Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университетНаука

Зависимые от шопинга

Постоянно хочется тратить деньги на ненужные вещи, а после бессмысленной покупки становится стыдно? Это верные признаки шопоголизма.

Автор: Евгения Орлова

Freepik

Свойственен ли он россиянам в период экономических санкций и какие люди более склонны к подобному потребительскому поведению, выяснили ученые Санкт-Петербургского и Костромского государственных университетов, а также Высшей школы экономики.

Непреодолимая тяга

Масштабные исследования шопоголизма, или компульсивных покупок, начались в 80-х годах прошлого века. Уже тогда ученым стало ясно, что патологическая потребность тратить деньги на вещи — одна из зависимостей, которая может наблюдаться у людей и негативно сказывается на их жизни.

Шопоголиков мучают навязчивые и непреодолимые мысли о покупках. Их часто посещает острое желание отправиться в магазин, когда в этом нет необходимости. В торговых центрах люди с компульсивным потребительским поведением проводят много часов. Без совершения покупок они чувствуют нарастающее напряжение и поэтому снова и снова освобождают время на шопинг. Для этого в том числе отказываются от хобби и встреч с друзьями или прогуливают работу.

Они приобретают ненужные вещи, например десятое по счету пальто или несколько пар одинаковых туфель. В магазинах шопоголики тратят большие суммы и при этом большинство товаров впоследствии оставляют нераспакованными. Людей с зависимостью от покупок не останавливают финансовые трудности: они с легкостью берут займы на новые товары, заводят кредитные карты и накапливают большие долги. Параллельно у них портятся отношения с близкими, а в некоторых случаях ради получения желаемого шопоголики преступают закон.

Главная отличительная черта компульсивного шопинга заключается в том, что он приносит людям недолгое удовольствие, за которым обязательно следует чувство вины за трату денег, бессмысленные приобретения и невозможность остановиться. Шопоголики пытаются избавиться от этого эмоционального дискомфорта, для чего прибегают к привычному для них способу улучшения самочувствия — вновь совершают покупки, чем лишь ухудшают свое состояние. Так они оказываются в замкнутом круге, из которого зачастую уже не могут выбраться самостоятельно.

Узнать больше

Чтобы шопоголики могли получать качественную и своевременную помощь, ученые продолжают исследовать феномен компульсивных покупок и совершенствуют методики устранения зависимости от походов по магазинам. Патологический шопоголизм активно изучают в англоязычных странах, а вот в отечественной науке он пока остается мало исследованным.

Частично устранить пробелы в знаниях об этой теме удалось ученым Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ) и Костромского государственного университета (КГУ). Научный коллектив определил, проявляется ли компульсивное потребительское поведение у россиян в период экономических санкций и какие особенности личности делают жителей России более склонными к шопоголизму.

Для этого исследователи с помощью онлайн-сервисов опросили более 500 человек — граждан страны в возрасте от 18 лет. «Среди них было 47,6 % мужчин и 52,4 % женщин. Почти треть респондентов (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть меньше (29,2 %) в городах-мегаполисах, 22,7 % в районных центрах, еще 13,7 % в Москве. Большинство (56,2 %) имело полное высшее образование, у 42,1 % было среднее и неполное высшее, у 1,7 % — ученая степень. По субъективному уровню дохода респонденты распределились следующим образом: 59,3 % — со средним уровнем дохода, 22,8 % — с низким, 9,8 % сводили концы с концами, у 8,1 % был высокий уровень дохода», — пишут ученые в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян» в журнале «Экономическая социология».

Участники исследования заполняли анкету, составленную научным коллективом. В нее вошли вопросы, позволяющие установить уровень тревоги, стресса и наличие депрессии у респондентов, а также их отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Ученые уделили этим аспектам особое внимание, поскольку предположили, что они связаны со склонностью людей к шопоголизму.

Также в опросник включили шкалу навязчивых покупок — методику, с помощью которой можно определить покупательское поведение респондентов, в том числе подверженность компульсивным покупкам. При ее прохождении участникам исследования требуется выразить степень своего согласия с разными утверждениями вроде: «Я получаю мало удовольствия от покупок или вообще не получаю его»; «Я чувствую вину или стыд после того, как отправляюсь в „запой покупками“»; «Я покупаю вещи, даже если не могу себе этого позволить». Ранее шкала была доступна только за рубежом. Ученые СПбГУ, ВШЭ и КГУ впервые в отечественной науке адаптировали ее для русскоязычной аудитории.

Тревожные покупатели

Опрос показал, что большинство респондентов не склонны к патологическому шопингу и не любят ходить по магазинам. Тем не менее ученые установили, что в период экономических санкций часть россиян все же совершает компульсивные покупки.

«Мы выяснили, что степень выраженности шопоголизма связана с половозрастными особенностями респондентов. Так, женщины чаще покупают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от покупок. Представители старшего поколения реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратить деньги, когда у них нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, они реже покупают вещи, когда им ничего не нужно», — отмечают авторы в статье. Они добавляют, что компульсивное потребительское поведение меньше выражено у более религиозных россиян.

Ученые дополнительно установили, что шопоголизм связан с отношением респондентов к финансам. Более склонными к компульсивным покупкам оказались люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего материального положения, а также те, кто привык использовать деньги как инструмент влияния на других, и те, для кого финансы — показатель успеха, залог уважения и признания. Меньше подвержены шопинг-зависимости люди, оценивающие свои доходы как высокие.

Научная группа также выявила связь шопоголизма с эмоциональным состоянием респондентов. «Эмпирическое исследование подтвердило, что больше подвержены компульсивным покупкам люди, переживающие стресс, тревогу, а также находящиеся в состоянии депрессии», — рассказывают ученые в статье. По их данным, к патологическому шопингу сильнее склонны и люди с повышенной тревожностью. А вот семейное положение и уровень образования никак не влияют на зависимость от покупок.

Откуда берется шопоголизм

По данным авторов исследования, потребность постоянно что-то покупать может проявляться из-за глубинных психологических травм. Например, если в детстве человек все время сталкивался с холодным и безразличным отношением значимых для него взрослых, в особенности родителей, то в будущем он, возможно, станет часто ходить по магазинам, чтобы новыми вещами компенсировать себе недостаток любви.

«Компульсивное потребительское поведение также возникает, если в детстве у человека сформировалась установка, что деньги — синоним радости и любви, — приводит пример Ольга Сергеевна Дейнека, одна из участниц научной группы, профессор СПбГУ (кафедра политической психологии). — Такое может произойти, например, если каждый раз, когда у ребенка плохое настроение, родители ведут его в магазин и покупают там все, что их сын или дочка захочет, чтобы тем самым улучшить его состояние. Так покупки начинают ассоциироваться с приятными эмоциями».

Шопоголизм может развиться и из-за стремления постоянно получать одобрение со стороны окружающих за счет владения определенными вещами, например одеждой люксовых брендов. Также компульсивные покупки человек начинает делать, когда считает, что повысить самооценку и статус в собственных глазах ему помогут именно материальные объекты.

Как пишут в статье исследователи, на проявлении шопоголизма сказывается и обстановка в мире. «Перемены в обществе, вызванные пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада, а также глобальной общественно-политической ситуацией, могут способствовать как конструктивным тенденциям — усилению рациональности, экономическому патриотизму, проявлению экономии — так и деструктивным вариантам потребительского поведения, в частности навязчивым покупкам», — подчеркивают ученые.

В помощь психологам

По словам Ольги Дейнеки, проведенное исследование позволило внести методический вклад в развитие экономической психологии. Применение адаптированной шкалы навязчивых покупок в рамках опроса оказалось успешным, поэтому исследователи признали ее эффективной. «Теперь этой методикой смогут пользоваться российские ученые, что поможет в расширении знаний о некоторых аспектах экономического поведения людей. Шкала имеет экспресс-форму, за счет чего ее легко можно будет использовать в сочетании с другими научными инструментами для решения широкого спектра задач», — отмечает ученый.

Результаты исследования будут полезны и психологам-консультантам для повышения эффективности работы с людьми, у которых наблюдаются симптомы патологического шопоголизма. В частности, практикующие специалисты с помощью методики, разработанной учеными СПбГУ, ВШЭ и КГУ, смогут быстро и точно диагностировать у людей компульсивное потребительское поведение.

«При этом наш научный проект важен не только для работы с отдельными личностями, — добавляет Ольга Дейнека. — В ходе исследования было установлено, что сегодня „запой покупками“ является для россиян одним из способов борьбы с тревогами и депрессией. Благодаря этому стало понятно, что в России полезно вести профилактику шопоголизма не только на индивидуальном, но и на общественном уровне».

Компульсивные покупки стоит отличать от импульсивных

Последние человек делает спонтанно под влиянием сиюминутно возникшего желания. Например, он идет в магазин исключительно за хлебом, но у кассы видит конфеты и в этот момент осознает, что хочет себя ими порадовать. Он совершает эту незапланированную покупку, но впоследствии, как правило, не испытывает чувства вины — только положительные эмоции. При импульсивных тратах у человека также не возникает непреодолимой потребности повторять походы в магазин. Спонтанные покупки он делает в умеренных количествах, чаще всего отдает предпочтение небольшим и недорогим вещам и выделяет на импульсивные приобретения сумму, которая не вредит его финансовому состоянию.

Freepik

Авторы исследования:

Александр Александрович Максименко, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики (факультет социальных наук);

Ольга Сергеевна Дейнека, доктор психологических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ, членкорреспондент Российской академии естествознания;

Дарья Валерьевна Юринова, обучающаяся по направлению «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета;

Елена Ивановна Чарушина, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета (кафедра менеджмента и маркетинга);

Константин Евгеньевич Бояркин, выпускник магистратуры СПбГУ 2019 года по программе «Социальная психология и политическая психология», с 2019 по 2023 год — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета.

Ученые СПбГУ изучают и другие аспекты экономического поведения россиян

Ранее исследователи выяснили, как изменились потребительские привычки граждан в условиях неопределенности после пандемии COVID-19. Психологи установили, что многие жители страны стали придерживаться ограничений: отказывались от покупки некоторых привычных товаров, отменяли путешествия, экономили на доставке, стремились не обращать внимания на рекламу и избегали кредитов. В то же время они делали запасы продуктов первой необходимости, например круп. В особенности такое поведение оказалось свойственно более возрастным россиянам, а также тем, кто воспринимал свой доход как низкий.

Исследование было проведено Дианой Артемовной Думской, выпускницей СПбГУ 2021 года по направлению «Психология», и легло в основу ее выпускной квалификационной работы «Потребительские установки россиян на фоне вызванного пандемией COVID-19 экономического кризиса». Проект выполнялся под руководством Ольги Сергеевны Дейнеки, профессора СПбГУ (кафедра политической психологии).

Подробнее об исследовании ученых Санкт-Петербургского университета, Высшей школы экономики и Костромского государственного университета читайте в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян», опубликованной в журнале «Экономическая социология». DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делать, если централизованного отопления недостаточно: 6 лайфхаков, как утеплить квартиру Что делать, если централизованного отопления недостаточно: 6 лайфхаков, как утеплить квартиру

Как сделать из своей квартиры теплое и уютное местечко без лишних затрат

ТехИнсайдер
Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей Зачем сверлить дыру в океане или Как работает маленький флот необычных научных кораблей

5 научных открытий были сделаны на борту единственного судна Joides Resolution

ТехИнсайдер
Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1» Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1»

Тактика канадского бизнесмена Лоуренс Стролла в «Формуле-1» и к чему она привела

Forbes
От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ

Веками продолжавшиеся споры вокруг понятия эмерджентности

Forbes
Начинаем перезагрузку Начинаем перезагрузку

9 работающих советов по психологии, которые ты упорно игнорируешь

Лиза
Тимофей Гриднев: «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации Тимофей Гриднев: «Бульдозерная выставка» — это не противостояние, это акт идентификации

Тимофей Гриднев вспоминает свою встречу с организатором «Бульдозерной выставки»

СНОБ
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
«Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун «Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун

Как фильм «Его три дочери» переосмысляет тему сестринства

Forbes
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
«Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих» «Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих»

Почему нам так интересны истории и фильмы, связанные с психотерапией?

Psychologies
Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа

Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры

N+1
Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века

Кинокритик разбирается в феномене «Пилы» и ее роли в массовой культуре

Forbes
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Новая физика рождается под землёй Новая физика рождается под землёй

Приключение за неуловимой нейтрино в недра Баксанской нейтринной обсерватории

Наука и жизнь
К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога

Процветание и изобилие или предательство и подлость — к чему снятся крысы?

Psychologies
Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения

Почему мы не можем найти взаимопонимание в отношениях?

Psychologies
Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen

Как в XX веке Европа бросила вызов автомобильному концерну Америки

ТехИнсайдер
Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов Как играть в шахматы с компьютером бесплатно: топ-5 популярных сервисов

Если у вас нет напарника для игры в шахматы, можно использовать ИИ

CHIP
Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину

Все про неисправность стартера: из-за чего возникает, как устранить, опасно ли

РБК
Для аптечки, уборки и защиты от насекомых: химик назвал самые полезные эфирные масла Для аптечки, уборки и защиты от насекомых: химик назвал самые полезные эфирные масла

Как с помощью эфирных масел снять стресс после долгого дня и укрепить иммунитет

ТехИнсайдер
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Не так страшен чертеж Не так страшен чертеж

Сергей Кузнецов о важности эмоций в архитектуре и неизбежности плотной застройки

Men Today
Что такое «кофейный сон» и кому он поможет Что такое «кофейный сон» и кому он поможет

Почему иногда привычная чашка кофе перестает бодрить?

Psychologies
Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие

Почему люди боятся крошечных насекомых?

ТехИнсайдер
Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе Женская самоценность: 3 ступени к уверенности в себе

Женская уверенность в себе: из чего она состоит и можно ли её укрепить?

Psychologies
Открыть в приложении