Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси
18 октября в Московской филармонии пройдет концерт из цикла «Вещь в себе», посвященный музыке Шельси. В его преддверии мы попросили автора этого концертного цикла Ярослава Тимофеева рассказать о композиторе несколько примечательных фактов
В рамках абонемента и концертного цикла «Вещь в себе» Московская филармония продолжает знакомить свою публику с произведениями, к которым действительно нужен особый подход и чуткое кураторское сопровождение, чтобы они не оставались той самой вещью в себе из названия, подобранного к проекту весьма метко. Назвать эти произведения просто сложными — значит не объяснить всего соединения контекстов, переплетений частных судеб с историей и тектоническими сдвигами XX века и хода музыкальной жизни века.
Вслед за «Легендой о городе Майя», в России исполняемой впервые, концерты окажутся посвящены «Русским сезонам» Десятникова и Симфонии № 7 Прокофьева. Мы попросили куратора цикла, музыковеда и участника проекта «РБК Визионеры» Ярослава Тимофеева вспомнить несколько фактов о загадочном композиторе Джачинто Шельси, которые можно считать не просто подготовкой слушателя к концерту, но своеобразным затактом.
Ярослав Тимофеев, музыковед
1. Джачинто Шельси был наследственным аристократом, графом Аяла Вальва, детство он провел в замке. Его школьными предметами были фехтование, шахматы и музыка. И этот врожденный аристократизм научил его быть одиночкой, быть самодостаточным, жить в воображаемом замке, даже в то время, когда физически он находился в Риме с видом на Палантин, на Форум. Шельси остро чувствовал, что эта аристократическая история кончается на нем и в силу причин общеисторических — пришел демократический XX век — и в силу того, что у самого Шельси не было наследников. «Uaxuctum. Легенда о городе майя» будет исполняться в России впервые. И она тоже о конце высокой, великой культуры, о конце аристократизма, о том, как красивые, умные, образованные люди, скажем так, высшего полета, принимают смерть, как они идут к ней.