А зима не за горами…
Сейчас еще тепло, и навигация в самом разгаре. Но, хотим мы того или нет, зима в России неизбежно наступит. И если еще недавно определенная часть яхт уходила по окончании сезона в теплые края или куда‑то еще, теперь их владельцам и капитанам в большинстве регионов страны приходится думать о подготовке своих прогулочных судов к снегу и холодам. Конечно, можно ограничиться консервацией судовых систем, механизмов и агрегатов и оставить яхту до весны на улице под тентом или в крытом эллинге. Но как поступить с корпусом, деталями наружной обстройки и элементами интерьера? Наверное, стоит позаботиться и о них. О чем следует побеспокоиться заранее и что необходимо предусмотреть? Эту тему мы затронули в разговоре с уже знакомым читателям Александром Трощинко, управляющим партнером московской компании Royal Yacht Service, которая занимается детейлингом яхт. И вот что он рассказал.
Для консервации яхты на зиму необходимо выполнить несколько важных действий, которые позволят сохранить ее в надлежащем состоянии. Сразу замечу, что речь пойдет только о лодках из стеклопластика, а тему консервации двигателей и судовых систем я сегодня вынесу за скобки: это отдельный вопрос.
Итак, в первую очередь следует провести очистку корпуса и корпусных конструкций с последующим покрытием защитным составом. Такая очистка отличается от той, что проводят при регулярном уходе за яхтой, и состоит из трех фаз: удаления на корпусе черного налета от копоти, желтизны от водной среды и металлических вкраплений. При этом вместо сильных кислотных средств мы применяем наши фирменные составы минеральных химических продуктов, которые не вредят ни рукам, ни глазам, ни, соответственно, корпусу.
Кроме того, мы не используем устройства типа Kärcher. Струя воды под высоким давлением может нарушить слой необрастающей краски на днище, если она есть. Для необрастайки применяются специальные средства. Их наносят на днище разбрызгиванием и после определенной выдержки весь налет просто смывают водой без напора. При таком обращении слой краски прослужит намного дольше — не два года, а четыре-пять лет.
Потом проводится консервация корпуса, для чего используют полимерные составы, твердые воски или кварцевые покрытия, создающие защитную пленку. Их наносят на сухой корпус равномерно с помощью валика или распылителя и дают составу высохнуть, чтобы обеспечить максимальную защиту. Для яхты длиной, скажем, 35–40 футов работы по отмывке днища, когда требуется много воды, проводятся, пока она подвешена на стропах краном, и занимают 12–14 часов. Более крупные лодки ставят на кильблоки, и с ними надо работать уже дня два. После этого лодку можно