«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

ДилетантИстория

Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (по-немецки Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое. Дискуссии об «особых путях» России и Германии, их уникальной роли и великом историческом предназначении начались в XVIII-XIX веках, когда так называемые «поздние нации» — русские и немцы — занялись поиском национальной идеи.

Борис Хавкин

При всех различиях между русскими и немцами, их история причудливо переплеталась, давая миру высочайшие примеры единства и борьбы противоположностей — от «общности национальных судеб» до двух мировых войн ХХ века, в которых немцы и русские сошлись в смертельной схватке.

Немецкий «особый путь» состоял в абсолютизации специфики исторического развития и роли государства. Эта концепция использовалась при объяснении феномена германского национализма, империализма, милитаризма и особенно национал-социализма (Третий рейх). Её сильное влияние прослеживается и в истории русского «особого пути», отличительная черта которого, считает историк из ФРГ Леонид Люкс, «всевластие государства и безвластие общества. Лишь в редчайших случаях, во времена глубочайших кризисов государства, это соотношение частично или даже полностью менялось. В эти краткие моменты, как правило, и решалась судьба страны, судьба грядущих поколений».

Герб Священной Римской империи германской нации. Гравюра Йоста де Негкера, 1510 год

Немцы издавна пытались «понять Россию умом». Эта попытка сильнейшим образом повлияла на русскую историко-философскую мысль — от создателей в ХVIII веке «норманнской теории» русофилов Герхарда Фридриха Миллера и Августа Людвига Шлёцера и их критики Михаилом Ломоносовым до отца «научного коммунизма» русофоба и антисемита Карла Маркса, именем которого названы не только пришедшая из Германии и до сих пор распространённая в России историко-философская доктрина, но и площади и улицы современных российских городов.

Герхард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович Миллер)
Август Людвиг Шлёцер

Русский марксизм (от «легального марксизма» Николая Зибера и Петра Струве до большевизма в его разных версиях — ленинизма, троцкизма, сталинизма) был попыткой перенести этот немецкий «особый путь» на русскую почву. Большевистская революция 1917 года подлила масла в огонь спора немцев о России. Немецкий социолог и культуролог Альфред Вебер писал в 1925 году, что «большевистская власть привела к реазиатизации России. Лишь по недоразумению эта страна примкнула на какое-то время к сообществу европейских наций; покидая Европу, она возвращается к самой себе».

Альфред Вебер

«Вернуться к истокам» предлагали русские славянофилы. Вслед за немецкими идеалистами, которые компенсировали своё осознание политической отсталости и раздробленности Германии подчёркиванием своего «культурного превосходства» (культура как духовное понятие противопоставлялась материальным ценностям западной цивилизации), русские славянофилы XIX века размышляли о духовности России, её религиозном своеобразии и великом предназначении в мире.

В 1848 году дипломат и поэт Фёдор Тютчев (автор знаменитых строк «умом Россию не понять», ставших знаменем «особого» русского пути) в написанной по-французски записке на имя императора Николая I «Россия и Революция» сформулировал особую задачу России, которая одна только способна противостоять мировому хаосу: «Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия... Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества». В том же 1848 году теоретик анархизма Михаил Бакунин предлагал спасти Европу прямо противоположным, чем Тютчев, революционным способом, но тоже с помощью особой миссии великой России.

Фёдор Тютчев

Эта полемика между русскими уже в 1853 году была отрефлексирована немцами. Фридрих Энгельс писал: «Россия — убеждённый покоритель наций, и она им была весь век, пока великое движение 1789 года не сотворило ей опасного противника, полного мощной энергии… С той эпохи на европейском континенте фактически существовали только две силы: с одной стороны, Россия с её абсолютизмом, а с другой — революция».

В середине ХIХ века сложилась доктрина российской исключительности, согласно которой «Россия — какая-то особая цивилизация, чуждая всему миру и, прежде всего, Европе… Когда при Николае I Россия развернулась к Европе задом и нарушила основополагающие принципы Священного Союза, тогда и начала развиваться европейская “русофобия”, не изжитая и поныне… Плоды этого “выпадения из Европы” — позорный итог Крымской войны, экономическая и политическая отсталость. И — самое цепкое и вредоносное — идеология имперского “особнячества”, перехваченная у германских тевтонофилов», — писал клирик неканонической Апостольской православной церкви Лев Регельсон.

Николай I держит Европу. Карикатура Оноре Домье, 1855 год

В Германии страх перед Российской империей сочетался с чувством собственного культурного превосходства. Немецкие националисты и «тевтонофилы», такие как Густав Дицель, в этом плане мало отличались от коммунистов Карла Маркса, Фридриха Энгельса или Мозеса Гесса, который писал: «Простота подавляющей части русского населения — не святое простодушие откровенной невинности, а тупое бесчувствие холопского толка… Неужели этих людей можно призвать к мировому господству, к покорению той самой Европы, которая теперь соединяет глубину германского постижения Бога с практицизмом римского понимания мира?»

Европейский концерт. Американская карикатура, 1897 год

Однако в русофобии проявлялась лишь одна из сторон немецкого восприятия России. Была и другая: сильное русофильство, причём преимущественно в консервативной части немецкого образованного общества.

Классик немецкой литературы Томас Манн в «Размышлениях аполитичного» писал о Германии как о вечно протестующей против Запада стране. «Младоконсерватор» Томас Манн считал своим долгом защитить трагическое величие германской культуры от воинствующей западной цивилизации. Как сторонник романтической версии об «антибуржуазности» тевтонской цивилизации, Томас Манн удивлялся тому, что Россия, страна Толстого и Достоевского, оказалась в одном ряду с западной цивилизацией в борьбе против родственной ей культуры Германии: «Разве русский — это не наиболее человечный из людей? Разве его литература — не наиболее из всех гуманна? В своих сокровенных глубинах Россия всегда была демократической, сильнее — христианско-коммунистической, то есть расположенной к братству страной, — и Достоевский, кажется, думал, что патриархально-теократическое самодержавие представляет собой лучшую политическую систему для демократии, чем социальная и атеистическая республика. Для меня нет сомнений, что немецкая и русская человечность ближе друг к другу, чем Россия и Франция, и несравненно ближе, чем Германия к латинскому миру». Русский философ и культуролог Борис Парамонов назвал «Размышления аполитичного» «шедевром германского “славянофильства”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Всё сам. Всё сам» «Всё сам. Всё сам»

Ход обсуждения, а фактически — судилища, был зафиксирован Владимиром Малиным

Дилетант
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
В Германии о Германии без Германии В Германии о Германии без Германии

Главное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос

Дилетант
Братья и сестры: обида длиною в жизнь Братья и сестры: обида длиною в жизнь

Как наладить отношения с братом или сестрой

Лиза
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни

11 интересных фактов о легенде кино Марчелло Мастроянни

Лиза
Расстрел с конфискацией Расстрел с конфискацией

Как в СССР появились статьи об измене родине

Дилетант
5 скрытых признаков нелюбви к себе 5 скрытых признаков нелюбви к себе

Какие привычки говорят о тайной нелюбви к самому себе?

Psychologies
Андрей и Люся Андрей и Люся

С 1971 года жизненные пути Елены Боннэр и Андрея Сахарова «слились»

Дилетант
Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой

Робособаку MEVIUS можно собрать из коммерчески доступных компонентов

N+1
Непонятый Иуда Непонятый Иуда

Иуда — самый известный синоним слова «предатель»

Дилетант
«Неравенство равных. Концепция и феномен ресентимента» «Неравенство равных. Концепция и феномен ресентимента»

Почему уязвленной сперва почувствовала себя аристократия

N+1
Стили езды. 10 главных трендов автодизайна Стили езды. 10 главных трендов автодизайна

Встречайте десять ключевых направлений движения индустрии автодизайна

Men Today
Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера

Ученые измерили реакцию мозга при просмотре картины Йоханнеса Вермеера

ТехИнсайдер
Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы

Книги, которые создадут мистическое настроение

Maxim
Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления

Чего вы не знали о лапше быстрого приготовления

ТехИнсайдер
У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным

Как мнимая беспомощность оказывается оружием для защиты собственных интересов

Forbes
Целование ручки злодея Целование ручки злодея

Гением Пушкина Александру Шванвичу была суждена долгая жизнь в образе Швабрина

Дилетант
Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка

Почему Дрейк до сих пор остаётся на плаву?

Правила жизни
Николай Островский Николай Островский

У Николая Островского война гражданская, а тюрьма герою не выпала

Дилетант
Мозг в декрете: как беременность влияет на память, эмпатию и интеллект женщин Мозг в декрете: как беременность влияет на память, эмпатию и интеллект женщин

Меняется ли мозг беременных в период родительства и подготовки к нему?

Forbes
Нелегкие испытания Нелегкие испытания

История мужчины, столкнувшегося с одним из самых агрессивных видов рака

Men Today
25 оттенков горечи 25 оттенков горечи

Как воспринимается горечь: в желудке, мозге, сердце и даже мочеполовой системе?

Наука и жизнь
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство

Что такое осознанное отцовство и почему в России развивается эта концепция

Правила жизни
Между нами тает лед Между нами тает лед

Михаил Сергачев о том, с чего начинался его собственный путь на льду

Men Today
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
Под охраной невидимых меток Под охраной невидимых меток

Как инновационный наномаркер поможет снизить количество подделок

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении