Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

ForbesКультура

«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Forbes Woman продолжает рассказывать о главных героинях российской арт-сцены. Во второй части — о тех, кто смог стряхнуть пыль со слова «музей» и научил тысячи зрителей видеть злободневное в Репине и Айвазовском, понимать Линдберга и Фонтану, не бояться современного искусства и без снобизма смотреть на салонную живопись и соцреализм

Яна Жиляева

Эрик Булатов «Как идут облака — как идут дела»

В рамках спецпроекта «Артова дюжина» редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева поговорила с ключевыми фигурами в современном российском искусстве. В первой части вы можете прочитать о женщинах, которые создают фонды, поддерживающие художников.

Зельфира Трегулова

Куратор, экс-директор Третьяковской галереи

В 1992 году Зельфира Трегулова приняла участие в создании выставки «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». При ее участии мир открывал для себя «амазонок авангарда» (помимо нее, выставку курировали Джон Боулт и Мэттью Дратт): 70 полотен шести русских художниц полтора года гастролировали в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке.

Среди соавторов куратора Трегуловой — такие разные люди, как Борис Гройс, Джон Боулт, Роберт Розенблюм. Но широкому российскому зрителю Трегулова стала известна в 2015 году как директор Третьяковской галереи. Это Трегулова выиграла для Третьяковки право показать «Сокровища Ватиканской пинакотеки» и создать в Риме ответную выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича», курировать которую она пригласила Аркадия Ипполитова (вместе с Ипполитовым Трегулова сделала четыре выставки). Это она стала приглашать оформлять выставки именитых архитекторов — Евгения Асса, Сергея Чобана, Даниэля Либескинда. Перестав быть директором музея, Трегулова вернулась к любимому занятию — делать выставки. Летом 2024-го их у нее четыре.

Зельфира Трегулова (Фото Александра Карнюхина для Forbes)

Трегулова говорит, что секрет успеха выставочного проекта сродни средству Макропулоса: у каждого куратора он свой. «Вопрос не в том, что ты показываешь, а в том, как ты это делаешь, — рассказывает Зельфира Трегулова. — Всегда должен быть какой-то современный фокус, современная оптика». По ее мнению, куратор должен пропустить через себя весь материал, погрузиться в него, а потом воспарить и увидеть картину в целом, с остро современным прицелом. «Современность взгляда вовсе не сводится к активному использованию мультимедиа. Куратор должен увидеть в представляемом феномене нечто, что важно и актуально сегодня, что будет резонировать для современного сознания и взгляда», — подчеркивает Зельфира Трегулова.

Важно не только исчерпывающе представить материал, но и преподнести зрителю продуманную интерпретацию, помочь вступить в диалог с каждым произведением и с выставкой в целом, считает куратор: «Создание успешного художественного проекта сродни созданию удачного спектакля, достойная выставочная экспозиция — самый настоящий артефакт, который привлекает в том числе и своей иммерсивностью». Такой подход работает и на эмоциональное вовлечение зрителя, помогая ему испытать катарсис и выйти из выставочного пространства преображенным.

При этом сильная кураторская идея не нуждается в пространных объяснениях, убеждена Трегулова. Сделать концепцию ясно читаемой помогает сотрудничество с архитекторами-сценографами — «надо только не лениться отрабатывать с ними все детали». Зельфира Трегулова говорит, что любит работать в команде: «Работа в диалоге помогает точнее формулировать свои мысли, ведь соавтор — твой первый критик, а, отталкиваясь от его точки зрения, ты можешь интереснее сформулировать свою».

Самый свежий пример — выставка в «ГЭС-2», сделанная в сотрудничестве с Франческо Бонами. Такие ходы-сопоставления, как «Черный квадрат» Малевича и «Черное море» Айвазовского, — узнаваемый стиль российского куратора, которая много лет возвеличивает русское искусство. При этом Зельфира Трегулова признается, что в прошлом считала Айвазовского салонным живописцем (свое мнение о нем изменила после разговора с художником Анишем Капуром), а, например, в студенческие годы даже представить не могла, что будет рассматривать как художественный феномен соцреализм. «Мое отношение к разным художникам и разным эпохам очень сильно менялось на протяжении всей моей жизни. Как и менялись интересы и пристрастия историков искусства», — объясняет куратор.

Марина Лошак

Куратор, экс-директор ГМИИ им. Пушкина

Создатель галереи «Проун», директор музейно-выставочного объединения «Манеж», арт-дилер, консультант частных коллекций, куратор Марина Лошак 10 лет возглавляла Пушкинский музей. При ее директорстве музей показывал самые крупные российские частные коллекции нашего времени — Петра Авена и Вячеслава Кантора, привозил выставки из лондонской Tate Modern, венской Альбертины, парижского музея Орсе. В списке коллекционеров, с которыми сотрудничал музей, значилось 65 имен. Но главное достижение — ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж смогли договориться и при посредничестве и финансовой поддержке фонда Louis Vuitton показали в Москве, Санкт-Петербурге и Париже шесть выставок объединенных коллекций московских предпринимателей Щукина и Морозова. «10 лет — конечная точка. Надо начинать что-то новое. Так было всегда в моей жизни», — говорила Марина Лошак Forbes в момент своего увольнения из музея весной 2023 года.

Марина Лошак (Фото DR)

Сегодня Марина Лошак создает проекты в разных городах России: в Санкт-Петербурге сотрудничает с музеем Бродского «Полторы комнаты», в Нижнем Новгороде готовит биеннале коллекционеров, в Суздале курирует выставку Ирины Затуловской, в Москве руководит фондом «Новые коллекционеры». «Мы живем сейчас в новом мире, очень отличном от прежнего. И эта новая реальность меняет общество в целом, и художественную среду в том числе. Я наблюдаю серьезное взросление среди людей, которые меня окружают», — рассказывает Forbes летом 2024 года Лошак о процессах, которые она наблюдает. По ее мнению, обаяние инфантильности — примета прошлого. Сегодня участники художественной среды, арт-рынка демонстрируют взросление. «Эта осмысленность, связанная со сложностями исторического момента, вызывает у меня уважение и надежду. Я вижу вокруг себя много талантливого, независимого и самостоятельного движения. Вижу разных художников, свободных от догм и кумиров», — рассказывает Марина Лошак.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах

Судебные художницы: истоки профессии и самые известные процессы

Forbes
Как зимой хранить электровелосипед, если его нельзя хранить никак: эти 4 совета вы редко где встретите Как зимой хранить электровелосипед, если его нельзя хранить никак: эти 4 совета вы редко где встретите

Как хранить электровелосипед, чтобы не повредить его аккумулятор?

ТехИнсайдер
Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри» Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»

Как архитектору удалось создать один из самых модных театров Москвы?

Forbes
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Как начать переписку с девушкой, чтобы она точно ответила Как начать переписку с девушкой, чтобы она точно ответила

Лучшие заменители опостылевшего всем «Привет! Как дела?»

Maxim
Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых

Как взрослым лучше общаться с поколением альфа, чтобы находить общий язык

Forbes
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как подготовить машину к зиме: советы экспертов Как подготовить машину к зиме: советы экспертов

Ценные советы, которые помогут защитить транспорт от зимних катаклизмов

Maxim
Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу

Октябрь — месяц осведомленности о раке молочной железы. Несколько вопросов о нем

СНОБ
Иду в отказ Иду в отказ

Как отказать мужчине, чтобы его не обидеть: 5 эффективных способов

Лиза
Не колой единой Не колой единой

Вспоминаем вкус домашнего кваса, морсов и «газировки» из СССР

Лиза
Выводы «белого человека» Выводы «белого человека»

Жак Сапир: размышления по по итогам определения лауреатов экономической премии

Монокль
Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»? Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

Дилетант
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
РПП /расстройство пищевого поведения/ РПП /расстройство пищевого поведения/

Когда погрешности в питании становятся симптомами РПП?

Grazia
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
Приток восточных генов в Рим начался еще в эпоху Республики Приток восточных генов в Рим начался еще в эпоху Республики

Приток людей с восточными генами в Рим на 200 лет раньше, чем предполагалось

N+1
Продажи важнее креатива и ценности бренда Продажи важнее креатива и ценности бренда

Какие вызовы сегодня стоят перед российскими модными компаниями

Монокль
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов

Если у вас нет напарника для игры в шахматы, можно использовать ИИ

CHIP
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
Осенние эфемероиды Осенние эфемероиды

На фоне конфетти из опавшей листвы не унимается ликование осенних цветов

Наука и жизнь
Будь здоров, малыш! Будь здоров, малыш!

Ошибки, которые совершают родители, когда лечат насморк, отит или ангину у детей

Лиза
Скрытая угроза Скрытая угроза

Как распознать финансовый абьюз и защититься от него

Лиза
Открыть в приложении