Мобильная лаборатория: проверка на дорогах
Российская компания создала уникальный диагностический комплекс на колесах, который позволяет дорожной инспекции держать состояние дорог под контролем.
Передвижной диагностический вычислительный комплекс, сокращенно ДВК‑05, который выпускает НПО «Регион», можно встретить на московских дорогах с ранней весны до поздней осени, когда температура выше пяти градусов и нет сильных дождей. В дождь, когда вода заполняет колею, корректных значений не получишь, объясняет Александр Ларин, начальник Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) — организации, которая активно использует мобильную лабораторию уже больше пяти лет. Первым делом специалисты ОАТИ проверяют основные артерии города: кольцевые трассы, шоссе и проспекты, дороги с интенсивным движением. Более скромные районные улицы тоже не обходят вниманием, особенно когда поступают заявления от граждан, сообщающих о просевших люках колодцев или сломанных «лежачих полицейских» — на профессиональном языке они называются «искусственные неровности».
Автомобиль с диагностической лабораторией невероятно облегчает работу по оценке состояния дорог. «Раньше глубину колеи, например, приходилось измерять трехметровой дорожной рейкой, причем мерить нужно было каждые 100 м,— рассказывает Александр Ларин.— Вы только представьте, как проводить такие замеры на МКАД, например, когда ее протяженность по полосам движения со всеми развязками составляет более 1,5 тыс. км! Вручную это невозможно сделать, а с помощью мобильного комплекса все данные по всем полосам движения на МКАД можно получить за неделю». За год мониторинг состояния покрытий проводится более чем на 11 тыс. км московских дорог, что сопоставимо с расстоянием от Мурманска до Владивостока.
Рожденный в СССР
«Без советского прошлого мы не обошлись,— рассказывает Владислав Киншаков, директор НПО „Регион“ — создателя и производителя ДВК‑05.— Идея передвижной лаборатории для диагностики дорог возникла у меня в середине 1980‑х годов, когда я учился в аспирантуре Московского автодорожного института (МАДИ) — сегодня это Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет». Первая диагностическая лаборатория на базе автомобиля была сконструирована еще в далеком 1992 году в Российском дорожном научно-исследовательском институте (РосдорНИИ) и в те времена оснащалась видеомагнитофоном. С таким оборудованием мобильный комплекс выпускался до 2014 года.
«На Западе, да и во всем мире, таких комплексных лабораторий, как ДВК‑05, я не встречал,— продолжает Владислав Киншаков.— Там у дорожников другие задачи и подобные лаборатории им не нужны. Они создают много разных передвижных систем мониторинга, которые, может быть, один-два параметра снимают».
В России еще пара компаний выпускают передвижные диагностические комплексы, похожие на ДВК‑05, но используют они собственные технологии, не такие, как «Регион».
Диагностические приборы, необходимые для передвижной лаборатории, можно установить на любой автомобиль, желательно с плоской задней частью кузова. В случае носимой версии, а такая тоже есть, никакого переоборудования машины не требуется — оно крепится к кузову на магнитах. Если же это полноразмерный диагностический комплекс на базе автомобиля, то после монтажа оборудования и регистрации внесенных изменений в ГАИ это уже не «Фольксваген-Транспортер» или «Форд-Транзит», например, а полноценная дорожная лаборатория. Собирать такие мобильные комплексы — кропотливая ручная работа.