Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБКОбщество

Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования в будущем, что такое концепция life-work learning, на что делать ставку в обучении — разбираемся вместе с экспертом ЦаревскаяДякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Автор: Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково». Ментор и частный инвестор технологичных проектов. Частная консультационная практика: «Прообраз», «Нетология», Сбербанк, Mail.ru, «Северсталь» и др. Экс-директор направления образовательных технологий TalentTech, «СеверГрупп ТТ» (2018). Соавтор исследований и рейтингов «Стартап-Барометр», «РБК —рейтинг EdTech», EdMarket. Член грантового комитета фонда «Сколково»

Как сложилась современная система образования

Скорость изменения нашей жизни феноменальная. Современный человек за год пропускает через свое сознание такой же объем информации, который наши предки в XVII веке осваивали всю жизнь. При этом свойства мозга за 300 лет не поменялись: его объем, пропускная способность, операционная память у людей XXI века не сильно отличаются от этих параметров у наших предшественников, хотя сегодня мир требует от нас огромного количества интеллектуальных усилий, высокой скорости обработки и запоминания информации.

Казалось бы, образование должно подстраиваться под бурные изменения, но его суть остается неизменной. Система образования была создана более 200 лет назад в эпоху второй промышленной революции для подготовки кадров под мануфактурные производства. Вот тогда и возникли традиционные классы и знакомая нам годичная структура: 1 сентября открываем учебники, 31 мая — закрываем. Еще поколение назад было принято учиться десять лет в школе, пять лет — в институте, после этого учеба прекращалась. Только немногие, работавшие в НИИ, продолжали исследования и «двигали» науку. Остальные получали профессию и работали в ней всю жизнь. Были профессиональные династии, когда ребенок вырастал в одной профессиональной среде и оставался в ней навсегда.

В XXI веке мы живем в концепции lifelong learning, когда образование стало пролонгированным на всю жизнь, хотя мне ближе концепция life-work learning, то есть обучение в течение всей профессиональной деятельности. Но в любом случае учеба до сих пор остается процессом, хронологическим и линейным (мы осваиваем предмет за предметом, но без связи между ними, в строгих рамках и без учета особенностей и интересов учеников) — это, конечно, одна из проблем.

Другая проблема — монополизация образования. Базисные учебные планы спускаются «сверху» от чиновников, большая часть которых не знает иной альтернативы, кроме советского образования, хорошо подходящего под плановую экономику, а не под текущую рыночную. Наши учебные программы предполагают освоение множества фундаментальных знаний без изучения «мягких навыков» (soft skills). А смыслом и целью обучения становится сдача ЕГЭ.

Оставляет желать лучшего и система оценок. Она как бы пятибалльная, но де-факто учителя ставят обычно удовлетворительно («3»), хорошо («4») и отлично («5»). В итоге трехбалльная система совсем не отражает реальных знаний и не оценивает прогресс учащегося, а именно оценка прогресса и поощрение — залог мотивации в обучении.

Так получилось, что в современной школе не учат принимать решения, критически анализировать информацию, нести ответственность, быть счастливым. В отличие от скандинавской и китайской систем, не учат также быть гражданином, встроенным в систему, а учат сдавать экзамен на высокий балл. Причем более 50% родителей пользуются услугами репетиторов, то есть школа создала систему требований в виде ЕГЭ, к которой в итоге еще и не может должным образом подготовить.

Чем закончится борьба вузов и ДПО

Казалось бы, не школа, так вуз должен дать те самые навыки, которые выпускник сможет применить в жизни. Но работодатели жалуются, что высшие учебные заведения не учат студентов тому, что действительно нужно в работе и в профессии. История показывает, что при появлении новых профессий вузы «просыпаются» позже всех. Сначала появляется широкий спектр деятельности, потом конкретный функционал и название профессии, наконец, вырастают специалисты, под них рынок предлагает курсы, и самыми последними формируются вузовские дисциплины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Что такое флагман? В чем отличие обычного смартфона от флагманского Что такое флагман? В чем отличие обычного смартфона от флагманского

Рассказываем о «флагманском смартфоне», стоит ли его покупать и как выбрать

Цифровой океан
Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы

История-посиделка от участника «Квартета И»

Maxim
«Байденомика» против «трампономики» «Байденомика» против «трампономики»

Чья экономическая политика выгоднее для США

Деньги
Кино Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизни
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals
Залечь на дно в Брабанте Залечь на дно в Брабанте

«Ферри»: комедия о становлении бандитского капитала

Weekend
(Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future (Не)равенство в прошлом и будущем | (In)equality in the Past and in the Future

Взгляд авторов «влиятельных книг по экономической истории нового тысячелетия»

Позитивные изменения
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Здравствуй, дерево! Здравствуй, дерево!

6 удивительных фактов из истории елки и игрушек

Лиза
Сравнительные жизнеописания Академий наук Сравнительные жизнеописания Академий наук

Обстоятельства возникновения академий наук в Англии, Франции и России

Знание – сила
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
Поправили базу Поправили базу

Экономисты дружно ждут замедления ВВП в 2024 году

Монокль
Из любви к искусству Из любви к искусству

Как коллекционировать искусство

SALON-Interior
Вина из США – яркие, шумные, солидные Вина из США – яркие, шумные, солидные

Знакомимся с американским виноделием

Зеркало Мира
Россияне пока не догоняют Россияне пока не догоняют

Как сравнить уровень жизни в разных странах?

Монокль
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
Конфликт с начальством Конфликт с начальством

Как себя правильно вести и не испортить репутацию

Лиза
Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко

Злость, зависть, вина — такие неудобные, «плохие чувства». Стоп! Почему плохие?

Psychologies
Без паники! Без паники!

Что делать, если потеряла все документы

Лиза
Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе Стеклянный потолок: какие вызовы стоят перед женщинами в руководстве и бизнесе

С какими трудностями сегодня сталкиваются предпринимательницы и руководительницы

Inc.
Дом, который построил страх Дом, который построил страх

Как устроен хоррор от крыши до фундамента

Weekend
Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики Резерфорд и рождение экспериментальной ядерной физики

Первое искусственное превращение химических элементов

Наука и жизнь
Половина средневековых скандинавов пострадала от кариеса Половина средневековых скандинавов пострадала от кариеса

Кариес — проблема не только современных людей

N+1
Дом — это другие Дом — это другие

Как Михаэль Ханеке разрушил буржуазный миф о «доме-милом-доме»

Weekend
Дух места Дух места

Новая жизнь в старой московской квартире

SALON-Interior
Открыть в приложении