История «голландской болезни» Венесуэлы

ДеньгиИстория

Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Текст: Алексей Алексеев

Фото: Maxwell Briceno / Reuters

Венесуэла — мировой лидер по разведанным запасам нефти. Согласно данным из ежегодного статистического бюллетеня Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК) 2024 года, на долю Венесуэлы приходится примерно пятая часть мировых запасов — 303,01 млрд баррелей. Это природное богатство не сделало жителей страны богатыми и счастливыми. Бешеная инфляция, массовая безработица, дефицит продуктов и лекарств — все это приметы жизни в современной Венесуэле. И одна из главных причин сложившейся ситуации — нефть.

Первое венесуэльское экономическое чудо

В ХХ веке Венесуэла превратилась из одной из беднейших в одну из самых богатых экономик Латинской Америки. Произошло это благодаря нефти. В книге Рикардо Хаусманна (министр планирования Венесуэлы в 1992–1993 годах) и Франсиско Родригеса (глава Управления экономического и финансового консультирования Национального собрания Венесуэлы в 2000–2004 годах) «Венесуэла до Чавеса. Анатомия экономического коллапса» приводятся следующие цифры. Если в период с 1900 по 1920 год ВВП на душу населения Венесуэлы рос всего на 1,8%, то в период с 1920 по 1948 год темпы роста составляли 6,8% в год.

Причина этого экономического подъема — нефть. Нефть, в которой восстанавливающаяся после Первой мировой войны мировая экономика нуждалась в постоянно растущих объемах.

В 1914 году было открыто первое на территории Венесуэлы нефтяное месторождение Мене Гранде в нефтегазоносном бассейне Маракайбо. Затем было обнаружено еще несколько месторождений, в том числе в 1917 году — группа месторождений Шельф Боливар. В 1917 году начались первые операции по нефтепереработке, в 1918 году Венесуэла начала экспортировать нефть. В 1921 году годовой объем экспорта впервые перешел отметку в 1 млн баррелей.

В 1922 году британская деловая газета Financier and Bullionist обещала, что Южная Америка в будущем станет главным мировым источником нефти. Особое внимание в этом прогнозе было уделено Венесуэле, где поиском и разработкой новых месторождений активно занимались ведущие нефтяные компании мира.

В 1928 году корреспондент агентства Associated Press в сообщении из Каракаса отмечал невероятную дешевизну нефтедобычи в Венесуэле и то, что страна «похоже, покоится на громадном нефтяном бассейне неограниченной емкости». «По последним прогнозам, добыча нефти в этом году составит более 100 000 000 баррелей, обеспечив Венесуэле место крупнейшего мирового производителя нефти вслед за Соединенными Штатами»,— говорилось в корреспонденции. Кроме гигантов мирового нефтяного бизнеса в стране работало больше сотни компаний поменьше, а в концессии и нефтеразведку вкладывались сотни миллионов долларов.

В конце 1920-х годов Венесуэла стала ведущим мировым экспортером нефти. В конце 1930-х годов по объемам нефтедобычи страна уступала только США и СССР.

С 1920 по 1935 год доля нефти в экспорте Венесуэлы увеличилась с 1,9% до 91,2%. Национальную экономику поразила так называемая голландская болезнь, хотя этого термина тогда еще не существовало (он появится в 1977 году). «Голландская болезнь» протекает так. Основные доходы государства обеспечиваются за счет бурного роста сырьевого сектора и высоких цен на сырье. Доходы от экспорта сырья способствуют притоку в страну иностранной валюты, в результате чего страдают остальные отрасли экономики — обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Несырьевой экспорт становится неконкурентоспособным, импорт многих товаров становится выгоднее, чем их производство в стране.

Именно это и произошло в Венесуэле. На фоне бурного роста нефтедобычи и экспорта нефти страна стала отставать от соседей по региону в промышленном развитии, а сельское хозяйство практически сошло на нет.

Усиление роли государства в нефтяном секторе

Во время войны Венесуэла стала крупным поставщиком нефтепродуктов в страны антигитлеровской коалиции, а объем нефтедобычи приблизился к 1 млн баррелей в день.

В 1942 году в Венесуэле был принят закон о налоговой реформе и подоходном налоге, а в 1943 году — закон об углеводородах. В результате принятия этих законов нефтяные компании должны были отдавать 50% валовой прибыли (ранее — от 15% до 25%). Для работающих в стране нефтяных компаний это частично компенсировалось тем, что они получали право не платить подоходный налог с полученных в Венесуэле прибылей у себя на родине. Кроме того, новые законы устанавливали простые и понятные правила игры. До этого каждая нефтяная компания работала по своим правилам, в том числе и в плане налогообложения. Даже чисто психологически принцип «пятьдесят на пятьдесят» выглядел справедливо. К тому же, когда на мировой нефтяной рынок начали выходить ближневосточные страны, нефтяные компании получали веский аргумент в споре, если с них попытались бы требовать больше.

В течение первых пяти лет после принятия данных законов доходная часть госбюджета Венесуэлы выросла в шесть раз.

По соглашению с нефтяными компаниями, заключенному в 1943 году, в Венесуэле были построены два нефтеперерабатывающих завода. Развитие нефтяной инфраструктуры способствовало созданию более чем 55 тыс. рабочих мест (с учетом косвенных рабочих мест — более 220 тыс.) при населении страны, составлявшем 4,8 млн человек. В вузах Венесуэлы началась подготовка специалистов по новым специальностям, которые требовались в нефтепереработке.

Президент Исайас Медина Ангарита, при котором власти страны стали усиливать контроль за нефтяным сектором, в 1945 году был свергнут в результате военного переворота (к которому, по мнению современных венесуэльских историков, приложили руку США, а реформа налогообложения нефтяной отрасли стала причиной переворота).

В 1948 году в результате военного переворота был свергнут президент Ромуло Гальегос (по мнению современных венесуэльских историков, при участии США и из-за налогообложения иностранных нефтяных компаний).

Политические потрясения не мешали развиваться нефтяной индустрии. С 1943 по 1958 год добыча нефти выросла в 5,3 раза — до 2,6 млн баррелей в день, а объем нефтепереработки за тот же период увеличился более чем десятикратно — с 22 тыс. до 268 тыс. баррелей в день.

Полученные от продажи нефти доллары (а США были главным импортером венесуэльской нефти) вкладывались в организацию общественных работ, строительство дорог, мостов, новых зданий государственных органов, жилищное строительство, а также в развитие других индустрий — горнодобывающей, сталелитейной, электроэнергетики. Одним из главных символов той эпохи стали небоскребы в центре столицы страны Каракаса (некоторые из них сейчас остро нуждаются в ремонте).

В 1958 году был свергнут президент Маркос Перес Хименес. Перед новыми выборами представители трех ведущих политических партий заключили соглашение о сотрудничестве — пакт Пунто-Фихо. Договорившись совместно строить стабильное демократическое государство и не допустить диктатуры, участники пакта также договорились о разделе государственных должностей и прибылей от нефтедобычи — пропорционально итогам выборов. Принцип «пятьдесят на пятьдесят» был отвергнут, новые власти Венесуэлы увеличили свою долю до 60%.

Начало большого пути

Хуан Пабло Перес Альфонсо — инициатор создания ОПЕК. Фото: wikipedia.org

Хуан Пабло Перес Альфонсо занимал пост министра нефти и горнодобывающей промышленности Венесуэлы с 1959 по 1963 год, но за этот относительно недолгий срок успел вписать свое имя в историю мировой нефтяной индустрии большими буквами. Всем известны эти большие буквы — ОПЕК.

В начале октября 1960 года стало известно о предложении министра Альфонсо создать Организацию стран— экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries, ОПЕК).

Это предложение вызвало если не испуг, то как минимум волнение у так называемых Семи сестер — группы частных компаний из США, Великобритании и Нидерландов, контролировавших тогда примерно 85–86% мировых запасов нефти. Вот эти компании: British Petroleum Company Limited, Gulf Oil, Royal Dutch Shell, Standard Oil Co. of California (Socal), Standard Oil Company of New Jersey (Jersey Standard), Socony Mobil Oil Company и Texaco (названия приведены по ситуации на 1960 год).

ОПЕК была основана 17 октября в Бейруте (Ливан). Кроме Венесуэлы в нее вошли Саудовская Аравия (министр нефти и минеральных ресурсов этой страны Абдулла ибн Хамуд Тарики играл активную роль в создании организации), а также Иран, Ирак и Кувейт (впоследствии число членов организации увеличилось, сейчас в нее входят 12 стран).

Еще одним поводом для беспокойства «Семи сестер» стало создание в том же году в Венесуэле государственной нефтяной компании — Venezuelan Petroleum Corporation. Альфонсо уверял зарубежные компании, что им нечего бояться, ведь в других странах Латинской Америки (Аргентине, Боливии, Бразилии, Колумбии, Мексике) государственные нефтяные компании уже давно существуют. Он также заверял, что национализации иностранных нефтяных компаний не будет. Он утверждал, что хочет добиться того, чтобы экономика страны меньше зависела от нефти и больше от других товаров, и для этого государство будет инвестировать в добывающую промышленность и сельское хозяйство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями

Почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно

Forbes
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе» Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе»

Телеведущая Аврора о нутрициологии, блефаропластике и роли эндокринолога

Здоровье
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
Элементы красоты Элементы красоты

Как улучшить состояние кожи при кожных заболеваниях – рекомендации нутрициолога

Лиза
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
Вопрос цены Вопрос цены

Как формируются индексы сырьевых товаров

Деньги
«История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна «История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна

Фильм Ким Джиуна оказал огромное влияние на корейский кинематограф

СНОБ
Мозг в декрете: как беременность влияет на память, эмпатию и интеллект женщин Мозг в декрете: как беременность влияет на память, эмпатию и интеллект женщин

Меняется ли мозг беременных в период родительства и подготовки к нему?

Forbes
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – сила
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Артериальное давление Артериальное давление

Что влияет на артериальное давление и можно ли его регулировать

Здоровье
Трудности съёма Трудности съёма

Аренда дорожает на фоне дефицита предложения

Деньги
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй

Блестящий изобретательский ум и предпринимательская жилка не всегда идут в паре

ТехИнсайдер
Дом для университета Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университет
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
Необычайные приключения одной теории Необычайные приключения одной теории

Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – сила
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах Александр Горчилин — о неснятых сценариях и сложных периодах

Как актер Александр Горчилин оказался в центре конструктивизма

РБК
Башенные и безбашенные Башенные и безбашенные

Актуальные часы на башнях и стенах столицы

Men Today
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Нескончаемая молодость Нескончаемая молодость

Как русский рок стал зацикленным на самом себе

Weekend
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Открыть в приложении