Артисты драмы — люди действия. Так нас учили великие педагоги: решил — делай!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные»

Беседовала Вера Волгина

Фото: из архива Н. Селиверстовой

«Однажды после экзамена я опаздывала на самолет — нужно было лететь на гастроли. Зарегистрироваться не успела, прорываюсь через кордоны, за мной — милиционеры. Я кричу: «У меня спектакль, меня ждет тысячный зал!» Выбегаю на летное поле и вижу, как от самолета отъезжает трап. Стою плачу. Меня забирают в отделение, заставляют писать объяснительную. А я пишу и рыдаю: «Выпустите!..»

— Так и не попали на спектакль?

— Успела! К счастью, меня посадили на следующий рейс... Это ведь я только с виду скромная, на самом деле — боевая. Тогда мне было 19 лет. Но с тех пор мало что изменилось, если честно. Муж мой (Дмитрий Павленко, актер театра и кино. — Прим. ред.) вообще говорит, что я по жизни клоун.

— С чего это у вас, милой, обаятельной и с виду действительно скромной женщины, такое прозвище?

— Со мной вечно что-то приключается. Сейчас, например, ехала к вам на встречу, и у меня на обеих туфлях вдруг оборвались ремешки, так что еле доковыляла до театра. Хорошо, в гримерке полно всякой обуви...

Когда была беременной, заставила всю семью (мужа, маму и свекровь) ехать со мной в роддом на двух троллейбусах, вместо того чтобы спокойно добраться на такси. А потом еще не хотела идти в приемное отделение, говорила, что хорошо себя чувствую и мне надо погулять вокруг больницы.

А еще у меня две мамы.

Наталия Селиверстова с мужем Дмитрием, свадьба, 1994 год. Фото: из архива Н. Селиверстовой

— Простите?

— У меня есть родная мама и есть мама Галя — ее младшая сестра. Ребенком меня возили к бабушке в Рязанскую область, но я была совсем крошкой и не понимала, почему мама меня там бросила. Могла по три дня рыдать. И вот однажды бабушка, не зная уже, как меня успокоить, вдруг сказала: «Ну что ты плачешь, посмотри на тетю Галю — она же очень на маму похожа, вот и зови ее мамой Галей». Они и правда как близнецы. Я перестала рыдать, полюбила тетю и, когда приехала родная матушка, не хотела к ней идти: «У меня есть мама». Тут уже она начала слезы лить. Но мама Галя так и осталась на всю жизнь со мной. Когда переехала в Москву, приходила за мной в детский сад. Все удивлялись, конечно: нет, ну два папы — это еще можно понять, но две мамы? Как они уживаются?..

К слову, в юности я хотела стать педагогом — в детсаду или в начальной школе. Но появилась дочка, и я поняла: хорошо, что не стала учителем. Оказалось, в плане воспитания детей я крайне нетерпеливая, невоспитанная и несдержанная. Я кричала, орала. Однажды даже стукнула дочку. И была неправа, конечно. До сих пор прошу у нее прощения.

— Считаете, нельзя детей наказывать?

— Ни в коем случае! Наказание не работает. Только любовь! Папа меня обожал. А мама воспитывала жестко. Иногда — скакалкой.

Дочь Полина и Евгений, 2022 год. Фото: из архива Н. Селиверстовой

— За что она вас так?

— За двойки, непослушание. Я могла что-то натворить, поздно вернуться домой. Сейчас мама тоже просит у меня прощения и плачет...

— Недавно по ТВ прошла премьера фильма «Платье цвета моря», где вашу героиню, у которой 30 лет не было отношений с мужчинами, называют «мертвым самураем». Легко ли вам было примерить на себя это платье?

— Тяжеловато, не скрою, было почувствовать себя одинокой, раскапывая свою индивидуальность. Я по натуре другая. Хотя героиня у меня тоже бойкая, многим интересующаяся — танцует, рисует...

— Еще и помидоры крутит! Да так ловко, что завидки берут.

— Сама ей завидую. Мои навыки в фильме — это, конечно, подсмотренное. В детстве видела, как мама с бабушкой закручивали банки. В моей взрослой жизни все иначе. Я хозяйственная, у меня всегда порядок. Но помидоры не кручу, а вялю. К тому же у меня прекрасный муж. Три месяца назад мы отметили 30-летие совместной жизни.

А вот для выступлений на публике я обычно выбираю произведения про одиноких женщин. Почему-то их образы мне интересны. Даже не знаю, «зачем и кому это нужно». Может, я послана в мир транслировать проблему одиночества?

Помню, на кинофестивале читала трогательное стихотворение Роберта Рождественского, и в зале все плакали. Позже на банкете ко мне подошли сочувствующие женщины: «Что ты все время плачешь? Давай мы тебе мужика найдем, у нас тут богатые есть...» Словом, пытались наладить мою личную жизнь. Пришлось вежливо отказаться: «Спасибо большое, у меня все хорошо».

Наталия Селиверстова с Владимиром Алексеевичем Андреевым, 2000-е годы. Фото: из архива Н. Селиверстовой

— Муж знает, что вас пытались «пристроить»?

— Знает, смеется... Недавно я готовила творческий вечер, стала читать режиссеру стихотворения, а она говорит: «Не, никуда не годится! Что у тебя все про несчастных баб, про замужество, страдания? Кому это интересно? Молодежь не будет слушать! Эта тема сейчас в мире вообще не поднимается». Пришлось сочинять новую программу — про умных да известных. А роли несчастных все равно ко мне притягиваются.

К слову, Юра Лейзеров, режиссер фильма «Платье цвета моря», любит мою индивидуальность, я у него до этого в «Критическом возрасте» снималась, и он считает, что я для своих ...дцати лет слишком наивная. Я и правда такая. Всему верю, меня легко обмануть. Сейчас скажут, что Том Круз зовет сниматься, отвечу: «Бегу!» Хотя, конечно, с годами нарастает панцирь циничности, юмора. Когда не можешь что-то решить, лучше пошутить. У артистов так часто бывает. А я вообще веселая. Мне всегда легче посмеяться. Но в «Платье цвета моря» приходилось представлять себе, что я одинокая.

— Да уж... Когда 30 лет счастлива замужем, сложно вообразить, что бывает иначе. А как у вас с Дмитрием все начиналось?

— Я занималась в детской студии Владимира Книппера — племянника Ольги Леонардовны. Журналист, он писал очерки о людях, ездил в командировки. Но сам воспитанный в театре, Владимир Владимирович очень любил его. Из его знаменитой студии вышли Дуся Германова, Маша Аронова, с которой мы вместе играли в спектаклях. А Владимир Высоцкий приходил к нему на прослушивание, читал монолог Сатина, но Книппер сказал: «Идите поступайте! У вас и так все получится!»

В 1980-е течение театров-студий было в моде. Меня, например, привела подружка.

Однажды на Таганку (шел спектакль с участием Аллы Демидовой) я отправилась с приятелем по студии, который уже успел стать однокурсником моего будущего мужа в Щепкинском училище. Пришел тогда и Дима. Запомнил меня. Но первая встреча ни во что не вылилась.

Позже, когда я поступила в Школу-студию МХАТ, наши занятия по физкультуре проходили в спорткомплексе «Олимпийский» — там же, где и у студентов «Щепки». Мы занимались акробатикой, плавали. Мой педагог Олег Павлович Табаков всегда набирал девушек красивых и фигуристых. А преподаватель «Щепки» Владимир Алексеевич Сафронов — плечистых высоких парней, которых так любит Малый театр. Словом, рассмотреть прекрасные девичьи фигуры в лосинах и купальниках молодым людям было легко. Ну Дима и рассмотрел меня во всей красе. А когда в Доме актера устроили для выпускников праздник с капустником и дискотекой, мы наконец познакомились «как следует». После чего всей компанией (не помню, правда, как) оказались в общежитии Щепкинского училища.

Дима тогда пел, аккомпанируя себе на гитаре. Он с детства занимался музыкой, потом пошел в студию КСП. В общем, играл и пристально, не отрываясь, смотрел на меня. Я даже подумала: какой странный молодой человек, и чего он ко мне привязался! Хотя не могла сказать, что симпатичный, с длинными кудрявыми волосами парень мне не понравился. Да и пел необычно.

Наталия Селиверстова на сьемках фильма «Серая мышь», 2023 год. Фото предоставлено телеканалом «Dомашний»

— Не возникло мысли: «он будет моим мужем»?

— Нет-нет. Мысль была другая: видимо, парень влюбился. Но встречаться мы стали просто как друзья с общими интересами. Он все время меня куда-то приглашал. Мы ходили в театр, гуляли по Москве. Потом начался период «Сникерсов» и «Марсов». Помню, выходишь из Школы-студии на Тверскую, а там вся дорога до метро заполнена торгашами: кто косметику из-под полы продает, кто чипсы, кто шоколадные батончики.

Денег у Димы не было вообще, 30-рублевая стипендия прогуливалась в первый же день. Но родители помогали. Так что каждый вечер он встречал меня из института с цветами и шоколадками. И я думала, что у него все в порядке. Тем более что и одет он был модно: плащ, ботинки «инспектор». Жил Дима в знаменитом театральном общежитии на Александра Невского, в районе Тверских-Ямских улиц. А меня ездил провожать в тьму тараканью — на «Щелковскую».

Время было трудное во всех смыслах. Даже с едой возникали проблемы. А моя мама работала на хлебозаводе в Черкизове, и мы, слава богу, не голодали. В доме всегда были торты, масло, орехи, изюм. Видимо, зарплату давали продуктами. Дима приходил в гости, а у нас на столе — торт «Амурский», помните такой? Торты маме, конечно, не выдавали, но она приносила обрезки, из них сооружала тортик, который мы так и называли — «Амурские обрезки». Кроме того, бабушки и дедушки жили в рязанской деревне, поэтому у нас еще было сало, картошка, соленые огурцы. Шикарно! Мама кормила всех моих одноклассников, потом — однокурсников. Не понимаю только, как мы не растолстели на «Амурских обрезках».

Позже появились всякие кокосовые, малиновые ликеры, и Дима стал приходить к нам с напитками. Мама с папой в глаза таких не видели. Где он их покупал и на что, до сих пор тайна, покрытая мраком. Он ведь не подрабатывал.

Три года длились ухаживания. Иногда романтик звал меня к себе в общежитие. А когда приходил ко мне, старался произвести впечатление на маму. Да она, в общем, сама сразу обратила внимание: «Какая у парня улыбка красивая!» Обаятельный, он умел заговорить зубы. Делился интересными рецептами. Мама даже делала по его совету бурятский чай с молоком, солью и яйцом. И мы пытались это пить.

Наталия Селиверстова и Сергей Масленников в фильме «Серая мышь», 2023 год. Фото предоставлено телеканалом «Dомашний»

— Три года зубы заговаривал и не женился?!

— Вот именно! Пришлось самой делать предложение. Абсурд? А что поделать?! Мы хоть и ровесники, но я не сразу поступила в Школу-студию, пыталась сначала пойти в пединститут. Потом в ГИТИС рвалась — к Владимиру Андрееву, который меня не взял...

В общем, Дима уже окончил «Щепку», ему надо было выезжать из общежития. Поэтому он снял комнату у моей родственницы, а сам каждый вечер приходил ко мне и оставался ночевать. Родителям жалко его было, и они стелили ему подушки на полу в моей восьмиметровой узкой комнатке.

— Пытались обмануть родителей?

— Сплошной абсурд! Они все это терпели. Прошел, наверное, еще год. В конце концов я не выдержала: «Ты вообще жениться на мне собираешься?» А он, представляете, отвечает: «Мне неудобно». Я опешила: «В смысле?» — «Ну, ты москвичка. Подумают, что я из-за прописки с тобой...» При этом сам уже был звездой, снявшись в «Азбуке любви» (одном из первых российских сериалов), и его узнавали на улице.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
Встала и пошла Встала и пошла

Юлия Высоцкая – о красоте, спорте и одинаковых лицах из «Инстаграма»

Домашний Очаг
Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве

«От барака до барокко»: как архитектор Олег Карлсон преобразовал театр

Forbes
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
«Люди — отстой»: Адель объявила о паузе в карьере и усталости от общества «Люди — отстой»: Адель объявила о паузе в карьере и усталости от общества

Почему нам всем порой стоит отдыхать от людей?

Psychologies
«Человек с камерой»: шесть женских автобиографических документальных фильмов «Человек с камерой»: шесть женских автобиографических документальных фильмов

6 примеров «автофикшена» в кино

Forbes
Гробницы первых Гробницы первых

В чем уникальность формации Джоггинса?

Наука и техника
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Нашлись звезды Нашлись звезды

Может ли самой свободной поп-группой наших дней быть и самая безобидно приятная?

СНОБ
«Билборды» и «Обстоятельства»: из чего состоит наш современный рок? «Билборды» и «Обстоятельства»: из чего состоит наш современный рок?

Молодые музыканты российской рок-сцены узких жанров

Правила жизни
Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня

С кем по материнской линии связаны неандертальцы из пещеры Стайня?

N+1
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира

ФИФА так и не удалось заключить выгодный контракт на клубный чемпионат мира

Forbes
Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей

Как средневековые обитатели Ямала могли заразиться гельминтами

N+1
Скрытый гипноз Скрытый гипноз

Как защититься от мошенников, которые умеют «заговаривать»

Лиза
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Красавцы: плюсы, минусы, подводные камни Красавцы: плюсы, минусы, подводные камни

Красавцы демонизированы общественным мнением, но сколько в этом правды?

Новый очаг
Быть и казаться Быть и казаться

«Симон с горы»: тайная жизнь людей с особенностями

Weekend
Анатомия QR-кодов: как устроены загадочные черно-белые квадраты Анатомия QR-кодов: как устроены загадочные черно-белые квадраты

QR-коды могут содержать разную информацию, как же им удается это все впитывать?

ТехИнсайдер
Где исполняются желания? Где исполняются желания?

В каждом городе мира есть места, где принято бросить монетку на счастье

Лиза
Гений места Гений места

Архыз, Ольхон, Красная Поляна — о любимых маршрутах рассказывают гиды

Новый очаг
Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры

Физики превратили свет в конденсат Бозе–Эйнштейна с помощью красителя

N+1
Пули и дураки Пули и дураки

«Наемный убийца»: авторемейк Джона Ву, которого лучше бы не было

Weekend
Дочь за отца отвечает Дочь за отца отвечает

«Мой Марчелло»: знакомые и родственники в оммаже великому Мастроянни

Weekend
Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека

Ежедневно ученые изобретают приспособления и устройства, чтобы изменить жизнь

ТехИнсайдер
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР

О 5 самых странных законах, которые советские граждане были обязаны соблюдать

ТехИнсайдер
«Рюмка водки и свежий воздух». Антон Тотибадзе о любимых художниках, семье и автопортрете в натюрморте «Рюмка водки и свежий воздух». Антон Тотибадзе о любимых художниках, семье и автопортрете в натюрморте

Антон Тотибадзе о его первых впечатлениях от живописи и кошмарных снах

СНОБ
Открыть в приложении