Кем был Григорий Тишкин, увеличивший возраст СПбГУ почти на 100 лет

Санкт-Петербургский университетИстория

Один из тех, кто «состарил» университет

Автор: Асалхан Ользонович Бороноев

Фото: Алексей Лощилов

В истории СПбГУ есть много людей, прославивших его и сыгравших выдающуюся роль в развитии науки и культуры. Одним из них является Григорий Алексеевич Тишкин, историк, совместно с профессором Юрием Давыдовичем Марголисом увеличивший возраст Санкт‑Петербургского университета почти на 100 лет.

Асалхан Ользонович Бороноев — доктор философских наук, профессор СПбГУ (кафедра теории и истории социологии), заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, почетный профессор Санкт-Петербургского университета и Восточно-Сибирского университета технологии и управления.

Григорий Алексеевич Тишкин был известной личностью в Университете и в стране как ученый, общественный деятель и педагог. Во всех ипостасях он проявил талант и высокие человеческие качества: увлеченность, ответственность и альтруизм. Многие помнят его, его исследования, его доброту и умение преподавать. Особенно значимым его имя становится в год 300-летия Санкт-Петербургского университета.

Интересно, что до 80-х годов ХХ века никто из ученых не изучал начальные этапы истории Университета. Все приняли за дату его основания 1819 год, когда существовавший с 1804 года Педагогический институт был преобразован Александром I в Университет. Григорий Алексеевич Тишкин и Юрий Давыдович Марголис выяснили, что на самом деле дата основания Петербургского университета — 1724 год. Этим ученые не только «состарили» СПбГУ, но и улучшили его имидж.

Почетный профессор Санкт-Петербургского университета Асалхан Ользонович Бороноев в 1969 году участвовал в торжественном заседании по случаю 150-летия ЛГУ в БКЗ «Октябрьский», а также в 1999 году — по случаю 275-летия Университета в Мариинском театре.

Предоставлено А. О. Бороноевым
Пригласительный билет А. О. Бороноева на празднование 150-летия ЛГУ

О знакомстве и сотрудничестве

С Григорием Алексеевичем я познакомился, когда учился и занимался общественной деятельностью в Университете. Мы были членами партийного комитета, работали в международном студенческом лагере «Буревестник», избирались руководителями профсоюзного комитета ЛГУ. Мы, как говорится, сошлись характерами и часто общались.

В 1980 году я пригласил его на новый факультет социологии читать курс архивоведения. Курс чрезвычайно полезный для социологов, так как, с моей точки зрения, он представляет основу социологического источниковедения. Сегодня значение этого курса невозможно переоценить. Так, исследователь истории русской социологии Марина Васильевна Ломоносова, моя ученица, свои успехи связывает в том числе с тем, что была на лекциях и практических занятиях Григория Алексеевича.

Совместно с историком Евгением Романовичем Ольховским по просьбе коллег я в 2001 году составлял и редактировал Межвузовский сборник к 60-летию Григория Алексеевича, фактически историю нашей дружбы.

О научных интересах и трудах

Со студенческих лет Григорий Алексеевич был увлечен сферой образования как основой культуры. Как пишут биографы, его интерес поддерживали его учителя: профессора Владимир Васильевич Мавродин, Семен Бенцианович Окунь, Наум Григорьевич Сладкевич и другие. Последний был его научным руководителем. С ним, как говорил Григорий Алексеевич, у него сложились уважительно-творческие отношения. Благодаря чему исследователь имел возможность свободного поиска и смог полностью проявить себя.

В числе тем, над которыми работал Григорий Алексеевич, были студенческая жизнь и студенческие движения в Петербурге в 60-х годах ХIХ века как часть общественных борений. Этому была посвящена его кандидатская диссертация 1973 года. Судя по публикациям того времени, Григорий Алексеевич поднял широкий пласт вопросов: проблемы оттепели 60–70-х годов ХIХ века в стране, положение студенческой молодежи, а также состояние университетов и университетского образования.

Эти вопросы ученый продолжал изучать и в последующих исследованиях, результаты которых опубликованы в его многочисленных статьях. Труды Григория Алексеевича всегда были снабжены хорошими источниками и архивными материалами. Это всегда вызывало читательский интерес и способствовало тому, что его часто приглашали в авторские коллективы. Григорий Алексеевич и сам выступал организатором многих значимых коллективных трудов по истории образования и отечественной культуры ХIХ века. Особенно хочется отметить сборник «Петербургский университет и революционное движение в России» 1979 года, в котором Григорий Алексеевич выступил одним из ответственных редакторов.

В своих исследованиях, посвященных университетскому образованию и общественным движениям XIX века, Григорий Алексеевич обращал особое внимание на проблемы в женском образовании. Как писал профессор Евгений Романович Ольховский: «Григорий Алексеевич осуществил в наше время к этой важной теме комплексный, системный подход». Действительно, в многочисленных публикациях Григорий Алексеевич рассматривал «женскую» тему с разных точек зрения. Он показывал важность образования женщин для общественного развития и для фундаментального понимания гуманности в российском обществе в разное время.

На основе результатов своих исследований Григорий Алексеевич издал ряд статей и выступил соавтором в коллективных монографиях. В 1984 году он выпустил фундаментальный труд «Женский вопрос в России: 50–60-е годы XIX века». Результаты исследований, описанные там, легли в основу его одноименной докторской диссертации 1985 года.

Постепенно Григорий Алексеевич стал признанным лидером среди исследователей гендерных проблем в стране. Тем самым он поспособствовал деятельности феминистских организаций, возникших еще в 90-х годах XIX века и вызывавших часто неоднозначную реакцию.

Важно отметить, что Григорий Алексеевич больше обращал внимание на историю эмансипации женщин в России и меньше — на современные проблемы феминизма. Но при этом он старался устранять методологические изъяны предмета исследования, важные сегодня. И значимость его работ по истечении почти 50 лет оставляет его лидером в изучении женской эмансипации. Ведь до сих пор не появилось трудов, соперничающих с его работами, показывающих не только «благородство и преимущество женского пола», но и его проблемы.

Статья Юрия Марголиса и Григория Тишкина в газете «Ленинградский университет». 1984 год. Фото: Екатерина Заикина

О том, как университет стал старше

Исследование студенчества и структуры женского образования вызывали у Григория Алексеевича интерес к истории институтов и, конечно, к истории альма-матер. Этот интерес, который позднее стал целью и привел к важнейшему достижению, появился под влиянием многих факторов.

В частности, того, что в 1980-х годах Григорий Алексеевич был привлечен совместно с Юрием Марголисом к подготовке и редактированию серии книг по истории Ленинградского университета. До этого они составлялись и редактировались выдающимся историком Владимиром Васильевичем Мавродиным, одним из его учителей.

В процессе подготовки томов естественным образом ученые углубились в историю основания Университета. В то время (1969 год, год 150-летия СПбГУ по старой версии) эту тему активно обсуждали также университетские преподаватели. Годом основания считали 1804 год, год создания Педагогического института, который потом преобразовали в Университет.

Григорий Алексеевич всегда подчеркивал, что изучение истории СПбГУ для него связано с именем Юрия Марголиса. Он начал близко общаться с ним во время поездки в Сыктывкар в местный университет в 1979 году. С тех пор, писал он, «мы много работали вместе, выступали как соавторы около 20 раз, занялись историей основания и деятельности Петербургского университета в XVIII веке».

В результате этого научного сотрудничества появились основанные на новых фактах дискуссионно-провоцирующие статьи. В 1983 году в газете «Ленинградский университет», чрезвычайно популярной у универсантов, опубликовали статью «Сколько лет Петербургскому университету?». В 1984 году в этой же газете Григорий Тишкин и Юрий Марголис представили статью «Петербургскому университету — 260 лет». Тогда же в журнале «Нева» появилась статья «Сколько лет Университету на Неве?». Это вызвало дискуссию в Университете, в Петербурге и в других городах страны. Авторы статей стали очень популярными. Универсанты были рады результатам их поиска. Критики были обезоружены, так как суждения ученых были основаны на задокументированных архивных и литературных данных.

Вслед за статьями появились книги «Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX века» и «Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века», которые определили признание новой даты рождения СПбГУ — 28 января (8 февраля по новому стилю. — Прим. ред.) 1724 года. Ее закрепили постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379.

Дата основания СПбГУ — 28 января (8 февраля) 1724 года — закреплена поставлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1379. Фото: Алексей Лощилов

Тогда же началась подготовка к 275-летию Санкт-Петербургского университета. Этот юбилей был большим событием для академического сообщества страны. Он помог подчеркнуть роль СПбГУ, а также других университетов в развитии наук, технологий и культуры. Эта встряска в те годы была очень важна: вклад науки и отечественной культуры в развитие общества был почти забыт, развивалось негативное отношение к истории страны.

Важно отметить, что Григорий Тишкин и Юрий Марголис не противопоставляли новую дату другим. Они говорили о том, что их результаты помогли увеличить исторический «возраст» университетского образования в стране, которое является важным элементом истории российской культуры. Благодаря этому были предотвращены грубые дискуссии о первенстве и о вкладе в развитие страны того или иного университета.

Григорий Алексеевич часто рассказывал о том, как это удалось. Чтобы уйти от возможных обвинений и критических ситуаций, ученые руководствовались принципом «на критику отвечать новыми фактами». Таким образом, конфликты возникали, но благодаря позиции авторов сводились к нулю.

После кончины Юрия Марголиса в 1996 году Григорий Алексеевич продолжал начатое дело. На него легла ноша празднования 275-летия Университета в 1999 году. Материалы и документы этого события представлены в составленной им книге «Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета».

Григорий Алексеевич Тишкин (1941–2011) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра архивоведения).

Биография

Юрий Давыдович Марголис (1930–1996) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра истории России с древнейших времен до XX века).

Биография

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вне периодического закона Вне периодического закона

Неизвестные факты о жизни и научном пути Дмитрия Менделеева

Санкт-Петербургский университет
Широкий русский Широкий русский

«Анора»: каннский победитель в прокате

Weekend
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
7 типов «мамочек», которые раздражают всех в родительских чатах 7 типов «мамочек», которые раздражают всех в родительских чатах

Кто бесит в родительских чатах больше всего?

Psychologies
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Российские дороги повернули на Восток Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБК
Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль

Как стереотипы и недостаток знаний о женском теле делают нам больно

Forbes
Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них

Когда и почему женщины начали носить каблуки и зачем протестуют против них

Forbes
«Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина «Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина

Самые известные «блудные сыны» — в арт-расследовании «Сноба»

СНОБ
«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
В авторском прочтении В авторском прочтении

Легкий, хрустальный интерьер в духе ар-деко

SALON-Interior
Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы

С чем сталкиваются женщины в кризисных ситуациях и где найти силы продолжать

Forbes
Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи» Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи»

В рамках кинофестиваля «Горький Fest» прошел показ фильма «Осторожно, коучи»

Psychologies
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать 3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать

Что влияет на женское либидо и получение удовольствия от секса?

Psychologies
Ярославль: А что вокруг? Ярославль: А что вокруг?

Интересные городки-спутники Ярославля

КАНТРИ Русская азбука
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция

Существует риск проспать квантовую революцию, считает Андрей Скорочкин

Forbes
Азия в фокусе Азия в фокусе

Куда поехать осенью за теплом и морем – выбрали 5 достойных внимания направлений

Лиза
Петербург будущего Петербург будущего

Зачем зодчим идти в народ и как опыт Рима применить к Шушарам?

Собака.ru
Ученые вывели устойчивые к волнам жары кораллы Ученые вывели устойчивые к волнам жары кораллы

Ученые вывели кораллы, способные выдержать потепление воды

N+1
Ильич раздора Ильич раздора

Фреска Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

Вокруг света
Открыть в приложении