Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизниСобытия

Кино

В кино существует множество направлений, самые заметные из них иногда называют волнами. Эти течения друг с другом неразрывно связаны и в большинстве случаев появлялись под влиянием глобальных исторических изменений. «Правила жизни» публикуют гид по самым значимым направлениям кинематографа и выясняют причины их возникновения и заката.

Записала Юлия Яроцкая

«На последнем дыхании»

Итальянский неореализм

1945–1955

Итальянский неореализм возник в противовес пропагандистскому кинематографу Муссолини в конце Второй мировой войны. Киностудии были в плачевном состоянии, а главные действующие лица киноиндустрии дискредитировали себя связями с фашистским правительством. Все это привело к появлению на съемочных площадках новых героев. В основе течения стояли кинокритики журнала Cinema. В отсутствие бюджетов и дорогостоящей техники режиссеры вышли на улицы, чтобы запечатлеть социальные проблемы разоренной послевоенной Италии. Съемки велись при естественном освещении, а в кадре оказывались непрофессиональные актеры, которые нередко работали без утвержденного сценария. Главными героями нового итальянского кино стали бедняки, а основной объединяющей темой – демонстрация послевоенной реальности без прикрас и декораций. Поиск работы и средств к существованию стал сквозным сюжетом картин вплоть до середины 1950-х, когда в стране случилось так называемое экономическое чудо. Спустя десятилетие после поражения в войне итальянское общество наконец встало на ноги, а популярность неореализма постепенно сошла на нет и уступила место великим режиссерам-модернистам 1960-х.

Италия:

«Рим – открытый город», Роберто Росселлини, 1945

«Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948

«Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952

«Дорога», Федерико Феллини, 1954

«Самая красивая», Лукино Висконти, 1951

«Похитители велосипедов»
«Рим в 11 часов»

Советская новая волна

(оттепельное кино) 1956–1968

Началом советской новой волны можно считать ХХ съезд КПСС, главным событием которого стало осуждение культа личности Сталина. У деятелей искусства отпала необходимость в возвеличивании советского человека. Молодые режиссеры получили возможность переместить фокус внимания с трудового коллектива на частную жизнь и задались вопросом взаимодействия личности с социумом. Изменения коснулись и формы нового кинематографа. Освободившиеся от жестких рамок цензуры кинематографисты могли позволить себе эксперименты с длиной планов, новыми ракурсами и операторской работой. Модные в СССР итальянские режиссеры 1960-х – Микеланджело Антониони и Федерико Феллини – тоже оказали влияние на стиль советских коллег по цеху. Это выразилось в попытках режиссеров заглянуть внутрь себя и поднять в кино вопрос о смысле существования художника. Новая советская волна оборвалась с вводом советских танков в Чехословакию, а на смену оттепельному кино пришли фильмы эпохи застоя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию

Как, никого не обидев, освободиться от влияния родителя

Psychologies
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Профессия Профессия

Смешные, дикие и просто увлекательные истории от агентов известных актеров

Правила жизни
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Город, сбросивший историческую память Город, сбросивший историческую память

Архангельск: морозное процветание новой стабильности

Weekend
Внутренний туризм Внутренний туризм

Петербург — не только гастрономическая, но и туристическая столица России!

Собака.ru
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
«Всё, что имею, единственно по милости Его Величества» «Всё, что имею, единственно по милости Его Величества»

Уроженец Псковского края и выходец из рода князей смоленских Василий Татищев

Дилетант
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее» Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее»

Актер (и краш) Марк Эйдельштейн привез из Канн творческую свободу

VOICE
Неабстрактный вопрос Неабстрактный вопрос

Нотариус Василий Ралько о том, как правильно завещать бизнес

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой

Робособаку MEVIUS можно собрать из коммерчески доступных компонентов

N+1
Вадим Тишин Вадим Тишин

Художник Вадим Тишин открывает невидимые миры и носит в сердце незабудку

Собака.ru
«Слава Богу, что я на земле без отчизны остался» «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался»

Знал ли Бродский, стоя в аэропорту, что никогда больше не увидит родителей?

Дилетант
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале

Актриса Дарья Екамасова — как артисту попасть в зарубежный проект?

СНОБ
«Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках «Я клоун по жизни». Актриса Ирина Горбачева о «Храбром сердце», продюсерском кино и духовных практиках

Ирина Горбачева — о любимых фильмах, сковывающих амплуа и эзотерике

СНОБ
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
Завезенные в Великобританию эскулаповы полозы предпочли жить по соседству с людьми Завезенные в Великобританию эскулаповы полозы предпочли жить по соседству с людьми

Эскулаповы полозы выживают в Британии только благодаря людям

N+1
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
«110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь «110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь

«110»: фильм-высказывание о том, как мы разучились слышать друг друга

Forbes
Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние Елена Попова: Главное в современной полярной экспедиции — не впасть в уныние

Елена Попова о том, как появилась ее дебютная работа

СНОБ
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
«Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман «Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман

«Криминальное чтиво»: создание и влияние культовой картины Тарантино

Правила жизни
Открыть в приложении