«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

ДилетантИстория

Два часа на «открытом воздухе»

Евгения Гершкович

Маргарита Тупицына, Владимир Немухин,Виктор Тупицын, Сергей Бордачёвна «бульдозерной выставке».15 сентября 1974 года

Ярким событием брежневской эпохи, а в истории отечественного искусства переломным, стала несанкционированная выставка, получившая название «бульдозерной». Обстоятельства планирования и проведения мероприятия, полувековой юбилей которого отмечается в этом году, уже вошли в анналы и обросли мифами вроде плавающего от 24 до трёх сотен числа участников.

Контекст

«Оттепель» закончилась ещё десятилетие назад. Уклоняющихся от общественно полезного труда тунеядцев, бездельников и паразитов статья 209 Уголовного кодекса РСФСР продолжала отправлять в отдалённые губернии. Как, например не вставшего на путь честной трудовой жизни поэта Бродского сослали в деревню Норинскую.

Казалось бы, жива ещё память о прошедшей в Сокольниках Национальной американской выставке 1959 года, где советскому зрителю показали работы Эдварда Хоппера, Джексона Поллока, Исаму Ногучи и прочих лидеров абстракционизма, экспрессионизма и поп-культуры, но отечественное неофициальное искусство продолжало влачить полулегальное существование.

Вход в павильон «Американской национальной выставки». Сокольники, 1959 год

Никто, разумеется, не забыл о скандале 1962 года в Манеже на выставке по случаю 30-летия МОСХа. Но художники несвободной страны всё же умудрялись оставаться свободными людьми. Была создана альтернативная структура со своими течениями, квартирными выставками, домашними салонами, коллекционерами, преимущественно западными, и даже негосударственным музеем. Именно такой статус неофициально имела коллекция Александра Глезера, по образованию инженера-нефтяника, зарабатывающего переводами с грузинского на русский.

Вот как квартиру Глезера в стандартной девятиэтажной «хрущобе» описывал его друг, психиатр и фотохудожник Юрий Штерн: «… всё на месте: окна, двери, туалет, ванная, кухня, спальня, гостиная. Всё это было. Не было только признаков жилья. Стены с обшарпанными, свисающими клочьями обоев во всех трёх комнатах от пола до потолка увешаны прижатыми друг к другу встык картинами Немухина, Жарких, Рабина, Штейнберга, Свешникова, Вечтомова». Критик Виктор Агамов-Тупицын называл выбор Глезера «винегретом для глаз».

Александр Глезер

Выставки андеграундных художников уже проходили в Европе, их имена мелькали на страницах западной прессы, а на родине критические фельетоны их называли жрецами помойки, а работы — «гнуснейшей пачкотнёй наихудшего абстракционистского толка» («Московский комсомолец», 29 сентября 1960 года).

На этом мрачном фоне делались попытки организовать легальные выставки в Москве. В клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов 22 января 1967 года Александр Глезер и Оскар Рабин (один из основателей художественной группы «Лианозово») собрали работы дюжины художников, более-менее полно представляющих тенденции тогдашней неофициальной живописи, — Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского, Эдуарда Штейнберга, Лидии Мастерковой и других.

Оскар Рабин

Чтобы избежать вмешательства начальства НИИ, в ведомстве которого состояла «Дружба», вернисаж назначили на воскресенье. Выставка продлилась не более двух часов, ровно до разгона сотрудниками КГБ под предлогом запланированного киносеанса. Глезера обвинили в том, что он якобы является слепым орудием ЦРУ и организатором диверсии.

Как писал потом Оскар Рабин, «начальство так и не поняло, что истинным виновником скандала было оно само. Не закрылась бы выставка, не было бы никакого шума вокруг неё. А теперь, конечно же, иностранные корреспонденты сообщили своим агентствам о случившемся. В Москве только и было разговору, что о сорванной выставке, о нас передавали Би-Би-Си и другие западные радиостанции. Мы становились несправедливо гонимыми жертвами. Кстати, в будущем всё повторилось: мы снова устраивали выставки, начальство снова со скандалом их закрывало. Получался какой-то заколдованный круг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

А были ли деревни? А были ли деревни?

Как возник миф о потёмкинских деревнях?

Дилетант
Побег на месте Побег на месте

Как Стив Маккуин всегда играл только самого себя

Weekend
Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны

СССР, 1953 год. Модный показ телогреек

Дилетант
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
«Друг Отто» «Друг Отто»

«Русский вопрос» с точки зрения Бисмарка

Дилетант
Вредно — и точка Вредно — и точка

Что такое трансжиры, и в каких продуктах они содержатся

Лиза
Ареопаг против Хрущёва Ареопаг против Хрущёва

Властная элита СССР, которая тяжело поддавалась либерализации и реформаторству

Дилетант
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Кевин Смит Кевин Смит

Правила жизни режиссера Кевина Смита

Правила жизни
Месть пиратки Жанны Месть пиратки Жанны

За что и кому мстила предводительница пиратов?

Вокруг света
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
«Презирая всякую опасность» «Презирая всякую опасность»

Родственная связь Бориса Анненкова с Иваном Анненковым вряд ли имеет место быть

Дилетант
Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же

«Круть»: почему эта книга Виктора Пелевина заставляет испытывать испанский стыд

Forbes
Невозвращенец Невозвращенец

Один из первых политических эмигрантов Петровской эпохи — Авраам Веселовский

Дилетант
Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь

Как навигатор, упаковки для кофе и сковородки связаны с космосом?

СНОБ
Сотворение Одессы-мамы, или Как Моисей Винницкий стал Беней Криком Сотворение Одессы-мамы, или Как Моисей Винницкий стал Беней Криком

Одесса считается столицей преступного мира дореволюционной России

Дилетант
История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море

Истории выживания на большой воде

СНОБ
Ушаковы Ушаковы

Дворянских родов, носящих фамилию Ушаковы, в России было несколько

Дилетант
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных

Как компании могут защитить сотрудников и свою репутацию от взлома данных

Forbes
Экономическое поле экспериментов Экономическое поле экспериментов

Как полевые испытания на людях помогают экономическому развитию

N+1
Генеральная уборка. Как правильно подготовить сад к зимней спячке Генеральная уборка. Как правильно подготовить сад к зимней спячке

В октябре самое время засучить рукава и подготовить сад к зимней спячке

Лиза
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями «Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

Forbes
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Вторая жизнь моделей фораминифер Вторая жизнь моделей фораминифер

История идентификации старой музейной коллекции

Санкт-Петербургский университет
Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед

Чудо инженерии, способное без источников питания топить лед и снег

Inc.
Мы его теряем! Мы его теряем!

14 необычных способов похудеть

Лиза
Открыть в приложении