Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

ForbesКультура

«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Forbes Woman продолжает рассказывать о главных героинях российской арт-сцены. Во второй части — о тех, кто смог стряхнуть пыль со слова «музей» и научил тысячи зрителей видеть злободневное в Репине и Айвазовском, понимать Линдберга и Фонтану, не бояться современного искусства и без снобизма смотреть на салонную живопись и соцреализм

Яна Жиляева

Эрик Булатов «Как идут облака — как идут дела»

В рамках спецпроекта «Артова дюжина» редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева поговорила с ключевыми фигурами в современном российском искусстве. В первой части вы можете прочитать о женщинах, которые создают фонды, поддерживающие художников.

Зельфира Трегулова

Куратор, экс-директор Третьяковской галереи

В 1992 году Зельфира Трегулова приняла участие в создании выставки «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». При ее участии мир открывал для себя «амазонок авангарда» (помимо нее, выставку курировали Джон Боулт и Мэттью Дратт): 70 полотен шести русских художниц полтора года гастролировали в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке.

Среди соавторов куратора Трегуловой — такие разные люди, как Борис Гройс, Джон Боулт, Роберт Розенблюм. Но широкому российскому зрителю Трегулова стала известна в 2015 году как директор Третьяковской галереи. Это Трегулова выиграла для Третьяковки право показать «Сокровища Ватиканской пинакотеки» и создать в Риме ответную выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича», курировать которую она пригласила Аркадия Ипполитова (вместе с Ипполитовым Трегулова сделала четыре выставки). Это она стала приглашать оформлять выставки именитых архитекторов — Евгения Асса, Сергея Чобана, Даниэля Либескинда. Перестав быть директором музея, Трегулова вернулась к любимому занятию — делать выставки. Летом 2024-го их у нее четыре.

Зельфира Трегулова (Фото Александра Карнюхина для Forbes)

Трегулова говорит, что секрет успеха выставочного проекта сродни средству Макропулоса: у каждого куратора он свой. «Вопрос не в том, что ты показываешь, а в том, как ты это делаешь, — рассказывает Зельфира Трегулова. — Всегда должен быть какой-то современный фокус, современная оптика». По ее мнению, куратор должен пропустить через себя весь материал, погрузиться в него, а потом воспарить и увидеть картину в целом, с остро современным прицелом. «Современность взгляда вовсе не сводится к активному использованию мультимедиа. Куратор должен увидеть в представляемом феномене нечто, что важно и актуально сегодня, что будет резонировать для современного сознания и взгляда», — подчеркивает Зельфира Трегулова.

Важно не только исчерпывающе представить материал, но и преподнести зрителю продуманную интерпретацию, помочь вступить в диалог с каждым произведением и с выставкой в целом, считает куратор: «Создание успешного художественного проекта сродни созданию удачного спектакля, достойная выставочная экспозиция — самый настоящий артефакт, который привлекает в том числе и своей иммерсивностью». Такой подход работает и на эмоциональное вовлечение зрителя, помогая ему испытать катарсис и выйти из выставочного пространства преображенным.

При этом сильная кураторская идея не нуждается в пространных объяснениях, убеждена Трегулова. Сделать концепцию ясно читаемой помогает сотрудничество с архитекторами-сценографами — «надо только не лениться отрабатывать с ними все детали». Зельфира Трегулова говорит, что любит работать в команде: «Работа в диалоге помогает точнее формулировать свои мысли, ведь соавтор — твой первый критик, а, отталкиваясь от его точки зрения, ты можешь интереснее сформулировать свою».

Самый свежий пример — выставка в «ГЭС-2», сделанная в сотрудничестве с Франческо Бонами. Такие ходы-сопоставления, как «Черный квадрат» Малевича и «Черное море» Айвазовского, — узнаваемый стиль российского куратора, которая много лет возвеличивает русское искусство. При этом Зельфира Трегулова признается, что в прошлом считала Айвазовского салонным живописцем (свое мнение о нем изменила после разговора с художником Анишем Капуром), а, например, в студенческие годы даже представить не могла, что будет рассматривать как художественный феномен соцреализм. «Мое отношение к разным художникам и разным эпохам очень сильно менялось на протяжении всей моей жизни. Как и менялись интересы и пристрастия историков искусства», — объясняет куратор.

Марина Лошак

Куратор, экс-директор ГМИИ им. Пушкина

Создатель галереи «Проун», директор музейно-выставочного объединения «Манеж», арт-дилер, консультант частных коллекций, куратор Марина Лошак 10 лет возглавляла Пушкинский музей. При ее директорстве музей показывал самые крупные российские частные коллекции нашего времени — Петра Авена и Вячеслава Кантора, привозил выставки из лондонской Tate Modern, венской Альбертины, парижского музея Орсе. В списке коллекционеров, с которыми сотрудничал музей, значилось 65 имен. Но главное достижение — ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж смогли договориться и при посредничестве и финансовой поддержке фонда Louis Vuitton показали в Москве, Санкт-Петербурге и Париже шесть выставок объединенных коллекций московских предпринимателей Щукина и Морозова. «10 лет — конечная точка. Надо начинать что-то новое. Так было всегда в моей жизни», — говорила Марина Лошак Forbes в момент своего увольнения из музея весной 2023 года.

Марина Лошак (Фото DR)

Сегодня Марина Лошак создает проекты в разных городах России: в Санкт-Петербурге сотрудничает с музеем Бродского «Полторы комнаты», в Нижнем Новгороде готовит биеннале коллекционеров, в Суздале курирует выставку Ирины Затуловской, в Москве руководит фондом «Новые коллекционеры». «Мы живем сейчас в новом мире, очень отличном от прежнего. И эта новая реальность меняет общество в целом, и художественную среду в том числе. Я наблюдаю серьезное взросление среди людей, которые меня окружают», — рассказывает Forbes летом 2024 года Лошак о процессах, которые она наблюдает. По ее мнению, обаяние инфантильности — примета прошлого. Сегодня участники художественной среды, арт-рынка демонстрируют взросление. «Эта осмысленность, связанная со сложностями исторического момента, вызывает у меня уважение и надежду. Я вижу вокруг себя много талантливого, независимого и самостоятельного движения. Вижу разных художников, свободных от догм и кумиров», — рассказывает Марина Лошак.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми День бабушек и дедушек: 4 правила спокойного общения с пожилыми людьми

Можно ли организовать общение с пожилыми родственниками спокойно?

Psychologies
Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми

Отрывок из книги «Homo Amicus. Деловой человек в поисках друга»

Forbes
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества! Что влияет на вашу репутацию? Ученые раскрыли секрет успешного сотрудничества!

Как поддерживать сотрудничество между людьми без опоры на социальные нормы?

ТехИнсайдер
5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены 5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены

Какие новые американские кроссоверы привозят в Россию дилеры

РБК
От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах

Как менялись технологии авионики на протяжении веков

ТехИнсайдер
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – сила
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
От Джона Леннона до королевы Елизаветы: 10 знаменитых кадров фотографа Энни Лейбовиц От Джона Леннона до королевы Елизаветы: 10 знаменитых кадров фотографа Энни Лейбовиц

10 лучших снимков американского фотографа Энни Лейбовиц

Forbes
Нелегкие испытания Нелегкие испытания

История мужчины, столкнувшегося с одним из самых агрессивных видов рака

Men Today
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Времен связующая нить Времен связующая нить

Как в трудные времена вышивка помогает не терять присутствие духа

КАНТРИ Русская азбука
Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм

Виды стресса, которые пойдут на пользу вашему организму

Psychologies
Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать

Пришло время открыть мир чая и узнать секреты его идеального заваривания

ТехИнсайдер
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Семья разведчиков, которая спасла Сталина, Рузвельта и Черчилля: история Гоар и Геворка Вартанянов Семья разведчиков, которая спасла Сталина, Рузвельта и Черчилля: история Гоар и Геворка Вартанянов

В советское время супруги Вартанян были ценными разведчиками

ТехИнсайдер
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Открыть в приложении