«Вторая экономика мира и первый партнер России»
Как развиваются торговые отношения Москвы и Пекина и каковы их перспективы
В 2024 году Россия и Китай отмечают 75-летие установления дипломатических отношений. По этому случаю «РБК Тренды» совместно с экспертами изучили, как сегодня развивается двусторонняя торговля и чего ждать в ближайшем будущем.
Экономика отношений
На официальном уровне о повороте российской политики на Восток начали говорить еще в 2014 году, когда в ответ на присоединение Крыма к России западные страны ввели первые санкции против Москвы. Несмотря на охлаждение отношений, страны ЕС еще почти десять лет продолжали оставаться главными торговыми партнерами России.
Ситуация радикально изменилась в 2022 году, когда на фоне введенных Западом более серьезных ограничительных мер страны Азии и Ближнего Востока стали теснить традиционных европейских торговых партнеров России — Германию и Нидерланды. В результате чего Китай еще больше укрепил свои позиции главного экономического союзника России: по итогам 2022 года товарооборот двух стран достиг $190 млрд, увеличившись почти на 30% по сравнению с 2021 годом. 2023 год тоже стал рекордным: торговый оборот России и Китая вырос на 26,3%, достигнув отметки $240,11 млрд. Тогда же Россия стала седьмой страной в рейтинге государств, с которыми у Китая наиболее большие объемы торговли.
О важности двусторонних отношений говорит и тот факт, что Китай стал первой страной, в которую направился Владимир Путин после переизбрания на пост президента России в марте 2024 года. В ходе государственного визита были подписаны ряд документов, направленных в том числе на развитие взаимной торговли.
Успешные сферы сотрудничества
Энергетика
Одна из ключевых сфер торговли России и Китая — экспорт российских ресурсов, что стало особенно актуальным после введения ЕС санкций на импорт сырой нефти из России в Европу.
В этих условиях России удалось во многом переориентировать продажу энергоносителей на Восток. Китай в 2023 году увеличил объем импорта нефти из России на 24%, до 107 млн т. Темпы экспорта сырой нефти остаются высокими и в 2024 году: в январе—марте Китай купил у России 28,528 млн т нефти, что на 12,85% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Данные Главного таможенного управления Китая также говорят о том, что Россия остается лидером по поставкам этого вида топлива в азиатскую страну. Новые вершины достигаются и в торговле газом между двумя странами: в феврале 2024 года «Газпром» сообщил об историческом рекорде по суточным поставкам «голубого топлива» в Китай через газопровод «Сила Сибири». Всего же за 2023 год экспорт трубопроводного газа из России в Китай в стоимостном выражении вырос на 61,7% по сравнению с позапрошлым годом, достигнув $6,4 млрд.
Вероятно, текущие объемы — это не предел: по итогам визита в Китай Владимир Путин подтвердил, что обе страны заинтересованы в реализации нового проекта — «Сила Сибири 2» — нового газопровода из России в Китай с проектной мощностью 50 млрд куб. м газа в год. Параллельно ведутся переговоры о строительстве нового нефтепровода.
Сергей Луконин, кандидат экономических наук, заведующий cектором экономики и политики Китая ИМЭМО имени Примакова РАН:
«В совокупности объем «минеральных продуктов» в общем объеме российского экспорта в Китай занимает около 80%, из них большая часть — это нефть и газ. В 2010 году объем соответствующих поставок оценивался примерно в 60%. В физическом выражении — тенденция к росту. В ценовом — в зависимости от стоимости энергоресурсов на мировом рынке. Китай пользуется положением крупнейшего покупателя российских энергоносителей и старается добиваться лучших условий для себя. Вместе с тем наша позиция тоже сильна — стабильность, цена и растущий спрос в самом Китае».
Импорт автомобилей
После начала конфликта на территории Украины в феврале 2022 года автомобильная отрасль стала одной из самых пострадавших: бизнес в России прекратили многие европейские, американские и азиатские бренды; из-за кризиса поставок электронных компонентов для сборки машин крупнейший российский концерн «АвтоВАЗ» приостанавливал работу своих заводов в Тольятти и Ижевске. Сложности с поставками деталей для сборки автомобилей, уход известных автобрендов наравне с пессимистическими ожиданиями в экономике привели к падению продаж новых автомобилей в мае 2022 года на 83% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Освободившуюся нишу быстро начали занимать китайские автомобили. Их доля во всем автомобильном импорте в Россию в 2023 году (январь— август) выросла до 92%, хотя за весь 2021 год доля китайских иномарок в импорте достигала лишь 10%. В первой половине 2023 года китайские таможенники оценили объем экспорта легковушек в Россию в $4,6 млрд — на 543% больше, чем за этот же период 2022-го.
По итогам апреля 2024 года в топ-10 наиболее популярных у россиян автобрендов входят отечественная Lada и девять марок из Китая. Среди них лидируют Haval, Chery и Geely. Далее следуют Changan, а также три суббренда группы Chery (Omoda, Exeed, Jetour). Замыкают список Belgee и Tank.
Однако китайские партнеры не спешат переносить производство в Россию — только у компании Great Wall (Haval) есть сборочное производство в Тульской области. По мнению Сергея Луконина, в основном китайские автопроизводители неохотно идут на локализацию, а сегодня тактика — «снять сливки и, если будет плохо, уйти».