Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?
3 октября в издательстве «Эксмо», Яндекс.Книгах и «Литресе» в электронной и аудиоверсии выходит 21-й роман Виктора Пелевина — «Круть». Главным героем стал протагонист из предыдущей книги «Путешествие в Элевсин» — корпоративный следователь службы безопасности Transhumanism Inc. Маркус Зоргенфрей. Ему предстоит разобраться со «страшной опасностью, нависшей над планетой» — уголовницами, которые встали на вершину тюремной иерархии. Литературный критик Анастасия Завозова с досадой констатирует, что Акела (то есть Виктор Олегович) на этот раз промахнулся. И подробно объясняет почему.
Конечно, новый роман Пелевина — он теперь во многом как осень, в том смысле, что наступает всегда и неизбежно. Но осень в этом году хорошая, а вот новый роман Пелевина — нет, и по-другому это никак не скажешь. Прежде во всех, даже в последних пелевинских романах-пятиминутках всегда находилось что-то, что искупало всю их поспешность и конвейерность. Это были или мгновенное провидчество, как в Transhumanism, Inc., или скупое пожелание читателю KGBT+, ну, это, держаться там, или даже мысли о Римской империи и внезапные промельки нежности в «Путешествии в Элевсин».
Но в «Круть», увы, ничего этого нет и ничего другого нет тоже, кроме разве что безмерной усталости великого писателя, который когда-то придумал «Священную книгу оборотня» и «Чапаева и Пустоту», а теперь стал сезонным явлением и вынужден, как усохшая сивилла Кумская, подавать слабый голос из кувшина, точнее, из банки на пятом таере, когда ему хочется и когда не хочется.
Короче, в этом году Пелевин не то что арбузы — не уродился. Роман «Круть» — это новая серия приключений баночного оперативника Маркуса Зоргенфрея, который в очередной раз обнулился ради того, чтобы опять спасти мир от рептилоидов. Древний демон по имени Ахилл, та сила, что вечно хочет зла, хоть и не мыслит в столь земных категориях, хочет поработить мир при помощи петуха-отказника (не спрашивайте), который мотает срок в ветроколонии имени Кая и Герды, решительно отказываясь крутить педали во имя национальной идеи и доктрины ветрогенезиса. А в это самое время ученый капитан жандармерии Сердюков выписывает в колонию из бутика «Юрасик» два трип-бокса, которые используются для симуляции секса между динозаврами в условном парке юрского периода, но Сердюкову нужны, чтобы избавить кур-заточниц от гипертрофированного пенетрационного импульса, он же пайкинг, при помощи нейрострапонов и цугундеров (фаллообразных заточек), названных так в честь карбоновой активистки Варвары Цугундер, о которой почти ничего не известно, но, чтобы раскрыть ее тайну, читателю придется