В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техникаПутешествия

Северный полюс – 2024. Новые рекорды

Беспалова Наталья

Фото полета Федора Конюхова и Игоря Потапкина. Источник: konyukhov.ru

В июле 2024 года наши соотечественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершили путешествие к Северному полюсу, которое стало уникальным сразу по нескольким параметрам. До сих пор никто в мире не делал ничего подобного.

Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Источник: konyukhov.ru

Федор Филиппович Конюхов в представлении не нуждается. Второй участник экспедиции, Игорь Потапкин, – личность тоже легендарная, но в сравнительно узких кругах. Мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион мира, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России и, в числе прочего, руководитель подмосковного аэроклуба «Турово», где летают на парапланах, дельтапланах, паралетах, мотопарапланах, мотодельтапланах... Словом, на аппаратах, которые дают возможность сполна насладиться чувством полета, а не просто быстро переместиться из пункта А в пункт В. А еще там проводят летные фестивали, которые в узком кругу пилотов называют «тестивалями», ведь на них не только соревнуются в искусстве пилотирования, но и тестируют новые конструкции и материалы. И генерируют безумные идеи.

Фото с «Тестиваля» в Турово, 2019 год. Источник: ВК

«Тестивали» в Турово собирают участников из самых отдаленных уголков огромной страны. Люди общаются, обмениваются опытом, и, конечно же, приглашают коллег к себе в гости. Слово за слово, и появилась идея грандиозного перелета на паралетах через всю Россию с запада на восток – из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы по дороге встретить всех друзей. В 2020 году ее осуществили. Дистанция в 9700 км пролегла через 23 региона РФ. В рамках проекта был установлен мировой рекорд по дальности полета на паралете.

А вскоре родилась новая идея – пересечь теперь страну не с запада на восток, а севера на юг, от Белого моря к Черному. Именно на этом этапе к процессу подключился Федор Филиппович Конюхов.

Маршрут перелета на мотопараплане

В ходе новой экспедиции, стартовавшей 5 июня 2022 года, было установлено два абсолютных мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета на паралете. Федор Конюхов и Игорь Потапкин преодолели дистанцию в 1039,7 км, находясь в воздухе 13 часов 17 минут, побив свой собственный совсем свежий рекорд – 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году польским пилотом Кшиштофом Ромицки, составлял 427 км.

Фото перелета от Белого к Черному морю. Источник: Миасский рабочий

Пока готовились к перелету от Белого моря к Черному, созрел еще один грандиозный замысел – беспосадочный перелет от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса. Первая попытка была сделана в августе того же года. Для полета выбрали сверхлегкий паралет «Скат-3», специально доработанный для такого путешествия. Его разработчиком и производителем является российская компания ПарААвис.

Паралет «Скат-3»

Технические характеристики следующие:

  • вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
  • двигатель – четырехтактный, 50-сильный;
  • запас топлива (бензин) – 150 л;
  • площадь крыла – 42 м2;

Паралет оснащен топливными баками увеличенного объема, современным навигационным оборудованием и средствами связи. Используемое топливо – бензин АИ 95.

Из Мурманска на остров Рудольфа (ближайшую к полюсу сушу) парапланеристов доставил атомный ледокол «50 лет Победы». Затем, находясь на его борту, следовало выбрать площадку, подходящую для старта (взлет предполагался с пакового льда). Полет должен был проходить по 57 меридиану, чтобы в случае аварии идущий следом ледокол мог найти и подобрать пилотов, не испытывая слишком больших трудностей и не нарушая собственных планов. Ледокол вез пассажиров по тому же меридиану к полюсу в рамках туристического круиза, и расписание у него было довольно жесткое.

Атомный ледокол «50 лет Победы». Источник: Википедия

Такие арктические круизы уже стали делом привычным, но одно дело достичь Северного полюса в теплой каюте сверхсовременного ледокольного судна с атомным реактором, и совсем другое – долететь на паралете. Полет над Северным ледовитым океаном – совсем не то, что над сушей в умеренных широтах. Придется столкнуться с такими трудностями, как обледенение аппарата, иной режим работы двигателя в холодном и разреженном полярном воздухе, затрудненное ориентирование на местности. Кроме того, при беспосадочном перелете над нестабильными ледовыми полями как никогда актуальной становится проблема предельного веса, а следовательно, количества топлива, которое можно с собой взять.

Паралет с обтекателем. Источник: konyukhov.ru

Попытка лета 2022 года оказалась неудачной. Подвела вроде бы мелочь, что лишний раз подтвердило известную истину: в Арктике мелочей не бывает. Взлетная площадка, которую удалось найти, была далека от идеала, ее покрывали обширные лужи талой воды, и пилот Игорь Потапкин принял решение не одевать при взлете солнцезащитные очки, чтобы не ухудшать видимость и лучше выбрать направление при разгоне. Взлетели нормально, но затем пришлось лететь навстречу солнцу, которое в летнее время к вечеру уходит на север и в полночь висит прямо над полюсом. Ощущения при этом были фантастические, но потом солнце начало невыносимо слепить глаза, и стало ясно, что очки были бы отнюдь не лишними. И вот при попытке их надеть прямо в полете встречным ветром сорвало шлем. Отлетев назад, он повредил винт паралета. Пришлось спустя 3 часа и 172 км пути делать вынужденную посадку. Из хорошего: сесть удалось прямо по курсу точно на 57 меридиане, и посадка была мягкая. Спустя 7 часов путешественников подобрал сопровождающий ледокол.

Неудача не только не заставила опустить руки, а еще больше разожгла азарт. Игорь Потапкин утверждает, что эта первая попытка дала даже больше интересного опыта, чем мог бы дать благополучный перелет до самого полюса. К тому же в тот год путешественников ждала впереди очень нехорошая облачность. Как знать, может вынужденная посадка была и к лучшему.

В 2024 году попытку решили повторить, учтя все прежние ошибки. Параплан снова доработали. Опыт первого полета показал, что машина нуждается в обтекателе. Иначе экипаж, и особенно сидящий впереди второй пилот, принимая на себя весь удар встречного ветра, очень быстро теряют тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
Кто не спит, тот не живет: как недостаток сна портит нам жизнь Кто не спит, тот не живет: как недостаток сна портит нам жизнь

Глава из книги «Спать и высыпаться» о том, как недостаток сна влияет на жизнь

Inc.
В гармонии с природой В гармонии с природой

Загородный дом в экостиле с элементами неоклассики

SALON-Interior
Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы

Книги, которые создадут мистическое настроение

Maxim
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Бег по наклонной Бег по наклонной

Мог бы уровень современной науки позволить создать Человека-паука?

Вокруг света
Малая авиация без мифов и предрассудков Малая авиация без мифов и предрассудков

Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБК
Широкий русский Широкий русский

«Анора»: каннский победитель в прокате

Weekend
Плесень и заломы: какие вещи категорически нельзя хранить в вакуумных пакетах Плесень и заломы: какие вещи категорически нельзя хранить в вакуумных пакетах

Вакуумные пакеты подходят далеко не для всех типов одежды

ТехИнсайдер
Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий

О том, как Заболоцкий в ГУЛАГе стал примером человеческого достоинства

СНОБ
В какой позе лучше всего спать В какой позе лучше всего спать

Какое положение для все же лучше всего подходит для полноценного ночного отдыха?

ТехИнсайдер
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
«БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной» «БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной»

Оправдает ли БРИКС надежды глобального Юга?

Монокль
Заглянуть за горизонт Заглянуть за горизонт

Тувинская музыка, в которой гармонично сочетаются фольклор и современные веяния

Men Today
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
Город, сбросивший историческую память Город, сбросивший историческую память

Архангельск: морозное процветание новой стабильности

Weekend
Азия в фокусе Азия в фокусе

Куда поехать осенью за теплом и морем – выбрали 5 достойных внимания направлений

Лиза
Зависимые от шопинга Зависимые от шопинга

Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университет
Кирилл Гребенщиков Кирилл Гребенщиков

Кирилл Гребенщиков об особенностях игры в сериале «Наследники. Дар крови»

Лиза
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Побег на месте Побег на месте

Как Стив Маккуин всегда играл только самого себя

Weekend
«Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун «Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун

Как фильм «Его три дочери» переосмысляет тему сестринства

Forbes
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении