РПП /расстройство пищевого поведения/
Почему в последние годы тема РПП стала так популярна, когда погрешности в питании становятся симптомами, в каких случаях на самом деле диагностируют заболевание и как оно связано с интервальным голоданием – выясняем с экспертами.
Сегодня о расстройстве пищевого поведения говорят все чаще и все свободнее: сами ставят себе этот диагноз, обмениваются с подружками мемами на эту тему и делятся на светских мероприятиях своими триггерами компульсивного переедания. При этом мало кто знает, что РПП – намного более серьезная и масштабная проблема, чем просто нездоровые привычки в питании или склонность к периодическому перееданию.
Что такое РПП
Это состояние, которое требует медицинского (часто – срочного) вмешательства. То есть первое, что важно понять: РПП – это заболевание. В США оно зафиксировано у 20 млн женщин и 10 млн мужчин разных возрастов. В России официальной статистики нет, но, по некоторым данным, только в Москве от РПП страдают не меньше 5 % женщин. Хотя ему подвержены люди любого пола и возраста, чаще всего проблемы возникают именно у женщин и подростков. Фактически до 13 % молодых людей сталкивались с хотя бы одним РПП к 20 годам. Иногда оно имеет признаки сразу нескольких заболеваний, но стандартная классификация включает в себя анорексию, булимию, компульсивное переедание и другие атипичные пищевые расстройства (в их числе нервная анорексия, нервная булимия, орторексия и другие; даже пикацизм – желание съесть что-то несъедобное: камни, мел, землю, бумагу).
Мода на расстройства
Сегодня мы наблюдаем настоящий «взлет» РПП – в современных кругах эту аббревиатуру знают многие, и в компании точно найдется несколько желающих поддержать тему. При этом приравнивают РПП именно к перееданию и невозможности сбросить лишние килограммы. Как так получилось, что психиатрический диагноз вышел в социум? Если мы вернемся на несколько лет назад, то вспомним, что подобная история уже происходила с депрессией. Существующий несколько десятилетий диагноз вдруг становится популярным, и вот уже инфлюенсеры и селебрити делятся личными историями о том, как они переживали свои депрессивные эпизоды. Плюсы такой огласки очевидны: тема стала менее стигматизированной, люди действительно начали чаще обращаться к психиатрам и получать необходимое лечение, а соответственно и выздоравливать. Но есть и минусы: некоторые стали диагностировать у себя депрессию, опираясь на истории других людей. Объяснить это можно тем, что такие состояния как будто бы всем понятны: ведь каждому хоть раз бывало очень грустно и плохо, и каждый хоть раз переедал от стресса или эмоций. Такая «доступность» вкупе с обилием информации в соцсетях дала людям возможность самостоятельно диагностировать у себя многие расстройства. Но, что самое опасное, ничего с этим не делать.