Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университетНаука

Зависимые от шопинга

Постоянно хочется тратить деньги на ненужные вещи, а после бессмысленной покупки становится стыдно? Это верные признаки шопоголизма.

Автор: Евгения Орлова

Freepik

Свойственен ли он россиянам в период экономических санкций и какие люди более склонны к подобному потребительскому поведению, выяснили ученые Санкт-Петербургского и Костромского государственных университетов, а также Высшей школы экономики.

Непреодолимая тяга

Масштабные исследования шопоголизма, или компульсивных покупок, начались в 80-х годах прошлого века. Уже тогда ученым стало ясно, что патологическая потребность тратить деньги на вещи — одна из зависимостей, которая может наблюдаться у людей и негативно сказывается на их жизни.

Шопоголиков мучают навязчивые и непреодолимые мысли о покупках. Их часто посещает острое желание отправиться в магазин, когда в этом нет необходимости. В торговых центрах люди с компульсивным потребительским поведением проводят много часов. Без совершения покупок они чувствуют нарастающее напряжение и поэтому снова и снова освобождают время на шопинг. Для этого в том числе отказываются от хобби и встреч с друзьями или прогуливают работу.

Они приобретают ненужные вещи, например десятое по счету пальто или несколько пар одинаковых туфель. В магазинах шопоголики тратят большие суммы и при этом большинство товаров впоследствии оставляют нераспакованными. Людей с зависимостью от покупок не останавливают финансовые трудности: они с легкостью берут займы на новые товары, заводят кредитные карты и накапливают большие долги. Параллельно у них портятся отношения с близкими, а в некоторых случаях ради получения желаемого шопоголики преступают закон.

Главная отличительная черта компульсивного шопинга заключается в том, что он приносит людям недолгое удовольствие, за которым обязательно следует чувство вины за трату денег, бессмысленные приобретения и невозможность остановиться. Шопоголики пытаются избавиться от этого эмоционального дискомфорта, для чего прибегают к привычному для них способу улучшения самочувствия — вновь совершают покупки, чем лишь ухудшают свое состояние. Так они оказываются в замкнутом круге, из которого зачастую уже не могут выбраться самостоятельно.

Узнать больше

Чтобы шопоголики могли получать качественную и своевременную помощь, ученые продолжают исследовать феномен компульсивных покупок и совершенствуют методики устранения зависимости от походов по магазинам. Патологический шопоголизм активно изучают в англоязычных странах, а вот в отечественной науке он пока остается мало исследованным.

Частично устранить пробелы в знаниях об этой теме удалось ученым Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ) и Костромского государственного университета (КГУ). Научный коллектив определил, проявляется ли компульсивное потребительское поведение у россиян в период экономических санкций и какие особенности личности делают жителей России более склонными к шопоголизму.

Для этого исследователи с помощью онлайн-сервисов опросили более 500 человек — граждан страны в возрасте от 18 лет. «Среди них было 47,6 % мужчин и 52,4 % женщин. Почти треть респондентов (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть меньше (29,2 %) в городах-мегаполисах, 22,7 % в районных центрах, еще 13,7 % в Москве. Большинство (56,2 %) имело полное высшее образование, у 42,1 % было среднее и неполное высшее, у 1,7 % — ученая степень. По субъективному уровню дохода респонденты распределились следующим образом: 59,3 % — со средним уровнем дохода, 22,8 % — с низким, 9,8 % сводили концы с концами, у 8,1 % был высокий уровень дохода», — пишут ученые в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян» в журнале «Экономическая социология».

Участники исследования заполняли анкету, составленную научным коллективом. В нее вошли вопросы, позволяющие установить уровень тревоги, стресса и наличие депрессии у респондентов, а также их отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Ученые уделили этим аспектам особое внимание, поскольку предположили, что они связаны со склонностью людей к шопоголизму.

Также в опросник включили шкалу навязчивых покупок — методику, с помощью которой можно определить покупательское поведение респондентов, в том числе подверженность компульсивным покупкам. При ее прохождении участникам исследования требуется выразить степень своего согласия с разными утверждениями вроде: «Я получаю мало удовольствия от покупок или вообще не получаю его»; «Я чувствую вину или стыд после того, как отправляюсь в „запой покупками“»; «Я покупаю вещи, даже если не могу себе этого позволить». Ранее шкала была доступна только за рубежом. Ученые СПбГУ, ВШЭ и КГУ впервые в отечественной науке адаптировали ее для русскоязычной аудитории.

Тревожные покупатели

Опрос показал, что большинство респондентов не склонны к патологическому шопингу и не любят ходить по магазинам. Тем не менее ученые установили, что в период экономических санкций часть россиян все же совершает компульсивные покупки.

«Мы выяснили, что степень выраженности шопоголизма связана с половозрастными особенностями респондентов. Так, женщины чаще покупают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от покупок. Представители старшего поколения реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратить деньги, когда у них нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, они реже покупают вещи, когда им ничего не нужно», — отмечают авторы в статье. Они добавляют, что компульсивное потребительское поведение меньше выражено у более религиозных россиян.

Ученые дополнительно установили, что шопоголизм связан с отношением респондентов к финансам. Более склонными к компульсивным покупкам оказались люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего материального положения, а также те, кто привык использовать деньги как инструмент влияния на других, и те, для кого финансы — показатель успеха, залог уважения и признания. Меньше подвержены шопинг-зависимости люди, оценивающие свои доходы как высокие.

Научная группа также выявила связь шопоголизма с эмоциональным состоянием респондентов. «Эмпирическое исследование подтвердило, что больше подвержены компульсивным покупкам люди, переживающие стресс, тревогу, а также находящиеся в состоянии депрессии», — рассказывают ученые в статье. По их данным, к патологическому шопингу сильнее склонны и люди с повышенной тревожностью. А вот семейное положение и уровень образования никак не влияют на зависимость от покупок.

Откуда берется шопоголизм

По данным авторов исследования, потребность постоянно что-то покупать может проявляться из-за глубинных психологических травм. Например, если в детстве человек все время сталкивался с холодным и безразличным отношением значимых для него взрослых, в особенности родителей, то в будущем он, возможно, станет часто ходить по магазинам, чтобы новыми вещами компенсировать себе недостаток любви.

«Компульсивное потребительское поведение также возникает, если в детстве у человека сформировалась установка, что деньги — синоним радости и любви, — приводит пример Ольга Сергеевна Дейнека, одна из участниц научной группы, профессор СПбГУ (кафедра политической психологии). — Такое может произойти, например, если каждый раз, когда у ребенка плохое настроение, родители ведут его в магазин и покупают там все, что их сын или дочка захочет, чтобы тем самым улучшить его состояние. Так покупки начинают ассоциироваться с приятными эмоциями».

Шопоголизм может развиться и из-за стремления постоянно получать одобрение со стороны окружающих за счет владения определенными вещами, например одеждой люксовых брендов. Также компульсивные покупки человек начинает делать, когда считает, что повысить самооценку и статус в собственных глазах ему помогут именно материальные объекты.

Как пишут в статье исследователи, на проявлении шопоголизма сказывается и обстановка в мире. «Перемены в обществе, вызванные пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада, а также глобальной общественно-политической ситуацией, могут способствовать как конструктивным тенденциям — усилению рациональности, экономическому патриотизму, проявлению экономии — так и деструктивным вариантам потребительского поведения, в частности навязчивым покупкам», — подчеркивают ученые.

В помощь психологам

По словам Ольги Дейнеки, проведенное исследование позволило внести методический вклад в развитие экономической психологии. Применение адаптированной шкалы навязчивых покупок в рамках опроса оказалось успешным, поэтому исследователи признали ее эффективной. «Теперь этой методикой смогут пользоваться российские ученые, что поможет в расширении знаний о некоторых аспектах экономического поведения людей. Шкала имеет экспресс-форму, за счет чего ее легко можно будет использовать в сочетании с другими научными инструментами для решения широкого спектра задач», — отмечает ученый.

Результаты исследования будут полезны и психологам-консультантам для повышения эффективности работы с людьми, у которых наблюдаются симптомы патологического шопоголизма. В частности, практикующие специалисты с помощью методики, разработанной учеными СПбГУ, ВШЭ и КГУ, смогут быстро и точно диагностировать у людей компульсивное потребительское поведение.

«При этом наш научный проект важен не только для работы с отдельными личностями, — добавляет Ольга Дейнека. — В ходе исследования было установлено, что сегодня „запой покупками“ является для россиян одним из способов борьбы с тревогами и депрессией. Благодаря этому стало понятно, что в России полезно вести профилактику шопоголизма не только на индивидуальном, но и на общественном уровне».

Компульсивные покупки стоит отличать от импульсивных

Последние человек делает спонтанно под влиянием сиюминутно возникшего желания. Например, он идет в магазин исключительно за хлебом, но у кассы видит конфеты и в этот момент осознает, что хочет себя ими порадовать. Он совершает эту незапланированную покупку, но впоследствии, как правило, не испытывает чувства вины — только положительные эмоции. При импульсивных тратах у человека также не возникает непреодолимой потребности повторять походы в магазин. Спонтанные покупки он делает в умеренных количествах, чаще всего отдает предпочтение небольшим и недорогим вещам и выделяет на импульсивные приобретения сумму, которая не вредит его финансовому состоянию.

Freepik

Авторы исследования:

Александр Александрович Максименко, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики (факультет социальных наук);

Ольга Сергеевна Дейнека, доктор психологических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ, членкорреспондент Российской академии естествознания;

Дарья Валерьевна Юринова, обучающаяся по направлению «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета;

Елена Ивановна Чарушина, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета (кафедра менеджмента и маркетинга);

Константин Евгеньевич Бояркин, выпускник магистратуры СПбГУ 2019 года по программе «Социальная психология и политическая психология», с 2019 по 2023 год — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета.

Ученые СПбГУ изучают и другие аспекты экономического поведения россиян

Ранее исследователи выяснили, как изменились потребительские привычки граждан в условиях неопределенности после пандемии COVID-19. Психологи установили, что многие жители страны стали придерживаться ограничений: отказывались от покупки некоторых привычных товаров, отменяли путешествия, экономили на доставке, стремились не обращать внимания на рекламу и избегали кредитов. В то же время они делали запасы продуктов первой необходимости, например круп. В особенности такое поведение оказалось свойственно более возрастным россиянам, а также тем, кто воспринимал свой доход как низкий.

Исследование было проведено Дианой Артемовной Думской, выпускницей СПбГУ 2021 года по направлению «Психология», и легло в основу ее выпускной квалификационной работы «Потребительские установки россиян на фоне вызванного пандемией COVID-19 экономического кризиса». Проект выполнялся под руководством Ольги Сергеевны Дейнеки, профессора СПбГУ (кафедра политической психологии).

Подробнее об исследовании ученых Санкт-Петербургского университета, Высшей школы экономики и Костромского государственного университета читайте в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян», опубликованной в журнале «Экономическая социология». DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории

Громкие книжные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате

Forbes
Улучшит работу мозга! Вот почему надо есть больше свеклы: интересные факты Улучшит работу мозга! Вот почему надо есть больше свеклы: интересные факты

Почему вам нужно обязательно включить свеклу в свой рацион?

ТехИнсайдер
Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга Боль клиента: как частные компании заменяют полицию в странах Глобального Юга

Могут ли частные охранные компании влиять на глобальную стабильность?

Forbes
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Кашель, прощай! Кашель, прощай!

Разнообразие причин кашля вызывает и разнообразие видов. Какие есть?

Лиза
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра 9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра

Что отличает хорошего нейл-дизайнера от плохого?

VOICE
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах

Как менялись технологии авионики на протяжении веков

ТехИнсайдер
Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов

Зимой нужно переходить на стальные штампованные диски. Почему?

ТехИнсайдер
«Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей «Я хочу построить наследие»: роман о рабыне, которая стала предпринимательницей

Отрывок из романа Ванессы Райли «Королева острова»

Forbes
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство

Что такое осознанное отцовство и почему в России развивается эта концепция

Правила жизни
Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй Гениальные изобретатели, которые так и не смогли прославиться и разбогатеть: 5 грустных историй

Блестящий изобретательский ум и предпринимательская жилка не всегда идут в паре

ТехИнсайдер
Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола

Фигу, Тевес, Роналдо, и другие футболисты, перешедшие к ненавистным соперникам

СНОБ
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
«Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта «Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта

Как появился джаз в Америке?

СНОБ
Настоящая мягкая сила Настоящая мягкая сила

«На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах

Weekend
Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие? Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие?

Почему мужчины применяют насилие после отказа женщины

Psychologies
Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться

Какие вещи стоит регулярно выбрасывать из дома?

VOICE
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю

Какой будет новая этика для мессенджеров в условиях гиперконтроля интернета

Forbes
Рассеянный склероз повысил риск развития рака мочевого пузыря и матки Рассеянный склероз повысил риск развития рака мочевого пузыря и матки

С рассеянным склерозом имеется повышенный риск рака мочевого пузыря и матки

N+1
Ярославль Ярославль

Что должно быть в вишлисте туриста, решившего посетить Ярославль?

КАНТРИ Русская азбука
«Газпром»: спасение достояния «Газпром»: спасение достояния

Возможные направления программы развития крупнейшей российской газовой компании

Монокль
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
«Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями «Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями

Скоростные машины, которые опасно допускать до соревнований

ТехИнсайдер
Времен связующая нить Времен связующая нить

Как в трудные времена вышивка помогает не терять присутствие духа

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении