Архивные документы о жизни и творчестве социолога Николая Андреева

Санкт-Петербургский университетИстория

Раскрывая тайны судьбы социолога

Около пятнадцати лет назад архив Николая Николаевича Андреева (социолога, историка и философа, работавшего несколько десятилетий в Санкт-Петербургском университете), бережно хранимый в семье ученого, стал достоянием научного сообщества.

Автор: Михаил Владимирович Синютин, доктор социологических наук, профессор СПбГУ (кафедра экономической социологии)

Freepik

В результате удалось значительно расширить знания о творчестве Николая Николаевича, сформировать новое, более детальное понимание того, как он способствовал преемственности социологической традиции в нашей стране, соединив дореволюционный и советский этапы. Стал понятен индивидуальный дискурс выработки аргументов его социологической концепции. С учетом этого было подготовлено к изданию собрание его сочинений в издательстве СПбГУ.

Судьба Николая Андреева (1876–1954) сложилась непросто, но интересно. Он стал свидетелем и участником многих судьбоносных процессов в истории страны, был сверстником и единомышленником основателей советского государства, но не имел абсолютно никаких политических амбиций и нашел свою нишу в сфере науки и образования. Его работы имеют большое значение, так как стали основой советской школы истории философии и социологии. А педагогическая и просветительская деятельность Николая Андреева помогла распространить передовые научные идеи среди населения.

Карьера и признание

Николай Николаевич родом из Торжка Тверской губернии. Он получил образование в Германии, в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга и Страсбурга. Обучался на философском факультете, проявлял интерес к вопросам общественной жизни. Среди его учителей были Вильгельм Виндельбанд, Фридрих Паульсен, Куно Фишер, Георг Еллинек, Вильгельм Вундт, Карл Лампрехт.

Николай Николаевич был захвачен идеями революционного преобразования России и даже участвовал в деятельности только что возникшей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), лично общался с Владимиром Лениным, Львом Троцким, Владимиром Бонч-Бруевичем. В какой-то момент при изучении его биографии кажется, что политика как будто перевесила в его сознании науку. Но это оказалось временным явлением, спровоцированным юношескими эмоциями. Внутренне он все-таки был более склонен к академической деятельности и преподаванию. Поэтому именно на данной стезе и сумел впоследствии реализовать себя.

Еще до революции 1917 года Николай Николаевич обосновался с семьей в Санкт-Петербурге. Он успешно писал книги по истории и общественной жизни для широкой аудитории в доступной популяризаторской форме и издавал их в самых известных издательствах города, а также читал лекции в рабочих клубах и народных университетах, которые стали возникать тогда на частные деньги с целью просвещения населения российских городов. Параллельно он устроился на редакторскую должность в Статистическое отделение при городской управе Санкт-Петербурга. Также в те годы Николай Андреев публиковал в журналах много статей по отдельным социологическим теориям, по вопросам текущей городской жизни и народного образования в отдельных регионах России, а также участвовал в дискуссиях на страницах партийно-политической прессы. Он получил признание среди коллег. В 1916 году его привлекли к созданию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского.

Революционный год стал переломным в биографии Николая Андреева. Он окончательно переключился с политики на педагогическую карьеру. К этому рубежу он зарекомендовал себя как последователь материалистического понимания истории. Поэтому представители советской власти вовлекли его в проект создания новой марксистской системы социогуманитарного образования.

В печатном творчестве Николая Николаевича также произошел переход от журнальных статей к монографическим изданиям. Так, в издательстве «Книга» большими тиражами выходили разные варианты его учебника по русской истории, появлялись очерки «По большой дороге истории», «Древний Рим», «Древняя Греция». Вышел в свет главный социологический труд Николая Андреева «К вопросу о понимании закономерности в истории: социологический этюд», на основании которого в 1946 году он защитил кандидатскую диссертацию. Массового читателя находили его книги по истории культуры: «Религия, ее происхождение и начальные ступени развития», «История развития общественных форм», «История общества в докапиталистическую эпоху». В 1930-е годы в журнале «Записки научного общества марксистов» была опубликована статья «Методологические проблемы истории», в журнале «Вестник знания» — статья «Первобытное общество», в энциклопедическом словаре «Гранат» три биографические статьи о философе и социологе Николае Бердяеве, ученом Александре Богданове, философе Иосифе Дицгене.

Повороты судьбы

Печатные труды и устные лекции Николая Андреева были очень популярны. Но в конце тридцатых годов в результате политической борьбы в академической среде он оказался арестован по ложному доносу по делу об организации ленинградского меньшевистского центра. Лишь волею судьбы и благодаря поддержке университетской профессуры Николаю Андрееву и другим участникам процесса удалось выйти на свободу после полутора лет пребывания в заключении. Это отразилось как на физическом, так и на моральном состоянии Николая Николаевича, которому к тому времени шел седьмой десяток лет, но не сломило его волю к научной и преподавательской деятельности.

Так, даже во время войны и эвакуации из Ленинграда сначала в Кудымкар, а затем на Крайний Север (в Нарьян-Мар) он занимался преподаванием в школе, а свободное время посвящал своим историческим и социологическим трудам. Они так и остались в рукописной форме и долгие годы были недоступны общественности.

По возвращении в Ленинград Николай Андреев был приглашен на философский факультет ЛГУ для преподавания истории социологических теорий и истории русской философии. Он много занимался проблемами общественной мысли России, особенно творчеством Виссариона Белинского, резюмировал свои общесоциологические воззрения, углублял исторические исследования по русскому крестьянству и по древним германцам.

В 40-е годы Николая Андреева также увлекло новое исследовательское направление, ставшее продолжением его более раннего социологического интереса, — это бытовая культура различных групп населения. Особенно ученого интересовала эта тема в советской действительности. К ее рассмотрению Николай Николаевич подходил основательно и собирал материал по истории европейской бытовой культуры XIX века, затрагивая, конечно, и Россию. Он изучал быт в комплексе с социальной структурой, проходящей процесс развития по определенным сменяющим друг друга фазам.

К сожалению, политические обстоятельства в стране снова повлияли на судьбу ученого. Так, широкие процессы по борьбе с космополитизмом, с безыдейностью в литературе, искусстве и науке и напряжение вокруг «Ленинградского дела» привели к увольнению большого числа сотрудников философского факультета Университета, среди которых оказался и Николай Андреев. Он был освобожден от должности в 1949 году и тяжело пережил расставание с работой. Спустя четыре года скончалась его жена, что стало для ученого еще бóльшим ударом. В 1954 году не стало и самого Николая Николаевича.

Творческий путь Николая Андреева извилист и тяжел. Но, несмотря на все жизненные испытания, он все равно был счастлив трудиться как ученый и педагог и оставаться на Родине, чтобы использовать свое прекрасное европейское образование во благо своей страны и своего народа.

Все труды в одном месте

Открывшиеся обстоятельства жизни и творчества Николая Андреева позволили реконструировать образ ученого, педагога и популяризатора научного знания, занимавшегося философией, социологией и историей.

Николай Андреев прекрасно владел словом и привлекал читателей и слушателей умением говорить просто о сложном. Поэтому ему удавалось успешно выступать перед аудиторией с разной степенью подготовки. Особенно востребованной его работа оказалась среди широких масс, нуждающихся в простом изложении научных результатов.

Исторические труды Николая Николаевича — это большой массив научно-популярных публикаций, статейных исследований и монографических рукописных текстов. По имеющимся на сегодня данным, он написал 41 монографию и 80 статей, а также оставил рукописный архив. В общей сложности в Университете он успел поработать на факультете общественных наук и факультете советского права, после Великой Отечественной войны — на философском факультете. Стал одним из первых разработчиков и преподавателей курса по историческому материализму. Его научные разработки касались обоснования характера общественной жизни и систематизации социологической проблематики на основе материалистического понимания истории и приложения этого подхода к процессам, происходившим в новом советском обществе.

Исследование творчества Николая Андреева позволило не только больше узнать о нем самом, но и подготовить собрание его сочинений в трех томах. Первый том уже появился в издательстве СПбГУ, а два остальных увидят свет в текущем году.

Издательство СПбГУ

В собрание вошли как уже опубликованные книги, брошюры и статьи, так и уникальные материалы из личного архива Николая Андреева, такие как рукописные труды, лекции, черновики, научные и дневниковые записи. В первый том включены книги и статьи по социологии, опубликованные в разные периоды жизни автора, а также неопубликованные материалы (рукописи из семейного архива Андреевых). Собрание сочинений будет интересно специалистам по общественным наукам и всем, кто интересуется историей России.

Работа по изучению трудов Николая Николаевича Андреева и подготовке собрания его сочинений поддержана СПбГУ, а также Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 18-011-00282А «Теоретическое наследие Н. Н. Андреева: источниковедческое исследование, историко-социологическое освещение, редакционно-издательская подготовка»), Центром немецких и европейских исследований, предоставившим стипендиальный грант «Социологическое наследие Николая Андреева» для работы в европейских архивах, и Институтом марксизма Университета Шаньси (КНР), профинансировавшим редактирование и издание трудов Николая Андреева.

Николай Николаевич Андреев

Архив СПбГУ

После революции 1917 года на протяжении почти трех десятилетий Николай Николаевич Андреев преподавал в различных учебных заведениях Ленинграда: Петроградском университете (ныне СПбГУ), Коммунистическом университете имени Г. Е. Зиновьева, Ленинградском государственном педагогическом институте имени М. Н. Покровского (в 1957 году объединен с ЛГПИ имени А. И. Герцена, ныне РГПУ имени А. И. Герцена), Коммунистическом политико-просветительном институте имени Н. К. Крупской (ныне СПбГИК), Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ныне СПбГАСУ), Ленинградском областном педагогическом институте имени А. С. Бубнова (в 1937 году объединен с ЛГПИ имени А. И. Герцена, ныне РГПУ имени А. И. Герцена).

Подробнее о судьбе и работе Николая Николаевича Андреева рассказывается в статье «Социолог номер один: к 140-летию Н. Н. Андреева» Михаила Владимировича Синютина, доктора социологических наук, профессора СПбГУ (кафедра экономической социологии). Она опубликована в «Журнале социологии и социальной антропологии», том XIX, № 3, 2016 год.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ученый NASA в гифках рассказывает про Солнечную Систему и скорость света Ученый NASA в гифках рассказывает про Солнечную Систему и скорость света

А Джордано Бруно за подобное, между прочим, сожгли на костре!

Maxim
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Не переношу критику Не переношу критику

Как научиться спокойно воспринимать замечания руководства

Лиза
Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки

Клетки доноров оказались не склонны накапливать мутации

N+1
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике» Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историй
«Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности «Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию Как японский секонд-хенд завоевывает мир и помогает стране пережить инфляцию

Что, кому и за сколько продают секонд-хенды и почему в Японии их так много

Forbes
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
Проклятье отсталости и разворот фортуны Проклятье отсталости и разворот фортуны

Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

Монокль
Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это Доллар по 100: почему опять дешевеет рубль и надолго ли это

Когда мы увидим доллар по 100 рублей и чего ждать от национальной валюты?

Forbes
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Кино Кино

Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизни
Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация» Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация»

Игорь Бутман о планах на будущее и любви к импровизации

Grazia
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Капризная особа Капризная особа

Мастопатия: когда надо беспокоиться

Лиза
Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду

Когда простуду можно вылечить самостоятельно?

ТехИнсайдер
Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров

Уникальное дело «королей» валютного мира СССР

ТехИнсайдер
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Всё напоказ Всё напоказ

Вспоминаем ярчайшие модные показы XXI века

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении