Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта
Резкое и необратимое изменение климата – одна из главных проблем, обсуждаемых в мировом научном сообществе. Ученые бьют тревогу, все чаще напоминая, что деятельность человека оказывает губительное воздействие на окружающую среду. Одной из виновниц происходящего называют авиацию.

Какой урон экологии наносит авиация?
По данным Всемирной метеорологической организации, содержание парниковых газов в атмосфере достигло рекордного уровня – 389 частей на 1 миллион. За последние два века содержание закиси азота в воздухе возросло на 20%, углекислого газа – на 39%, метана – на 158%. Данные климатических наблюдений также показывают, что за 100 лет планета в целом потеплела на 0,75 °C, Россия в частности – почти на 1,3 °C.
Ученые утверждают, что эти изменения опасны. Но по-настоящему катастрофическим будет повышение среднемировой температуры на 2 °C. Чтобы этого не допускать, концентрация парниковых газов должна быть не выше 450 частей на 1 миллион.
Климатологи предупреждают: дабы избежать непоправимых последствий, необходимо к 2050 году на 50% сократить выбросы парниковых газов по сравнению с уровнем, достигнутым к 1990 году.
Выбросы и шум: главные причины, почему авиация негативно влияет на окружающую среду
"Основными факторами, связанными с влиянием авиации на экологию, являются не только вредные выбросы авиадвигателей, но даже шум и звуковые удары, возникающие при полетах тех же сверхзвуковых самолетов. Научно доказано, что от шумов и эмиссии страдают люди, животные, растения. При этом выбросы вредных веществ авиадвигателей не просто загрязняют воздух, а планомерно воздействуют на верхние слои атмосферы, приводя к постепенному смещению климата", - Михаил Тяглик, объясняет доцент института № 1 «Авиационная техника» МАИ, кандидат технических наук.
По статистике, 70% выбросов авиационных двигателей на авиакеросине составляет углекислый газ, еще около 30 % – водяной пар. Оба этих газа являются парниковыми. Кроме того, выбросы авиационных двигателей содержат загрязняющие вещества, такие как оксиды серы, несгоревшие углеводороды, угарный газ, оксиды азота, твердые частицы и другие компоненты. Общее их содержание - порядка 1%.
"Существуют и другие факторы, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду. Например, фреоны, которые используются в системах пожаротушения пассажирских самолетов и попадают в атмосферу при их срабатывании. Кроме того, неизбежный вред природе наносит использование горюче-смазочных материалов и противообледенительных жидкостей, а также СВЧ-излучение от передающих радиотехнических объектов, – отмечает Михаил Тяглик.