«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историйЗнаменитости

Елена Образцова. Непобедимая

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Владимир Клавихо/из архива Фонда Елены Образцовой

Всегда верившая в себя, даже когда не верили в нее. Настоящая Примадонна, исполнявшая партию Графини в «Пиковой даме» с 25 до 75 лет. Щедрая до безумия. Эмоциональная, дерзкая. Готовая на смелые эксперименты в творчестве. Боровшаяся за свою жизнь до последнего вздоха... Все это Елена Образцова. О великой оперной певице рассказывает генеральный директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко.

С Натальей Игнатенко мы встречаемся не первый раз. А в помещение Фонда, старинный особняк на Басманной, прихожу как в родной дом. С сотрудниками Фонда знакома давно, все они — люди увлеченные, преданные делу. Артисты приходят сюда запросто — попить чаю, пообщаться и почувствовать постоянное, теплое, солнечное ощущение присутствия Елены Васильевны, энергия которой здесь живет. Это просто невероятно, что еще при жизни было создано то, что теперь хранит ее добрые дела, хранит ее память. И конечно же, Фонд помогает молодым талантам, проводит конкурсы, творческие школы, концерты. В год, когда Образцовой исполнилось бы 85 лет, мы с Натальей встретились, чтобы вспомнить Елену Васильевну.

— Наталья, очень рада вас видеть и рада снова побывать в этом пространстве...

— А я бы хотела начать нашу беседу с добрых слов о своей подруге Анжелике Пахомовой и о вашем издании. Потому что то первое интервью, которое мы вместе делали уже много лет назад, получило множество теплых откликов — так мне были благодарны люди. Ваши вопросы, Анжелика, заставили меня вспомнить какие-то подробности, которыми поделишься не с каждым человеком... Очень важно, когда интервью берет человек, который, во-первых, в теме, во-вторых, имеет какое-то особое, значимое отношение к личности Елены Васильевны Образцовой. И это все почувствовали люди.

Фото: Виктор Горячев/из архива Фонда Елены Образцовой

— Спасибо за эти слова, Наталья! А мне сегодня хочется поговорить про саму Елену Васильевну, какая она была в обычной жизни. Мне кажется, будет ценно, если мы дадим ее почувствовать как человека. А человеком она была настолько интересным, бездонным и непростым...

— И при этом очень простым. Сам факт нашего знакомства с Еленой Васильевной удивителен. Наша встреча была и обычная, и необычная. Как-то я сидела в известном питерском ресторане «Кэт». У нас оказались общие друзья. Я увидела Елену Васильевну за общим столом. Почему-то по окончании застолья она подошла именно ко мне и стала диктовать свои телефоны и договариваться о будущих встречах. Я потом задавала ей этот вопрос. Она ответила: «Наташа, меня к тебе кидануло». Это ее выражение — «кидануло». «А вот почему Вас ко мне кидануло?» — «Даже не пытайся понять, это все Боженька». Слава Богу, есть свидетели, это не я придумала, она мне говорила: «Наташа, я тебя вымолила. Всегда мечтала о таком директоре». И вот получилось, что мы с ней встретились и начали общаться, а потом и работать.

Не так долго продолжалась наша дружба, но это было очень плотное общение и такая насыщенная жизнь. Я думаю, почему ее «кидануло» — потому что тогда, во время того памятного застолья в ресторане «Кэт» на Караванной улице, я произнесла сакраментальную фразу «я оперу вообще-то не люблю, я люблю драматический театр», а в музыкальном театре ходила на балеты. На оперу пошла один раз и чуть не уснула.

— Да, это смело! Сказать такое Елене Образцовой...

— Может быть, я пробудила в ней какой-то интерес и этого человека, этого неофита ей захотелось перековать. И ведь она за те немногие годы, что нам удалось прожить вместе бок о бок, приучила меня не просто слушать, а бесконечно полюбить оперу. Это, конечно, удивительно для взрослого человека. Мне тогда уже было далеко за 40 лет, и вдруг я влюбляюсь в этот жанр! И сегодня люди, окружающие меня, знают, что у меня практически нет свободного вечера, почти ежедневно я хожу на концерты классической музыки либо на оперные спектакли в театры Москвы, Петербурга и тех городов, куда мне удается выезжать. И в драматических театрах я люблю тех режиссеров, у которых музыка является важной частью действия, иначе мне скучно. А уж в оперном театре, где происходит соединение живописи, декораций, костюмов, ты погружаешься в эпоху. Я профессиональный историк по первому образованию, поэтому для меня это очень важно. И оркестры я теперь уже не просто слушаю: узнаю соло каких-то инструментов, и, если оно талантливо исполнено, это вызывает во мне отдельный восторг... Дошло до того, что Дмитрий Бертман, много лет назад, когда он ставил оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в своем театре «Геликон-Опера», даже ввел персонаж — Наташу Игнатенко — с париком на героине, с моим платьем, кедами — все, как я ношу! И меня там публика узнает. Для меня это был необыкновенный подарок от близкого друга!

Елена Образцова и Наталья Игнатенко. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— А после вашего первого знакомства вы Образцовой позвонили по всем этим телефонам, что она вам дала?

— Не позвонила! Даже после того как она дала мне телефоны, я не придала этому знакомству особого значения. Что я ей скажу? «Елена Васильевна, вот Вы мне дали телефон, мы были с Вами в ресторане». А дальше? На самом деле начала звонить она мне и приглашать в гости в Москву, я воспользовалась приглашением. И когда она приезжала в Петербург, обязательно мне звонила и я встречала ее на Московском вокзале.

Помню нашу первую поездку в Финляндию. На российско-финской границе почти все таможенники, которые занимали руководящие должности, увидев нас, брали под козырек. Они в свое время были моими студентами, потому что я преподавала тогда в соответствующем вузе. Елена Васильевна это пронаблюдала и сказала: «Больше я в Финляндию без тебя никогда не поеду».

— Она там любила отдыхать или работать?

— Мы ездили туда не работать, а просто поесть рыбку, посидеть в ресторане. От Петербурга близко до Хельсинки и других приграничных городков. Покупали там очень вкусного лосося слабой соли или подкопченного, привозили в Москву. А на день рождения Елены Васильевны мы там даже закупали водку «Финляндия». Закупки были необходимы, потому что на ее день рождения приходило до ста человек гостей. Все друзья, вся артистическая элита Москвы съезжалась 7 июля к ней на дачу. С утра начинался прием гостей, кто-то уходил, кто-то приходил, это все на самом деле продолжалось целые сутки. И вот так моя жизнь поменялась просто кардинально.

Елена Образцова в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Большой театр. Фото: из архива Фонда Елены Образцовой

— Наташа, во-первых, вы ради нее переехали в Москву. Но я хочу спросить... А был ли момент притирки, когда вы познавали ее характер и правила общения?

— Хороший вопрос. Когда мы только познакомились, наши общие друзья вдруг начали говорить: «Елена Васильевна, вот Наташа, это же просто лучшая кандидатура быть вашим директором». Я слушала и удивлялась: о чем они говорят, я — директор Образцовой?.. Где я — и где Образцова, и где вообще опера. Для меня эти категории были совершенно далекими и незнакомыми. Чтобы быть ее директором, надо знать, наверное, директоров филармоний, директоров театров, у меня не было никаких связей в этом мире. Спецфакультет в Санкт-Петербургском университете МВД России, где я преподавала, был очень значимый. У меня учились депутаты Государственной думы, руководители наших административных округов и городов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Астрологический прогноз на сентябрь от Галины Краснопевцевой Астрологический прогноз на сентябрь от Галины Краснопевцевой

Сентябрьский гороскоп для всех знаков зодиака

Караван историй
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как идея о других мирах стала плодотворной для жанра фантастики и для культуры

Наука и жизнь
Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо» Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо»

«Я выбрала правильный путь: у меня дети, семья, любящий муж»

Караван историй
Гора меняет человека Гора меняет человека

Зачем основателю архитектурного бюро SIO лезть в гору с рюкзаком

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле? Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле?

Пневмоподвеска против классики: что лучше?

Maxim
Моя радость Моя радость

Как разные домашние животные проявляют свою любовь к хозяину

Лиза
Как полюбить себя Как полюбить себя

6 советов от психолога для женщин с заниженной самооценкой

Лиза
«Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях «Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях

«Все совпадения неслучайны»: почему этот сериал надо досмотреть до конца

Forbes
Осенние эфемероиды Осенние эфемероиды

На фоне конфетти из опавшей листвы не унимается ликование осенних цветов

Наука и жизнь
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем

«Умные города», где искусственный интеллект делает жизнь людей удобнее

ТехИнсайдер
Расстройства сна: самые страшные болезни, связанные с недостатком качественного отдыха Расстройства сна: самые страшные болезни, связанные с недостатком качественного отдыха

Рассказываем о сонных недугах, пережить которые не пожелаешь даже врагу

ТехИнсайдер
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast Страшное будущее. Тест-драйв первого в России Tesla Cybertruck Beast

Autonews.ru испытал самый мощный Tesla Cybertruck Beast в мире: плюсы и минусы

РБК
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни

Зумеры воспринимает критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни

Forbes
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Почему нам нравятся истории о привидениях Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории?

ТехИнсайдер
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Эдуард Артемьев Эдуард Артемьев

Правила жизни композитора Эдуарда Артемьева

Правила жизни
Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии! Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии!

Современный геном Японии сформировался из протокорейцев и населения Дзёмон

ТехИнсайдер
Самый расцвет: как живые цветы стали одним из главных новых трендов в моде и дизайне Самый расцвет: как живые цветы стали одним из главных новых трендов в моде и дизайне

Почему люди по всему миру готовы оформлять подписку на букеты и носить розы

Forbes
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Когда спорт не на пользу Когда спорт не на пользу

Но излишнее рвение в спорте, особенно у начинающих, может обернуться проблемами

Лиза
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и Техника
Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников Есть научное объяснение тому, почему у пчел соты не круглые, а в виде шестиугольников

Пчелы, не зная математики, строят свои соты в форме шестиугольника. Почему?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении