Управляющий партнер фонда «ТилТех Капитал» — о том, как угодить инвестору
«РБК Стиль» поговорил с управляющим партнером фонда «ТилТех Капитал» Ильей Кобяковым о выгодных сделках и перспективных рынках, ошибках в бизнесе и неопределенности будущего, а еще о том, что общего у бизнеса и науки
Илья Кобяков вырос в семье инженеров, поэтому выбор профессии для него был предопределен. Но оказавшись, вероятно, в самом сильном инженерном вузе России — Московском физико-математическом институте, — быстро понял, что все связанное с технической наукой его не вдохновляет и абсолютно ему неинтересно. На собеседовании в фонд «ТилТех Капитал» Илья Кобяков оказался по приглашению в 2017 году, когда был студентом шестого курса, и получил должность инвестиционного аналитика компании. На тот момент штат зарождающегося фонда состоял из еще одного аналитика и собственно его основателей — Андрея Кривенко, Андрея Иващенко и Юрия Алашаева.
Появившийся как инвестиционное товарищество, сегодня фонд — один из активных инвесторов в стране. Кобяков и «ТилТех Капитал» росли вместе, сегодня он управляющий партнер с правом самостоятельно принимать решения об инвестициях.
Проект многим отличается от других инвестфондов — например, он состоит из команд, каждая из которых развивает собственные стратегии предпринимательства и инвестиций, в нем нет должностных инструкций, KPI и бюджетов. Особенным для Ильи Кобякова «ТилТех Капитал» является еще и потому, что вместе с ним в команде работает его жена Екатерина. Как и Илья, она не искала работу, наоборот, хотела сделать паузу после карьеры в крупной корпорации: «Но так вышло, что меня позвали в молодой стартап. С очень большим скепсисом, но я пришла. Кроме работы, которой занимаюсь уже семь лет, я нашла мужа. Работа и жизнь для нас стали одним целым». В списке «обещаний» (составлять список обещаний — еще одна особенность работы в фонде) Кати было сделать так, чтобы о «ТилТех Капитал» узнали все, а персональной амбицией — создать личный бренд Ильи. Определенно, у них все получилось.
«РБК Стиль» встретился с Ильей Кобяковым, чтобы узнать, в сторону каких рынков сегодня особенно пристально смотрит фонд, как и чем заинтересовать инвестора, а еще почему не нужно бояться ошибок, принимая неопределенность будущего как неизменный факт.
В одном из интервью вы сказали, что на старте фонда в 2017 году инвестировали во все подряд, поскольку искали, что будет работать. Как обстоят дела сегодня? На каких сферах компания сосредоточена?
Мы сформулировали стратегию в 2020 году и по сей день ее придерживаемся. Еще тогда мы сделали ставку на работу с молодыми компаниями, работающими по бизнес-модели b2c, по сути, это ретейл и услуги. Нам показалось, что наше видение, опыт наших партнеров и накопленный опыт моей команды наиболее эффективно применимы именно в этих сферах. К тому же именно этот сегмент недоинвестирован в стране. Другими словами, мы захотели найти молодые потребительские компании, предложить им наши инвестиции и заработать на появлении новых больших ретейл-игроков. И не ошиблись — есть примеры компаний, которые за это время вместе с нами выросли в 20 раз и больше.
Можете поделиться конкретным — и самым удачным — кейсом?
Яркий пример — сеть многопрофильных клиник «Клиника Фомина». Это сделка 2018 года. Когда мы заходили, выручка компании составляла 180 млн руб., а в этом году — уже 7 млрд руб. И это только начало, поскольку она претендует на лидерские позиции на рынке коммерческой медицины. Таким образом, гештальт по медицине мы закрыли.