Не фантазия, а реальность: как фиджитал становится инструментом бизнеса
Зародившись как технология для развлечений, сегодня фиджитал (phygital, от англ. physical + digital — «физический» и «цифровой», сочетание цифрового и физического опыта) становится для компаний важным инструментом для продвижения их продуктов и услуг. Концепция выходит за рамки маркетинга и превращается в полноценный бизнес-инструмент. О том, как фиджитал трансформирует бизнес-процессы в компаниях разных индустрий и секторов, рассказывает генеральный директор и основатель Hello Park Алексей Завьялов.
Родом из парков
На заре своего развития фиджитал существовал только в парках развлечений, выставках и других «вау-локациях». Многие помнят, как появлялись первые VR- и AR-аттракционы в торговых центрах: приходилось надевать тяжелый шлем, ждать своей очереди, садиться в специальное кресло. Сегодня, чтобы полностью погрузиться в ожившую картинку, не нужны 3D-очки, все взаимодействие происходит нативно и органично, благодаря 360-градусным панорамам и функции Naked Eye, позволяющей видеть 3D-объекты невооруженным глазом. Фиджитал меняет бизнес как таковой, проникая даже в области, максимально далекие от развлечений.
Первой такой областью стало образование: технологии фиджитал быстро начали интегрироваться в него, идеально вписываясь в формат edutainment (от англ. «образование» + «развлечение»), а также нашли применение в культурных и социальных сферах. Например, мы в компании делали проект для Фонда защиты животных: создавали пространство, внутри которого люди могли погрузиться в мир флоры и фауны и понять, как он реагирует на загрязнения и другие вредные воздействия, почему он гибнет. Идея такого проекта возникла после того, как на одном мероприятии, посвященном проблемам экологии, я увидел реальный аквариум с живыми рыбками: он был разделен на две части, в одной была чистая вода, в другой загрязненная, и посетители могли посмотреть, как по-разному ведут себя рыбки в благоприятной и вредной среде. В этот момент я еще отчетливее понял, как важно внедрять технологии фиджитал в такого рода проекты, чтобы и люди могли в прямом и переносном смысле «погрузиться» в подводный мир, и не страдали живые существа.
Гибридные модели образования стали частью жизни с момента начала пандемии, сегодня их применение драйвит развитие AI-технологий, которые становятся мощным инструментом в генерации персонализированного контента, применимого различными способами. В Московском планетарии действует интерактивное пространство «Лунариум», где посетители могут планировать и совершать собственные межзвездные путешествия, в галерее фиджитал-искусства VS Gallery проводятся выставки искусства.
Однако когда в 2007 году австралийская компания Experience Design ввела термин «фиджитал», она имела в виду главным образом применение этого опыта на границе между бизнесом и потребителем. А именно — маркетинг. С помощью фиджитал, с точки зрения изобретателей термина, лучше всего рассказывать истории, тогда они приобретают интерактивность и глубину, потребитель их будто проживает, что изменяет пользовательский опыт и влияет на продажи.