ее словам, эти пути могут задействовать метапознание — осознание собственных познавательных процессов и владение способами эффективного управления ими. «Так, осознание человеком принципов работы его памяти и умение управлять ею называют метапамятью. Эти навыки позволяют человеку намеренно регулировать работу, например, запоминания. Если он знает, что легко запоминает лица людей, но никак не может запомнить их имена, он может целенаправленно научиться запоминать имена с помощью специальных мнемических приемов», — поясняет ученый.

Как пишут Ольга Щербакова и выпускница СПбГУ 2022 года (программа «Клиническая психология») Агния Анатольевна Сергеюк в статье в «Психологическом журнале», в рамках концепции метапознания предполагается, что успешность работы памяти зависит от процессов мониторинга и контроля, а забывание приравнивается к невоспроизведению информации под их влиянием. Ученые предположили, что с помощью медитации как разновидности ментальной тренировки можно натренировать навыки мониторинга и контроля и тем самым развить умение намеренно забывать.

Тренажер для мышления

В последнее десятилетие медитация является модным способом улучшить концентрацию внимания и повысить свое субъективное благополучие. «Изначально метод использовался в религиозном контексте, но постепенно распространился и в светскую практику», — рассказывает Ольга Щербакова.

По ее словам, достоверных научных данных о влиянии медитации на психические процессы не так много, к тому же они достаточно противоречивы. «При этом известны результаты, показывающие, что медитация позволяет перестроить работу внимания и повысить его концентрацию, а также улучшить общее эмоциональное состояние человека после инсульта, — отмечает Ольга Щербакова. — Влияние медитативных практик на процессы забывания у здоровых людей пока еще не становилось предметом интереса исследователей».

В своем исследовании ученые СПбГУ использовали медитацию открытого мониторинга, в процессе которой человек последовательно отслеживает содержание своего сознания и старается не давать ему каких-либо оценок. Как пишут ученые в статье в «Психологическом журнале», такая медитация тренирует метакогнитивный режим обработки информации, который предполагает отношение к мыслям как к идеям, поддающимся корректировке. Продолжительная практика медитации открытого мониторинга формирует навык управления вниманием в зависимости от задачи. Благодаря ему практикующий становится способен отслеживать и останавливать воспроизведение каких-либо мыслей. «Таким образом, можно предположить, что человеку с опытом регулярных медитаций открытого мониторинга по сравнению с человеком без такого опыта будет легче намеренно забыть что-либо», — отмечают исследователи в статье.

Помимо медитации открытого мониторинга, существует также медитация сосредоточенности. В ней от человека требуется продолжительно концентрироваться на выбранном явлении. Источник: А. А. Сергеюк, О. В. Щербакова. Забудьте то, что выучили: влияние медитации на намеренное забывание. 2022 год

В качестве контрольного метода в своем эксперименте они использовали псевдомедитацию. «Это практика, по всем параметрам повторяющая медитацию, но по сути таковой не являющаяся, — говорит Ольга Щербакова. — Она была нужна для того, чтобы мы могли удостовериться, действительно ли именно медитация влияет на функцию памяти, или она меняется просто в силу того, что человек каждый день отвлекается от текущих дел и посвящает 20–30 минут состоянию сосредоточения. Может быть, дело не в медитации как таковой, а в том, что участник регулярно и дисциплинированно чем-то занимается, и с таким же успехом можно заменить медитацию на спорт или, к примеру, вязание».

Специально для эксперимента исследователи создали аудиозаписи текстов медитации и псевдомедитации. Обе практики имели одинаковую продолжительность и темп, озвучивал их один и тот же профессиональный диктор.

Думайте/не думайте

В исследовании ученых СПбГУ приняли участие 106 добровольцев в возрасте от 18 до 35 лет. Все они были знакомы с практикой медитации, но никто из них не занимался ей на постоянной основе. Исследователи разделили всех участников на три группы: первая должна была сделать 30 медитаций примерно по 20 минут в течение пяти недель, вторая выполняла столько же псевдомедитаций за то же время, а третья не делала ни того, ни другого.

Все добровольцы в начале и в конце эксперимента выполняли различные тестовые задания. Одним из них было задание «думать/не думать», в рамках которого нужно было останавливать возникающие воспоминания. Так, сначала добровольцы заучивали 27 пар существительных (например, «абрис — зачетка»). Затем тренировались тормозить процессы воспроизведения на шести парах из них: в ответ на предъявленные левые слова, окрашенные зеленым цветом, должны были воспроизводить правые слова, окрашенные красным цветом, а в ответ на «красные» слова должны были препятствовать воспроизведению «зеленых». Далее участники выполняли то же задание с оставшимися парами слов.

Также испытуемые проходили тест Струпа, который является классическим способом измерения процессов мониторинга и контроля, а в данном случае позволял косвенно оценить способность к подавлению, то есть к намеренному невоспроизведению ранее усвоенной информации. Для него ученые подготовили таблицу из слов «красный», «зеленый», «синий», «желтый», окрашенных не соответствующими их значению цветами: например, слово «зеленый» могло быть написано любым цветом, кроме зеленого. Также ученые сделали отдельный бланк с прямоугольниками аналогичных цветов, но расположенными иначе, чем слова. Участники должны были как можно быстрее и не допуская ошибок назвать сначала цвета слов, игнорируя их значения, а затем цвета прямоугольников.

«Для взрослого человека, у которого навык чтения давно автоматизирован, это довольно сложная задача. Ему нужно время, чтобы осознанно переключиться на более ранний способ обработки информации, обычно использующийся в детстве, — подчеркивает Ольга Щербакова. — Разница во времени ответов на бланк с цветными словами и бланк с несловесными стимулами называется эффектом Струпа и отражает то, в какой степени человек способен произвольно тормозить один способ работы с информацией и переключаться на другой. Мы предполагаем, что сознательный контроль, который требуется для выполнения этого теста, может также использоваться и при намеренном забывании. Чем меньше будет задержка, тем выше уровень контроля».

Третьим заданием было структурированное интервью. В рамках него участники выбирали из предложенного списка стратегии намеренного забывания, которые использовали при прохождении испытаний, например: «убедились, что знаете второе слово из пары, и старались не думать о нем» и «старались не думать о втором слове, но, когда слово-подсказка пропадало, проверяли, помните ли нужное слово».

Все тесты и медитативные практики проводились дистанционно, так как во время исследования еще действовали ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Дойти до конца эксперимента смогли чуть больше половины изначального количества участников — 61 человек.

Freepik

На шаг ближе к ответу

Ученым не удалось обнаружить ярко выраженного эффекта от медитации, однако они выявили некоторые различия в величинах эффектов Струпа и намеренного забывания до и после медитативных занятий. Эти различия не достигли уровня статистической значимости, который необходим для подтверждения предположения исследователей. Статистически подтвержденную зависимость ученые наблюдали только в частоте использования различных стратегий намеренного забывания до и после выполнения медитаций открытого мониторинга.

«Мы получили только косвенное подтверждение того, что медитация оказала влияние на эффективность намеренного забывания. Судя по численным данным, участники не стали лучше забывать информацию или быстрее проходить тест Струпа, — рассказывает Ольга Щербакова. — Однако после анализа данных структурированного интервью мы увидели, что они изменили способы забывания с тех, что ему препятствуют, на те, что ему способствуют».

По словам ученого, на основе полученных данных нельзя сделать однозначные выводы. Вероятно, для более выраженного эффекта необходима более длительная продолжительность занятий медитацией или большее количество участников. Дистанционный формат также мог повлиять на итог эксперимента.

«Несмотря на фактически отрицательные результаты, мы все равно пришли к бóльшему пониманию того, как работает намеренное забывание. Скорее всего, именно организационные ограничения исследования не позволили нам продемонстрировать это в чистом виде», — заключает Ольга Щербакова.

Ученые СПбГУ ранее уже изучали влияние медитации на творческие способности

В ходе исследования на примере создания метафор они выяснили, что эта разновидность ментального тренинга является не лучшим способом развить, в частности, когнитивную гибкость — способность переключаться с одной мысли на другую и одновременно обдумывать несколько вещей. Подробнее об этой работе читайте в журнале «Санкт-Петербургский университет» № 4 за 2021 год в статье «Намедитировать креативность».

Подробнее об исследовании ученых читайте в «Психологическом журнале» № 6, том 43 за 2022 год в статье «Забудьте то, что выучили: влияние медитации на намеренное забывание» Агнии Анатольевны Сергеюк, выпускницы СПбГУ 2022 года (программа «Клиническая психология»), и Ольги Владимировны Щербаковой, кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника СПбГУ. DOI: 10.31857/ S020595920023641-1

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психология научная и житейская: в чем разница? Психология научная и житейская: в чем разница?

Какие проблемы можно решить средствами житейской психологии?

Psychologies
Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века

Кинокритик разбирается в феномене «Пилы» и ее роли в массовой культуре

Forbes
Между нами тает лед Между нами тает лед

Михаил Сергачев о том, с чего начинался его собственный путь на льду

Men Today
Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать

Не пытайтесь примерить на себя роль химика: эта игра может закончиться печально

ТехИнсайдер
Банки и ЦБ воюют за платежный рынок Банки и ЦБ воюют за платежный рынок

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам

Монокль
Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность

Чем опасны «лотосовые роды» и почему их популярность растет?

Psychologies
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Улучшит работу мозга! Вот почему надо есть больше свеклы: интересные факты Улучшит работу мозга! Вот почему надо есть больше свеклы: интересные факты

Почему вам нужно обязательно включить свеклу в свой рацион?

ТехИнсайдер
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Петербург будущего Петербург будущего

Зачем зодчим идти в народ и как опыт Рима применить к Шушарам?

Собака.ru
Зависимые от шопинга Зависимые от шопинга

Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университет
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Один из тех, кто «состарил» университет Один из тех, кто «состарил» университет

Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университет
Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино

Режиссер Никита Власов — о проблемах индустрии и об исторических сериалах

Правила жизни
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Горизонт провален Горизонт провален

«Королевство»: полудокументальная драма про выпускной

Weekend
Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга

Могут ли частные охранные компании влиять на глобальную стабильность?

Forbes
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
«Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией «Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией

Художник Александр Джикия про свои сны, рисунки и стихотворения

СНОБ
Вынеси это немедленно Вынеси это немедленно

7 предметов декора, которые выдают дурной вкус

Лиза
Афалины улыбнулись друг другу во время игры Афалины улыбнулись друг другу во время игры

Дельфины демонстрировали открытый рот и копировали мимику сородичей

N+1
Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском

Отрывок из романа Уоллеса Стегнера «Угол покоя» о биении жизни

СНОБ
Добро пожаловать в филармонию Добро пожаловать в филармонию

Как пианист Илья Папоян стал фронтменом академической музыкальной сцены

Собака.ru
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
«Газпром»: спасение достояния «Газпром»: спасение достояния

Возможные направления программы развития крупнейшей российской газовой компании

Монокль
Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние

Елена Попова о том, как появилась ее дебютная работа

СНОБ
Открыть в приложении