Почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно

ForbesОбщество

Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями

Василий Легейдо

Фото VCG / ТАСС

Высокие показатели учащихся из Китая, Японии и Южной Кореи одни связывают с вековыми традициями и культурными установками, другие — с невероятной конкуренцией и стремлением к элитарности. Одержимость результатами в школе нередко приводит к психологическому давлению на детей, которые не выдерживают такой экстремальный ритм, подвергаются критике за низкую успеваемость и сталкиваются с угрозой отчисления. Публицист Василий Легейдо рассказывает, почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно.

Эксперты уже давно фиксируют более высокие показатели учащихся из стран Восточной Азии по сравнению с их западными ровесниками. Некоторые объясняют этот феномен вековыми традициями и культурными установками, другие — фанатичным стремлением к материальным благам и культом учебы. Американский педагог китайского происхождения Йонг Чжао написал книгу «Кто боится большого злого дракона? Почему у Китая лучшая (и худшая) система образования в мире», в которой сравнил систему императорских экзаменов кэцзюй с самыми значимыми достижениями китайской культуры и науки: порохом, компасом, бумагой и ручным набором текста. Однако многие специалисты считают, что «образовательная лихорадка» родителей в Китае, Японии и Южной Корее на самом деле является формой эксплуатации детей и часто приносит больше вреда, чем пользы. Публицист Василий Легейдо рассказывает об особенностях учебы в этих странах и о том, почему высокие результаты местных школьников одновременно восхищают и тревожат.

Непреходящая ценность

В составленном Организацией экономического сотрудничества и развития в 2010 году рейтинге стран по уровню образования Южная Корея заняла первое место. При формировании списка учитывались показатели 470 000 15-летних школьников из 65 государств при прохождении аналогичных тестов. Выходцы из Южной Кореи продемонстрировали лучшие результаты по математике и литературе, а по естественным наукам уступили лишь финнам и японцам. Примерно тогда же политики заговорили о том, что система школьного образования в Восточной Азии должна стать примером для западных стран. «В Южной Корее к учителям относятся как к строителям нации, — сказал президент США в то время Барака Обама. — Пришло время и нам относиться к своим учителям с такой же степенью уважения».

Несколько лет спустя Обама подчеркнул значение образования для общего национального благосостояния и добавил, что Штатам необходимо «инвестировать в молодых людей», чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальном рынке. В том же духе высказался основатель Microsoft Билл Гейтс, который тогда был богатейшим человеком планеты. А кандидат в президенты на выборах-2012 от Республиканской партии Митт Ромни отметил, что «глобальная конкуренция начинается со школы». Подобные рассуждения послужили основанием для инициативы «Гонка за первенство», в рамках которой американское правительство в 2009-м выделило на образовательные инновации около $4,4 млрд.

Антрополог Энн Эллисон предположила, что риторика американских политиков и предпринимателей относительно учебы в те годы во многом основывалась на том, как устроено образование в Японии: жесткая конкуренция, частые тестирования, подготовка, требующая усидчивости, концентрации и дисциплины. По словам исследовательницы, такая модель в азиатской стране окончательно сформировалась после Второй мировой войны. Именно в то время власти начали позиционировать образование как подготовку молодого поколения к бешеному ритму капиталистической системы, в рамках которой людям приходилось полностью посвящать себя работе. Семья, школа и работа в Японии в то время представляли собой элементы единой экономической и социальной структуры. Эта структура, как пишет Эллисон, «обеспечила Японии глобальный престиж и статус индустриальной державы».

Билет в лучшую жизнь: учеба как социальный лифт в течение столетий

К тому времени Япония уже была не единственной страной в регионе с подобными установками в сфере образования. В Китае экзаменационная система кэцзюй просуществовала около 1300 лет — с 605-го по 1905-й. Ее главное преимущество относительно предшествующей системы девяти рангом состояло в том, что она позволяла почти каждому взрослому мужчине вне зависимости от социального и материального положения пройти испытание, по результатам которого он мог получить допуск на государственную службу. Так учеба в Китае стала одним из ключевых факторов социальной мобильности. Благодаря ей люди могли становиться важными чиновниками, богатеть, добиваться влияния и уважения в обществе.

Аналогичная ситуация сложилась и в корейском государстве Чосон, которое существовало с 1392-го по 1897-й. Там экзамены кваго, дающие право поступить на государственную службу, тоже были едва ли не единственным способом подняться по социальной иерархии для людей, которые не имели связей и не относились к знати. Экзамены делились на военные и литературные. Сдающие должны были продемонстрировать идеальное знание классических произведений.

Зачастую, несмотря на формально равное положение экзаменуемых, самые высокие результаты все равно показывали выходцы из высших слоев, чьи семьи могли позволить себе обучение в лучших школах. Тем не менее, как отмечает американо-корейская писательница Тина Чимин Уолтон, «в корейской культуре образование приобрело непреходящую ценность». «Значительная часть населения жила в нищете, а грамотность давала людям надежду на то, что они могут вырваться из порочного круга и обрести лучшее будущее, — продолжает Уолтон. — Неудивительно, что современные корейские школьники и студенты тоже относятся к образованию как к билету в лучшую жизнь. Ситуация на рынке труда стала еще сложнее, что мотивирует молодежь усердно готовиться к современным аналогам кваго. Прошлое Кореи помогает лучше понять одержимость жителей страны образованием в настоящем».

Южнокорейские студенты сдают тест на академические способности в школе. Фото Reuters

Лицевая культура: одержимость результатами и ставка на элитарность

Уже в наше время в Южной Корее вступительные экзамены в университеты превратились в событие национального масштаба. «Более 660 000 учащихся заняли свои места, — описывали эту процедуру в 2012-м авторы Financial Times Саймон Саймон Мунди и Летиция Ок. — Дорожное движение перекрыли, чтобы оно проходило подальше от места проведения экзаменов. Даже расписание перелетов изменили, чтобы гул не отвлекал поступающих. Опаздывающих подвозили полицейские».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
«Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино «Титаник»: психологический разбор легендарного треугольника Карпмана из мира кино

Что можно увидеть за красивым сценарием легендарного «Титаника»

Psychologies
Первый кадр Первый кадр

Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Ковровая резня Ковровая резня

«Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка

Weekend
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Судьба ливенца Судьба ливенца

«Дни пребывания армии около Эстонской границы были для войск ужасны»

Дилетант
Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие

Почему люди боятся крошечных насекомых?

ТехИнсайдер
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
Целование ручки злодея Целование ручки злодея

Гением Пушкина Александру Шванвичу была суждена долгая жизнь в образе Швабрина

Дилетант
«ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов» «ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов»

Алексей Захаров о том, как идет модернизация оборонно-промышленного комплекса

Деньги
От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах

Как менялись технологии авионики на протяжении веков

ТехИнсайдер
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны

Что такое изометрические тренировки и как они отличаются от динамических

ТехИнсайдер
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
«Всю жизнь мне нравилось сочинять истории» «Всю жизнь мне нравилось сочинять истории»

Как любовь к кино определила карьеру режиссера и сценариста Никиты Власова

Правила жизни
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
Один из тех, кто «состарил» университет Один из тех, кто «состарил» университет

Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университет
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо

Отрывок из книги корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо»

СНОБ
На стыке эпох На стыке эпох

Элегантный классический интерьер с французским настроением

SALON-Interior
Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно

Почему любой вид фитнеса может привести к снижению иммунитета и болезням?

Здоровье
Утилистический прием Утилистический прием

Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого

Weekend
Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить

Высокий уровень государственных расходов будет стимулировать рост зарплат

Forbes
Тень учителя Тень учителя

Василий Степанов о Мэгги Смит

Weekend
Открыть в приложении