Мир, который вместе видел нас
«Противостояние»: новая экранизация Юлиана Семенова
На Первом канале вышел сериал «Противостояние», новая экранизация романа Юлиана Семенова о полковнике Костенко и страшном убийце Кротове. Смотреть ее необязательно — но она служит хорошим поводом вспомнить о том, какое кино снимали по Семенову раньше.
Магадан, поздняя весна 1979 года. Во время прогулки с интересной журналисткой по имени Кира изобретатель с металлоискателем обнаруживает в лесу то, чего совсем не ожидал обнаружить: подозрительно аккуратно порубленное на фрагменты тело без головы, но с загадочной татуировкой «ДСК». Местные органы дают телеграмму в Москву, и к далекому месту преступления выезжает печальный полковник Костенко (Владимир Вдовиченков). Следователю-трудоголику не позавидуешь: его брак трещит по швам, в милицейском тире никак не получается выбить больше шести, не радует и новый помощник по фамилии Тадава, вроде грузин, но на грузина не похож. Преодолевая экзистенциальный кризис и налаживая плодотворные рабочие отношения с новым подчиненным, полковник устанавливает имя убитого и выходит на след хладнокровного убийцы Кротова (Алексей Гуськов), который оказывается коварным предателем, совершающим свои дела еще со времен войны. Когда-то Кротова завербовали немцы, и с тех пор нет злодею покоя.
Эту историю, хоть и в несколько иной аранжировке, многие, конечно, уже слышали. В большинстве своем в исполнении замечательного ленинградского режиссера Семена Арановича, снявшего в середине восьмидесятых на «Ленфильме» великолепный многосерийный фильм «Противостояние» по одноименному произведению Юлиана Семенова. Там Костенко, героя для Юлиана Семенова не менее знакового, чем полковник Исаев, играл Олег Басилашвили. Интересный был образ, любопытно трансформирующий кондовое амплуа советского милиционера. А в загнанного зверя Кротова неожиданно перевоплощался Андрей Болтнев, к тому времени уже сыгравший в германовском шедевре «Мой друг Иван Лапшин». Да что Басилашвили и Болтнев! В экранизации Арановича куда ни ткни — актерский шедевр.