Что искали крестоносцы
Пожалуй, один из сложнейших символов христианской культуры – одно из орудий Страстей Христовых, чаша, из которой Иисус вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из Его ран после распятия, известная как Святой Грааль… В переносном смысле сегодня этим именем часто обозначают вершину, квинтэссенцию чего-либо значимого – как правило, недостижимую. Однако в еще относительно недавние времена Грааль представлялся обитателям христианского мира вполне реальным, да и в наши дни хранители тайных знаний не теряют надежду найти мистический артефакт.
Друзья короля Артура
Герой нашумевшего романа Дэна Брауна «Код да Винчи» 2003 года профессор религиоведения Роберт Лэнгдон, идя по следам тамплиеров, обнаруживает, что под Святым Граалем подразумевалась вовсе не чаша, а тайна личной жизни Христа, его наследие, будто бы сохраненное в ДНК человечества… Иными словами – кровь потомков Иисуса («sang real» – «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры). Впрочем, Браун лишь удачно развил идею, высказанную ранее не очень надежными источниками – исследователями паранормальных явлений, любителями «альтернативной истории», сценаристами и писателями… В общем, никаких серьезных исследований на эту тему. А с точки зрения Церкви подобные умствования – вообще кощунство.
Однако вернемся к чаше. Легенда о Святом Граале пышным цветом расцвела в Средние века. По преданию, рыцари Круглого стола посвятили свои жизни поискам святыни, которая будто бы была привезена в Британию.
В цикл романов о рыцарях Круглого стола входит куртуазный эпос о Парсифале. Об этом герое писали французские, немецкие, английские, валлийские авторы. Одна из основных сюжетных линий повествования о Парсифале – как раз история поисков Святого Грааля, хранящегося в заколдованном замке Монсальват. Персифалю довелось увидеть священную чашу, когда он навещал своего родственника, Короля-Рыбака. Выпив воды из чаши Грааля, этот король исцелился на глазах у рыцаря.
В романе «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, написанном в 1200–1210 годах, Грааль – это камень, наделенный невероятными свойствами:
И перед залом потрясенным
Возник на бархате зеленом
Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного
блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…
… Да. Силой обладал чудесной
Святой Грааль... Лишь чистый, честный,
Кто сердцем кроток и беззлобен,
Граалем обладать способен...
…Святого Мунсальвеша стены
Храмовники иль тамплиеры –
Рыцари Христовой веры –
И ночью стерегут и днем:
Святой Грааль хранится в нем!..
Грааль – это камень особой породы:
Lapsit exillis – перевода
На наш язык пока что нет...
Он излучает волшебный свет…
Неверно написанное латинское наименование можно трактовать как «камень господа» (lapis herilis), и как «упавший с неба» (lapis ex coelis), и как «камень мудрости» (lapis elixir) и т. д. – непонятно, был ли Вольфрам столь безграмотен или просто старался «навести тень на плетень» и сделать свое повествование более загадочным.
Однако в своих фантазиях от высот духовных автор внезапно переходит к явлениям довольно приземленным. Возможно, сел за работу на голодный желудок – и вот вместо священной реликвии получилась какая-то скатерть-самобранка:
Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили,
Вмиг угостив вас (это было чудом!)
Любым горячим иль холодным блюдом,
Заморским или местным,
Известным исстари и неизвестным,