К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

МонокльБизнес

Santa Wildberries: история одного развода

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и одного из лидеров рекламного рынка компании Russ может привести к появлению онлайн-гиганта мирового уровня. Но только если новая команда сумеет наладить бизнес-процессы с учетом интересов своих партнеров

Александр Лабыкин

Создатель компании Wildberries Татьяна Бакальчук сегодня самая богатая женщина страны. Александр Щербак/ТАСС

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и лидера по объему рекламных площадей в России компании Russ вот уже несколько месяцев вызывает много вопросов как у партнеров компании, так и у экспертного сообщества. Прежде всего ставится под сомнение целесообразность слияния WB стоимостью под триллион рублей (так оценивает свою компанию ее создатель Татьяна Бакальчук) с компанией, которую эксперты оценивают многократно дешевле, а также распределение долей во вновь созданном совместном предприятии РВБ: Russ получила 35% акций, WB — 65%. При этом управлять новой компанией Татьяна Бакальчук полностью доверила своему новому партнеру — совладельцу Russ Роберту Мирзояну.

По расчетам основателей новой компании, РВБ получит большой синергетический эффект от слияния: за счет масштабных рекламных кампаний на площадях Russ на маркетплейс WB должны приходить больше покупателей и продавцов.

В совместных планах также выход РВБ на рынки Африки, Азии и Ближнего Востока, что для WB в самом деле необходимо после вынужденного ухода из стран Евросоюза.

Но прежде Роберт Мирзоян намерен выстроить в РВБ новую систему управления, поскольку в WB она была слишком «демократичной». Поставщики товаров пока не ощутили перемен от нового управленца: их по-прежнему терзают нередко несправедливыми и большими штрафами, ошибочными списаниями денег со счета, самым высоким тарифом на приемку товара на склад и прочими неприятностями. Все, чего они ждут от РВБ, — установление отсутствующей ныне обратной связи с компанией для более быстрого устранения часто ею же генерируемых ошибок в работе с партнерами.

Застенчивость как стимул действовать

История крупнейшего маркетплейса страны неразрывно связана с личностью ее основателя Татьяны Бакальчук и ее семьи. Впервые попробовать свои силы в интернет-торговле Татьяна решила в 2004 году — тогда этот бизнес только начал зарождаться. «Я всегда неуютно чувствовала себя в универмагах» при общении с продавцами и «стала думать, как покупать вещи, минуя магазины», — вспоминает Татьяна. Ее природная застенчивость и подтолкнула ее к созданию «бесконтактного магазина» по продаже одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов. Название Wildberries («Лесная ягода») Татьяна придумала сама. Поначалу она сама дома комплектовала заказы. Затем подключила к делу сестру, тетю и нескольких знакомых, которые помогали с бухгалтерией, комплектацией заказов и отчасти их доставкой.

Муж Татьяны, IT-инженер Владислав Бакальчук, в то время занимался собственным бизнесом в области информационных технологий, однако в 2006 году он его продал, выручив порядка 3–4 млн долларов, и часть этих средств семья вложила в развитие Wildberries. Так начался уже общий бизнес, в котором Владислав впоследствии получил 1% акций (почему договорились именно так, история умалчивает).

Поначалу он взялся за новый бизнес с энтузиазмом: привлек партнера, Сергея Ануфриева, который взял на себя организацию службы безопасности, логистики и курьерской доставки. Сам Владислав отвечал за стратегию и ITнаправление (сегодня у WB собственная мощная IT-инфраструктура), а Татьяна занималась «стратегией», то есть переговорами с поставщиками, расширением ассортимента и продажами. Она начала напрямую закупать товары у ведущих брендов, таких как Adidas, Esprit, LTB, Nike, Puma, Levi’s, Mustang, Mexx, Geox, S. Oliver, Tommy Hilfiger и другие, продукцию которых Татьяне удавалось продавать по цене до 40% ниже рынка за счет исключения из цепочки посредников.

Семейный бизнес, созданный буквально «на коленке», начал бурно расти — отчасти из-за того, что онлайн-магазинов в то время было мало, отчасти из-за ноухау, придуманных самой Татьяной: она стала продавать товары без предоплаты, которую тогда практиковали почти все онлайн-продавцы, а также организовала первую в стране бесплатную доставку. И первая в стране ввела единую наценку на товары для всех покупателей России — 10% (а не 15% для москвичей и 30% для жителей остальных регионов страны, как было тогда у многих онлайн-магазинов в связи с разной удаленностью крупных складов Москвы от регионов). Все это с каждым годом внушительно увеличивало число покупателей и оборот компании. В 2008–2009 годах компания открыла первый собственный склад, поначалу только для своих товаров.

В прошлом году WB купила 1200 фур, что с учетом ее прежнего автопарка в несколько сотен машин сделало ее крупнейшей логистической компанией на рынке. Сергей Петров/news.ru/ТАСС

Кризисы — возможность для роста

Если в 2012 году выручка компании составила около 10 млрд рублей, то через два года уже 25 млрд. Но в 2014-м случился очередной экономический кризис, с обвалом рубля интернет-торговля приуныла: обороты упали у всех российских онлайн-магазинов. Тогда Бакальчуки и решили организовать первый в стране маркетплейс по аналогии с мировым лидером интернет-торговли американским Amazon, отказавшись от самостоятельной продажи товаров (за исключением некоторых дорогих сердцу Татьяны модных брендов). Бизнес-модель изменилась принципиально: они создали интернет-витрину для других поставщиков, оказывая им за комиссию услуги по обработке грузов на складе и доставке (к слову, их нынешний ближайший конкурент Ozon, ведущий историю с 1998 года как книжный онлайн-магазин, стал маркетплейсом лишь в 2018 году). Формат маркетплейса позволил WB уже в 2015 году стать самой популярной торговой интернет-площадкой Рунета с оборотом 30 млрд рублей. И это было только начало.

Вторая волна интенсивного развития компании пришлась на пандемию. Прибыль семья продолжала вкладывать в строительство новых складов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), при этом кредитов компания почти не брала. В 2020 году, когда ближайшие конкуренты WB стали испытывать трудности из-за ограничения поставок и доставки товаров, бизнес семьи Бакальчук удвоился. «В то время Ozon вынужден был сократить свои программы лояльности для селлеров, повышать комиссии, Alibaba и вовсе сократил штат российских сотрудников на 40 процентов из-за падения продаж после прекращения авиасообщения в связи с карантином. А WB удалось привлечь к себе уходивших с этих площадок продавцов за счет организации бесконтактной доставки “до двери”, которую другие не рисковали вводить, боясь кражи товара, — говорит президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Но оказалось, что в пандемию покупателей все больше устраивала бесконтактная доставка “до двери” и, к удивлению конкурентов WB, никакого массового воровства “от двери” не произошло». Как результат, выручка WB в карантинном 2020 году выросла сразу в два раза по сравнению с прошлым годом — до 430 млрд рублей. Число заказов в 2020 году, которые покупатели сделали на площадке, тоже удвоилось — до 323,8 млн. Число пользователей онлайн-площадки выросло на 18 млн, до 40 млн человек (сейчас их 58,2 млн, у Ozon — 46,1 млн).

К концу 2023 года у компании было уже более 33 тыс. ПВЗ почти во всех крупных городах и населенных пунктах России, из которых более 13 тыс. работали по франшизе. Ozon в прошлом году опередил WB, заявив о доведении числа ПВЗ до 39 тыс., у «Яндекс.Маркета» их было 10 тыс. и только в этом году стало 15. Но с учетом ближнего зарубежья у WB 44 тыс. ПВЗ, в этом году компания намерена открыть еще 10 тыс. WB сейчас владеет и самой большой складской сетью в стране среди онлайн-ретейлеров площадью свыше 1,5 млн кв. м — это более десятка крупнейших распределительных хабов в крупных городах и свыше сотни небольших сортировочных центров, в том числе в небольших населенных пунктах. Количество продавцов, в том числе за счет развития инфраструктуры, на Wildberries увеличилось в 2022 году до 234 тыс. за полгода — это в 5,5 раза больше по сравнению с июнем 2020-го.

Этот задел обеспечил рост компании и в прошлом году, по итогам которого выручка WB составила 539 млрд рублей, увеличившись на 70% относительно предыдущего года. Общее число заказов на онлайн-платформе достигло 618,1 млн (+118% год к году). Чистая прибыль WB выросла до 19 млрд рублей, на 87%, как следует из данных Rusprofile. Оборот интернет-площадки за год увеличился примерно на 60%, до 2,5 трлн рублей. Для сравнения: по данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), в 2012 году весь объем онлайн-торговли страны оценивался в 450 млрд рублей, а в прошлом году он вырос до 6,4 трлн рублей, то есть WB занимает около трети онлайн-торговли страны (и более 50% оборота ведущих маркетплейсов — Ozon, «Яндекс.Маркет», Lamoda и «Мегамаркет»). Ближайший конкурент — Ozon — тоже вырос в прошлом году, но показатели у него скромнее, чем у WB: оборот увеличился в два раза, до 625,7 млрд рублей, выручка подросла на 37%, до 1228 млрд рублей. Но компания, как и в прошлом году, сгенерировала убыток в 18,2 млрд рублей (11,2 млрд годом ранее).

В своих последних интервью Татьяна Бакальчук вспоминает, что почему-то на самом пике роста бизнеса, к ее удивлению, Владислав начал терять к нему интерес. И новым этапом масштабирования семейного дела Татьяне, по ее словам, пришлось заниматься уже самой. А речь идет уже о мировой экспансии. Начиная с 2017 года компания открыла свои ПВЗ и шоурумы в Казахстане, Киргизии, Армении и Белоруссии. А в 2021 году «пандемийную» прибыль WB пустила в том числе на организацию выхода на рынки США (открыла ПВЗ в НьюЙорке), Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Израиля, Молдовы, Чехии, Словении и других. К 2023 году «империя» Wildberries охватывала уже 14 стран мира! Но геополитический кризис начала 2022 года спутал планы Татьяны: из стран ЕС пришлось уйти совсем из-за санкций, распродавая выкупленные склады и помещения под ПВЗ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги

Можно ли в российских реалиях строить добротные долговечные дороги?

ТехИнсайдер
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
«Всё сам. Всё сам» «Всё сам. Всё сам»

Ход обсуждения, а фактически — судилища, был зафиксирован Владимиром Малиным

Дилетант
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Дым, милый дым Дым, милый дым

Как создать идеальный автомобиль для дрифта

Men Today
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Витебская Джоконда: как художница Вера Ермолаева превращала детские книги в авангард Витебская Джоконда: как художница Вера Ермолаева превращала детские книги в авангард

Как иллюстрации к детским стихам могут быть объектом авангардного эксперимента

Forbes
Не только всадники: 6 легендарных лошадей, которые стали частью истории Не только всадники: 6 легендарных лошадей, которые стали частью истории

Легендарные лошади, которые не подозревали, что их имена войдут в историю!

ТехИнсайдер
Лас-Вегас — Петушки Лас-Вегас — Петушки

Как снять фильм, в котором «пить» рифмуется с «играть»

Weekend
Через горы к морю Через горы к морю

Как грамотно пройти маршрут номер восемь в Кавказском биосферном заповеднике

Отдых в России
Как этично дать совет дочери: 6 вопросов, которые должна задать мать Как этично дать совет дочери: 6 вопросов, которые должна задать мать

Почему лучше воздержаться от советов, если ребенок о них не просит

Psychologies
Как вырастить... джонджоли Как вырастить... джонджоли

Клекачки можно вырастить на участке и приготовлять джонджоли по своему вкусу

Наука и жизнь
Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира Гигантский оползень в Гренландии услышали сейсмостанции всего мира

USO вызвало цунами на исследовательской станции в гренландском фьорде Диксон

ТехИнсайдер
Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов

Что такое «денежный потолок» и как его расширить, улучшив качество жизни

Psychologies
Между первым и вторым Между первым и вторым

«Чужой: Ромул»: очень осторожный новый эпизод культовой франшизы

Weekend
Первое свидание и знакомство с родителями: эти правила этикета помогут вам быть на высоте Первое свидание и знакомство с родителями: эти правила этикета помогут вам быть на высоте

Какие правила этикета нужно соблюдать на первой встрече с родителями партнера?

Psychologies
Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах

О работе Гарри Бардина и о пяти самых необычных его мультфильмах

Правила жизни
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием

Кам Гаффарян, был пионером в области коммерческих космических полетов на МКС

Forbes
Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР

О 5 самых странных законах, которые советские граждане были обязаны соблюдать

ТехИнсайдер
Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки

Глава из работы Жана-Луи Монсе «Большая книга Формулы-1»

СНОБ
Респект Респект

Фотограф Максим Чуркин каждую съемку превращает в живопись музейного уровня

Собака.ru
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
Не фантазия, а реальность: как фиджитал становится инструментом бизнеса Не фантазия, а реальность: как фиджитал становится инструментом бизнеса

Фиджитал становится для компаний важным инструментом для продвижения

Forbes
Антиалкогольная компания Антиалкогольная компания

Десятка выдающихся пьяниц, алкоголиков и выпивающих героев мирового киноэкрана

Weekend
Весна длиною в полгода Весна длиною в полгода

Воспоминания, как август 1968-го окончательно положил конец «оттепели»

Дилетант
Слова и музыка Слова и музыка

Елизавета Базыкина удивляет спокойствием не только к успеху, но и к неудачам

VOICE
Чем заняться в Калининграде, чтобы расслабиться? 6 беспроигрышных идей Чем заняться в Калининграде, чтобы расслабиться? 6 беспроигрышных идей

Калининград поможет легко отключиться от рутины

Psychologies
Как заселяли Америку Как заселяли Америку

Когда именно и как шло расселение человека на американском континенте?

Наука и техника
«Смешные» упражнения помогли при синдроме сухого глаза «Смешные» упражнения помогли при синдроме сухого глаза

«Смешные» упражнения эффективно облегчают симптомы синдрома сухого глаза

N+1
Открыть в приложении