Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизниСобытия

Кино

В кино существует множество направлений, самые заметные из них иногда называют волнами. Эти течения друг с другом неразрывно связаны и в большинстве случаев появлялись под влиянием глобальных исторических изменений. «Правила жизни» публикуют гид по самым значимым направлениям кинематографа и выясняют причины их возникновения и заката.

Записала Юлия Яроцкая

«На последнем дыхании»

Итальянский неореализм

1945–1955

Итальянский неореализм возник в противовес пропагандистскому кинематографу Муссолини в конце Второй мировой войны. Киностудии были в плачевном состоянии, а главные действующие лица киноиндустрии дискредитировали себя связями с фашистским правительством. Все это привело к появлению на съемочных площадках новых героев. В основе течения стояли кинокритики журнала Cinema. В отсутствие бюджетов и дорогостоящей техники режиссеры вышли на улицы, чтобы запечатлеть социальные проблемы разоренной послевоенной Италии. Съемки велись при естественном освещении, а в кадре оказывались непрофессиональные актеры, которые нередко работали без утвержденного сценария. Главными героями нового итальянского кино стали бедняки, а основной объединяющей темой – демонстрация послевоенной реальности без прикрас и декораций. Поиск работы и средств к существованию стал сквозным сюжетом картин вплоть до середины 1950-х, когда в стране случилось так называемое экономическое чудо. Спустя десятилетие после поражения в войне итальянское общество наконец встало на ноги, а популярность неореализма постепенно сошла на нет и уступила место великим режиссерам-модернистам 1960-х.

Италия:

«Рим – открытый город», Роберто Росселлини, 1945

«Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948

«Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952

«Дорога», Федерико Феллини, 1954

«Самая красивая», Лукино Висконти, 1951

«Похитители велосипедов»
«Рим в 11 часов»

Советская новая волна

(оттепельное кино) 1956–1968

Началом советской новой волны можно считать ХХ съезд КПСС, главным событием которого стало осуждение культа личности Сталина. У деятелей искусства отпала необходимость в возвеличивании советского человека. Молодые режиссеры получили возможность переместить фокус внимания с трудового коллектива на частную жизнь и задались вопросом взаимодействия личности с социумом. Изменения коснулись и формы нового кинематографа. Освободившиеся от жестких рамок цензуры кинематографисты могли позволить себе эксперименты с длиной планов, новыми ракурсами и операторской работой. Модные в СССР итальянские режиссеры 1960-х – Микеланджело Антониони и Федерико Феллини – тоже оказали влияние на стиль советских коллег по цеху. Это выразилось в попытках режиссеров заглянуть внутрь себя и поднять в кино вопрос о смысле существования художника. Новая советская волна оборвалась с вводом советских танков в Чехословакию, а на смену оттепельному кино пришли фильмы эпохи застоя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении