Стили езды. 10 главных трендов автодизайна
Красивы ли нынешние автомобили? Как посмотреть! Оценка дизайна всегда отчасти субъективна, так что холивары по поводу разных фломастеров обязательны. За минувшие полвека ценители прекрасного смогли договориться и признать безусловным шедевром всего-навсего один автомобиль – Jaguar E-Type 1961 года. В нью-йоркском Музее современного искусства он главный экспонат по теме. В нашей же художественной галерее — автодизайн здесь и сейчас: встречайте десять ключевых направлений движения индустрии.
01Да будет хайп
Инженерия не слишком-то завлекает сегодняшнего покупателя, и фирмы делают ключевые ставки на броскую упаковку. Иные дизайн-студии идут ва-банк и пилят шок-контент. Главное — как выскочить, как выпрыгнуть из ряда вон. Клиент в ошеломлении, и делай с ним, что хошь. Увы, сродни информационному хайпу, автомобильный тоже сиюминутен. Чем скандальнее, тем скорее приедается. Например, вычурные BMW уже стали мемом. Изготовитель диковин не от мира сего HiPhi подал заявку на банкротство. Да и предложенный в России чудовищного облика вездеход M-Hero с деталями оформления а-ля пистолеты на дверцах не видать на дорогах, знамо, публике хватает его фотографий. Но суперхайповый Tesla Cybertruck уже вошел (или попал) в историю — как символ напрочь сломанных автошаблонов.
02Ностальжи — в жизнь
Когда трава и светофоры были зеленее, средняя массовая машина сильно уступала современной по… Да почти по всем статьям. И все же отчетливее мы помним удачные модели, и “прекрасное далеко” видится не впереди, а в зеркале заднего вида. Очень уж хочется второй раз войти в бурную реку своей юности. Немецкий Mini показал, как правильно ностальгировать на базе новой техники, и по рынкам катит очередной вал запросов на ретро. Удались Hyundai Ionic 5, Ford Bronco, Ora 03. Один за другим появляются рестомоды от маленьких фирм и декоративные обвесы под старину. Ретро — вариант эмиграции, способ выразить протест жестокому к ценностям миру. Неладно, значит, в королевстве прогресса? Того и гляди опять пригодятся правила хорошего дизайнерского тона.
03Кросс-формат
Как говорил писатель Киборгов в исполнении Реввы: “Ани-за-па-ла-ни-ли всю планету!” Кроссоверами вытеснены универсалы и минивэны. Кроссоверами стали Ferrari и Smart. Маркетинг ежечасно мыслит сплошными кроссоверами. Отсюда явная тенденция: попытки делать машины непохожими, дабы отличались не просто размерами. Есть удачные случаи — допустим, Geely Monjaro, а больше неудачных — вроде карнавала с аляповатыми масками. Пожалуй, именно в кросс-формате дизайнеры нагляднее всего проявляют таланты или беспомощность. Самым красивым автомобилем года по итогам конкурса Car Design Award нарисовался — конечно, кроссовер! — Volvo EX30. Оказывается, непохожими в сегменте становятся те, кто избегает метаний, соблюдая меру и тщательность в мелочах. Кто бы знал.