«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями
«Монстры у порога» — первая книга совместной серии издательства «МИФ» и онлайн-лектория «Страдариум». Ее автор Алексей Вдовин размышляет, что скрывается за образом вампира, какие человеческие страхи обнажают литературные чудовища и есть ли самобытность у российских монстров.
«Монстры у порога» — первая книга совместной серии издательства «МИФ» и онлайн-лектория «Страдариум». Увлекательное исследование литературных монстров от историка литературы Алексея Вдовина. Автор предлагает читателю заглянуть в XIX век — эпоху перемен и научно-технического прогресса. Именно тогда фантазия писателей породила монстров, получивших литературное бессмертие: Мефистофеля, Вия, Франкенштейна, Дракулу. В своей книге Алексей Вдовин размышляет, что скрывается за образом вампира, какие человеческие страхи обнажают литературные чудовища и есть ли самобытность у российских монстров.
Алексей, насколько изучена тема литературных монстров?
Я обнаружил, что ни на русском, ни на английском нет синтетической книги, в которой бы подробно говорилось о популярных монстрах в мировой литературе. Про каждого монстра в отдельности есть много работ, но в основном по-английски. Вот я и решил восполнить этот дефицит.
А этот дефицит связан с тем, что отечественных литературных монстров не так много?
Да, Россия — страна не монстропорождающая. Нам, кроме Вия, нечего предложить. Самые популярные в массовой культуре чудовища созданы либо «западной» культурой, либо «восточной». На вопрос, почему так происходит, я попытался ответить в книге. Думаю, каждая культура развивается по своему пути, и он не обязательно приводит к рекордам во всех сферах. Наша литература дала миру известных героев: Анна Каренина, князь Мышкин — вполне реальные люди, а вот с монстрами не сложилось. А монстры любят появляться в странах, где развитие идет стремительно, есть скачок научного, технического прогресса, например в Британии. Мы же обычно догоняем.
Давайте вслед за Хомой Брутом очертим круг: о каких монстрах и какого периода в книге речь, как вы их отбирали? Скажем, такие знаковые литературные персонажи, как Франкенштейн и Дракула, есть, но о литературных ведьмах не говорим. Вия анализируем, «Портрет» — нет.
Я пишу о современных монстрах, то есть персонажах, которые появились в литературе, а не в фольклоре. И случилось это после Великой французской революции — такой долгий XIX век, эпоха научных открытий, промышленной революции. Отбирая тексты для книги, я искал самых популярных чудищ, вокруг которых есть загадка. Вот Вий появляется на несколько минут, а произведение названо в его честь. Или Дракула — все знают про него, но мало кто читал роман Стокера. Понятно, если копаться в истории литературы, поймем: дьявол в литературе разных стран и эпох появляется. И инфернальный герой «Портрета» — одно из книжных воплощений Антихриста. Но мне это казалось не очень интересным, потому что нужно было привлечь внимание людей, желающих прослушать курс. А когда я его переделывал в книгу, этот фильтр остался. В любом случае, перебирать бесконечных дьяволов в литературе невозможно. Что-то о нем читатели все же знают из Библии. Строго говоря, дьявол не вполне литературен. Фольклорные чудища гораздо древнее, и они меня не интересовали. У фольклорной нечисти другая функция: они объясняли устройство мира после смерти.