Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизниРепортаж

Посмотрел и обсуждаю

Главный редактор «Правил жизни» собрал сценаристов успешных российских сериалов, чтобы обсудить с ними, как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея.

Трифон Бебутов: Для массового читателя фигура сценариста в целом не очень понятна. Как бы вы описали свою ежедневную профессиональную рутину?

Андрей Золотарев: Моя профессиональная рутина заключается в том, что я 99 % времени пытаюсь заставить себя работать.

Дмитрий Минаев: Именно так!

Андрей: Это, в общем, моя работа – заставлять себя работать. Скорее всего, у всех так. Я думаю, есть какие-то отдельные личности, которые кайфуют от того, что они пишут. Если они талантливые, это большое счастье. Если бесталанные – несчастье для всех.

Дмитрий: Обычно у людей, которые много пишут, ничего не получается. Я всю жизнь пытаюсь заставить себя работать. Это главное, что происходит в жизни сценариста. Ты как бы раскачиваешься, вводишь себя в это состояние. И единственное, что изменилось, – я себя простил, потому что понял, что, когда я прокрастинирую или раскачиваюсь, это уже работа. И не надо себя за это ругать.

Андрей: Я к этому тоже пришел.

Дмитрий: Меня жена спрашивает: «Почему ты не работаешь? Почему ты смотришь голы Бекхэма сезона 95–96?!»

Игорь Тудвасев: Да потому что в это время появится решение сцены! Это обязательно.

Трифон: Я почему спросил про рутину? Какими бы сюжетами вы ни занимались, идеи для них вы черпаете не только из кино, но и из повседневности. Из жизни, которая нас окружает.

Игорь: Зачастую из жизни, из заголовков каких-то, из рилсов. Это все в тебе оседает.

Трифон: Может, есть какие-то технологии наблюдения за реальностью? Условно, вы выпиваете с друзьями. Кто-то сидит за соседним столом в ресторане, доносится какая-то фраза. Вы обращаете внимание на такие вещи, или они сами собой выцепляются из реальности?

Игорь: Выцепляются.

Дмитрий: У меня работает ровно наоборот. Я никогда не думал: «Вот хорошо бы эту фразу использовать». Она потом сама вылезает.

Игорь: Едешь в лифте, парень говорит своей девушке: «Ну извини, засохатил!» Как интересно произнес! Засохатил. У меня много всяких записок.

Трифон: Я слышал, у каждого сценариста есть свой условный молескин.

Игорь: Обожаю блокноты! У меня очень много блокнотов, где что-то записано.

Андрей: Ты в них только заглядываешь или записываешь?

Игорь: Я записываю. Я сейчас покажу. Господи, у меня море заметок! Заметки такие, заметки сякие, наброски на фильм. Извините, я перетянул одеяло.

Дмитрий: Я просто в ужасе.

Андрей: Ты неприятный человек. Ты знаешь об этом?

Дмитрий: Очень организованный.

Трифон: Тогда вопрос к тебе, как к самому организованному. Все-таки тогда в течение рабочего дня существуют какие-то процессы?

Игорь: Нет процесса.

Трифон: Условно, Набоков просыпался в пять утра, ходил гулять.

Игорь: Нет, утренней странички нет.

Дмитрий: У меня есть ужасное правило – антиорганизованное. Ступор шести страниц. Первые шесть страниц я могу писать неделю-две. А дальше, условно с 6-й по 50-ю, можно написать за день или за два. Это тот период, когда я сижу и ненавижу первую сцену.

Игорь: У меня есть наработки, которыми я просто… Допустим, мне нужна начальная сцена. Нужно придумать решение этой сцены. Может быть, это вау-эффект, или герои, например, просто сидят и разговаривают. Иногда у меня это не получается. Что я делаю? Просто это всегда работает. Я меняю локацию. Окей, а почему я сделал это в лобби? Давай мы сделаем…

Дмитрий: Потом продюсер меняет ее обратно.

Игорь: Это другое. Мы говорим сейчас про идеальную схему. Ну, например, приведу решение сцены. Тесть и зять встречаются, и начинается диалог: «Ну, как дочка?» – «Хорошо. А как теща поживает?» – «Хорошо». Вроде бы ничего такого. А когда мы переносим историю в стриптиз-клуб, это играет по-новому.

Трифон: Другой контекст.

Игорь: Понимаешь? Решение сцены заиграло. Те же слова, все то же самое, но поменялась просто…

Трифон: Экспозиция. С точки зрения бизнеса, как я понимаю, существует два варианта развития событий. Первый: когда к вам приходит продюсер платформы и говорит: «У нас есть вот такая тема, мы хотим по ней сценарий». Или второй: вы приходите и говорите: «У нас есть тема, мы хотим написать про это сценарий».

Дмитрий: Я думаю, это два разных кейса.

Игорь: Правильно, потому что эти ребята – вольные стрелки. А я – человек системный, нахожусь на канале СТС. Мы сейчас если и делаем, то все по заказу. Мы не можем сотрудничать.

Трифон: Даже на том же самом канале? Ты же можешь прийти к генеральному продюсеру и сказать: «У меня есть идея такого сериала»?

Игорь: Да, и мы рассказываем.

Трифон: То есть это так работает. А у вас?

Дмитрий: У меня эта грань совершенно стерлась. Есть авторы (я таких знаю много), которым очень важно, чтобы их идеи реализовывались. Если у них долго лежит что-то наболевшее, они начинают страдать. Потом это показывать. Если это не идет – переживают. У меня эта грань стерлась совершенно.

Игорь: Мне кажется, это называется «профессионализм».

Дмитрий: Не уверен. Мне приносят, и, если мне в целом окей, через три итерации я уже считаю это своим.

Андрей: Вообще, присвоение – очень важная вещь. Если не можешь присвоить историю, скорее всего, ничего не получится. Это очень важно.

Трифон: Но ведь на самом деле это даже необязательно проживать. Ты можешь найти какой-то сюжет. Условно, «Слово пацана». Есть книжка, давайте вокруг нее что-то сообразим. Как происходит поиск истории? Возьмем, например, «Чужие деньги».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлдус Бахтиозина Юлдус Бахтиозина

Главная царевна современного искусства

Собака.ru
Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц

FWD.Woman Summit: о корпоративных мерах поддержки сотрудниц

Forbes
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
Особняк с историей Особняк с историей

Книга о доме, в котором родился Владимир Набоков

Санкт-Петербургский университет
Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет

Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана Симонова

СНОБ
Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта

Как авиация влияет на экологию и климат?

ТехИнсайдер
Гора меняет человека Гора меняет человека

Зачем основателю архитектурного бюро SIO лезть в гору с рюкзаком

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
«Самое важное в проекте – это оценка зрителей» «Самое важное в проекте – это оценка зрителей»

Как создавать сложные проекты и как устроена индустрия сериалов

Правила жизни
Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества! Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества!

Как поддерживать сотрудничество между людьми без опоры на социальные нормы?

ТехИнсайдер
Цифровой рубль — это просто Цифровой рубль — это просто

Как мы будем пользоваться новой формой национальной валюты

Монокль
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
«Павлин» взвесит кур на расстоянии «Павлин» взвесит кур на расстоянии

«Павлин Техно» разработала первый в мире метод бесконтактного взвешивания птиц

Монокль
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Моторный допинг: как велоспортсмены незаконно «прокачивают» свой байк Моторный допинг: как велоспортсмены незаконно «прокачивают» свой байк

Допинг в велоспорте: не только для спортсменов, но и для их байков

ТехИнсайдер
Добро пожаловать в филармонию Добро пожаловать в филармонию

Как пианист Илья Папоян стал фронтменом академической музыкальной сцены

Собака.ru
Вынеси это немедленно Вынеси это немедленно

7 предметов декора, которые выдают дурной вкус

Лиза
Эдуард Артемьев Эдуард Артемьев

Правила жизни композитора Эдуарда Артемьева

Правила жизни
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать

Можно ли продлить сроки службы вашей одежды?

ТехИнсайдер
Широкий русский Широкий русский

«Анора»: каннский победитель в прокате

Weekend
Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла

Физики поставили под сомнение причины, по которым возникает эффект Холла

N+1
«Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету «Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету

Почему «водородная энергия» оказалась лишь иллюзией?

Forbes
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок

Как изменилась ресторанная индустрия и почему звезды Мишлен больше неактуальны

СНОБ
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
Лера Попова Лера Попова

Серьезная художница Лера Попова старается не забывать про арт + фэшн-подход

Собака.ru
Когда спорт не на пользу Когда спорт не на пользу

Но излишнее рвение в спорте, особенно у начинающих, может обернуться проблемами

Лиза
Открыть в приложении