Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университетИстория

Один из тех, кто «состарил» университет

Автор: Асалхан Ользонович Бороноев

Фото: Алексей Лощилов

В истории СПбГУ есть много людей, прославивших его и сыгравших выдающуюся роль в развитии науки и культуры. Одним из них является Григорий Алексеевич Тишкин, историк, совместно с профессором Юрием Давыдовичем Марголисом увеличивший возраст Санкт‑Петербургского университета почти на 100 лет.

Асалхан Ользонович Бороноев — доктор философских наук, профессор СПбГУ (кафедра теории и истории социологии), заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, почетный профессор Санкт-Петербургского университета и Восточно-Сибирского университета технологии и управления.

Григорий Алексеевич Тишкин был известной личностью в Университете и в стране как ученый, общественный деятель и педагог. Во всех ипостасях он проявил талант и высокие человеческие качества: увлеченность, ответственность и альтруизм. Многие помнят его, его исследования, его доброту и умение преподавать. Особенно значимым его имя становится в год 300-летия Санкт-Петербургского университета.

Интересно, что до 80-х годов ХХ века никто из ученых не изучал начальные этапы истории Университета. Все приняли за дату его основания 1819 год, когда существовавший с 1804 года Педагогический институт был преобразован Александром I в Университет. Григорий Алексеевич Тишкин и Юрий Давыдович Марголис выяснили, что на самом деле дата основания Петербургского университета — 1724 год. Этим ученые не только «состарили» СПбГУ, но и улучшили его имидж.

Почетный профессор Санкт-Петербургского университета Асалхан Ользонович Бороноев в 1969 году участвовал в торжественном заседании по случаю 150-летия ЛГУ в БКЗ «Октябрьский», а также в 1999 году — по случаю 275-летия Университета в Мариинском театре.

Предоставлено А. О. Бороноевым
Пригласительный билет А. О. Бороноева на празднование 150-летия ЛГУ

О знакомстве и сотрудничестве

С Григорием Алексеевичем я познакомился, когда учился и занимался общественной деятельностью в Университете. Мы были членами партийного комитета, работали в международном студенческом лагере «Буревестник», избирались руководителями профсоюзного комитета ЛГУ. Мы, как говорится, сошлись характерами и часто общались.

В 1980 году я пригласил его на новый факультет социологии читать курс архивоведения. Курс чрезвычайно полезный для социологов, так как, с моей точки зрения, он представляет основу социологического источниковедения. Сегодня значение этого курса невозможно переоценить. Так, исследователь истории русской социологии Марина Васильевна Ломоносова, моя ученица, свои успехи связывает в том числе с тем, что была на лекциях и практических занятиях Григория Алексеевича.

Совместно с историком Евгением Романовичем Ольховским по просьбе коллег я в 2001 году составлял и редактировал Межвузовский сборник к 60-летию Григория Алексеевича, фактически историю нашей дружбы.

О научных интересах и трудах

Со студенческих лет Григорий Алексеевич был увлечен сферой образования как основой культуры. Как пишут биографы, его интерес поддерживали его учителя: профессора Владимир Васильевич Мавродин, Семен Бенцианович Окунь, Наум Григорьевич Сладкевич и другие. Последний был его научным руководителем. С ним, как говорил Григорий Алексеевич, у него сложились уважительно-творческие отношения. Благодаря чему исследователь имел возможность свободного поиска и смог полностью проявить себя.

В числе тем, над которыми работал Григорий Алексеевич, были студенческая жизнь и студенческие движения в Петербурге в 60-х годах ХIХ века как часть общественных борений. Этому была посвящена его кандидатская диссертация 1973 года. Судя по публикациям того времени, Григорий Алексеевич поднял широкий пласт вопросов: проблемы оттепели 60–70-х годов ХIХ века в стране, положение студенческой молодежи, а также состояние университетов и университетского образования.

Эти вопросы ученый продолжал изучать и в последующих исследованиях, результаты которых опубликованы в его многочисленных статьях. Труды Григория Алексеевича всегда были снабжены хорошими источниками и архивными материалами. Это всегда вызывало читательский интерес и способствовало тому, что его часто приглашали в авторские коллективы. Григорий Алексеевич и сам выступал организатором многих значимых коллективных трудов по истории образования и отечественной культуры ХIХ века. Особенно хочется отметить сборник «Петербургский университет и революционное движение в России» 1979 года, в котором Григорий Алексеевич выступил одним из ответственных редакторов.

В своих исследованиях, посвященных университетскому образованию и общественным движениям XIX века, Григорий Алексеевич обращал особое внимание на проблемы в женском образовании. Как писал профессор Евгений Романович Ольховский: «Григорий Алексеевич осуществил в наше время к этой важной теме комплексный, системный подход». Действительно, в многочисленных публикациях Григорий Алексеевич рассматривал «женскую» тему с разных точек зрения. Он показывал важность образования женщин для общественного развития и для фундаментального понимания гуманности в российском обществе в разное время.

На основе результатов своих исследований Григорий Алексеевич издал ряд статей и выступил соавтором в коллективных монографиях. В 1984 году он выпустил фундаментальный труд «Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века». Результаты исследований, описанные там, легли в основу его одноименной докторской диссертации 1985 года.

Постепенно Григорий Алексеевич стал признанным лидером среди исследователей гендерных проблем в стране. Тем самым он поспособствовал деятельности феминистских организаций, возникших еще в 90-х годах XIX века и вызывавших часто неоднозначную реакцию.

Важно отметить, что Григорий Алексеевич больше обращал внимание на историю эмансипации женщин в России и меньше — на современные проблемы феминизма. Но при этом он старался устранять методологические изъяны предмета исследования, важные сегодня. И значимость его работ по истечении почти 50 лет оставляет его лидером в изучении женской эмансипации. Ведь до сих пор не появилось трудов, соперничающих с его работами, показывающих не только «благородство и преимущество женского пола», но и его проблемы.

Статья Юрия Марголиса и Григория Тишкина в газете «Ленинградский университет». 1984 год. Фото: Екатерина Заикина

О том, как университет стал старше

Исследование студенчества и структуры женского образования вызывали у Григория Алексеевича интерес к истории институтов и, конечно, к истории альма-матер. Этот интерес, который позднее стал целью и привел к важнейшему достижению, появился под влиянием многих факторов.

В частности, того, что в 1980-х годах Григорий Алексеевич был привлечен совместно с Юрием Марголисом к подготовке и редактированию серии книг по истории Ленинградского университета. До этого они составлялись и редактировались выдающимся историком Владимиром Васильевичем Мавродиным, одним из его учителей.

В процессе подготовки томов естественным образом ученые углубились в историю основания Университета. В то время (1969 год, год 150-летия СПбГУ по старой версии) эту тему активно обсуждали также университетские преподаватели. Годом основания считали 1804 год, год создания Педагогического института, который потом преобразовали в Университет.

Григорий Алексеевич всегда подчеркивал, что изучение истории СПбГУ для него связано с именем Юрия Марголиса. Он начал близко общаться с ним во время поездки в Сыктывкар в местный университет в 1979 году. С тех пор, писал он, «мы много работали вместе, выступали как соавторы около 20 раз, занялись историей основания и деятельности Петербургского университета в XVIII веке».

В результате этого научного сотрудничества появились основанные на новых фактах дискуссионно-провоцирующие статьи. В 1983 году в газете «Ленинградский университет», чрезвычайно популярной у универсантов, опубликовали статью «Сколько лет Петербургскому университету?». В 1984 году в этой же газете Григорий Тишкин и Юрий Марголис представили статью «Петербургскому университету — 260 лет». Тогда же в журнале «Нева» появилась статья «Сколько лет Университету на Неве?». Это вызвало дискуссию в Университете, в Петербурге и в других городах страны. Авторы статей стали очень популярными. Универсанты были рады результатам их поиска. Критики были обезоружены, так как суждения ученых были основаны на задокументированных архивных и литературных данных.

Вслед за статьями появились книги «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX века» и «Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века», которые определили признание новой даты рождения СПбГУ — 28 января (8 февраля по новому стилю. — Прим. ред.) 1724 года. Ее закрепили постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379.

Дата основания СПбГУ — 28 января (8 февраля) 1724 года — закреплена поставлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379. Фото: Алексей Лощилов

Тогда же началась подготовка к 275-летию Санкт-Петербургского университета. Этот юбилей был большим событием для академического сообщества страны. Он помог подчеркнуть роль СПбГУ, а также других университетов в развитии наук, технологий и культуры. Эта встряска в те годы была очень важна: вклад науки и отечественной культуры в развитие общества был почти забыт, развивалось негативное отношение к истории страны.

Важно отметить, что Григорий Тишкин и Юрий Марголис не противопоставляли новую дату другим. Они говорили о том, что их результаты помогли увеличить исторический «возраст» университетского образования в стране, которое является важным элементом истории российской культуры. Благодаря этому были предотвращены грубые дискуссии о первенстве и о вкладе в развитие страны того или иного университета.

Григорий Алексеевич часто рассказывал о том, как это удалось. Чтобы уйти от возможных обвинений и критических ситуаций, ученые руководствовались принципом «на критику отвечать новыми фактами». Таким образом, конфликты возникали, но благодаря позиции авторов сводились к нулю.

После кончины Юрия Марголиса в 1996 году Григорий Алексеевич продолжал начатое дело. На него легла ноша празднования 275-летия Университета в 1999 году. Материалы и документы этого события представлены в составленной им книге «Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета».

Григорий Алексеевич Тишкин (1941–2011) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра архивоведения).

Биография

Юрий Давыдович Марголис (1930–1996) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра истории России с древнейших времен до XX века).

Биография

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нейросети-растениеводы Нейросети-растениеводы

Как нейросети помогают узнать, сколько удобрений нужно вносить в почву

Санкт-Петербургский университет
Новые книги о животных и растениях Новые книги о животных и растениях

Выбор Игоря Гулина в подборке новых книг о животных и растениях

Weekend
Золотые фотографии Золотые фотографии

В 1880 году Русское географическое общество получило уникальный дар...

Вокруг света
Кладовая генов Кладовая генов

Развитие генетики в России во многом связано с работой биолога Юрия Филипченко

Санкт-Петербургский университет
Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо» Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо»

«Я выбрала правильный путь: у меня дети, семья, любящий муж»

Караван историй
Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда

Мастерицы кузнечного дела — о рабочей рутине и стереотипах

Forbes
Гении места Гении места

Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

Weekend
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
Как проверить скорость SSD на запись и чтение Как проверить скорость SSD на запись и чтение

Программы для проверки скорости работы твердотельного накопителя

CHIP
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты

Удалось ли Марко Спаньоли показать Софи Лорен такой, какое ее знают близкие

СНОБ
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога

Процветание и изобилие или предательство и подлость — к чему снятся крысы?

Psychologies
Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны

Что такое изометрические тренировки и как они отличаются от динамических

ТехИнсайдер
Трудности съёма Трудности съёма

Аренда дорожает на фоне дефицита предложения

Деньги
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Не переношу критику Не переношу критику

Как научиться спокойно воспринимать замечания руководства

Лиза
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Стили езды. 10 главных трендов автодизайна Стили езды. 10 главных трендов автодизайна

Встречайте десять ключевых направлений движения индустрии автодизайна

Men Today
Заглянуть за горизонт Заглянуть за горизонт

Тувинская музыка, в которой гармонично сочетаются фольклор и современные веяния

Men Today
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как идея о других мирах стала плодотворной для жанра фантастики и для культуры

Наука и жизнь
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии

Археологи обнаружили термальные ванны в древнеримском городе Халеса Архонидеа

ТехИнсайдер
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц

FWD.Woman Summit: о корпоративных мерах поддержки сотрудниц

Forbes
Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов

Нынче принято винить молодежь в распущенности и дикости, но стоит задуматься

Maxim
Открыть в приложении