Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университетНаука

Зависимые от шопинга

Постоянно хочется тратить деньги на ненужные вещи, а после бессмысленной покупки становится стыдно? Это верные признаки шопоголизма.

Автор: Евгения Орлова

Freepik

Свойственен ли он россиянам в период экономических санкций и какие люди более склонны к подобному потребительскому поведению, выяснили ученые Санкт-Петербургского и Костромского государственных университетов, а также Высшей школы экономики.

Непреодолимая тяга

Масштабные исследования шопоголизма, или компульсивных покупок, начались в 80-х годах прошлого века. Уже тогда ученым стало ясно, что патологическая потребность тратить деньги на вещи — одна из зависимостей, которая может наблюдаться у людей и негативно сказывается на их жизни.

Шопоголиков мучают навязчивые и непреодолимые мысли о покупках. Их часто посещает острое желание отправиться в магазин, когда в этом нет необходимости. В торговых центрах люди с компульсивным потребительским поведением проводят много часов. Без совершения покупок они чувствуют нарастающее напряжение и поэтому снова и снова освобождают время на шопинг. Для этого в том числе отказываются от хобби и встреч с друзьями или прогуливают работу.

Они приобретают ненужные вещи, например десятое по счету пальто или несколько пар одинаковых туфель. В магазинах шопоголики тратят большие суммы и при этом большинство товаров впоследствии оставляют нераспакованными. Людей с зависимостью от покупок не останавливают финансовые трудности: они с легкостью берут займы на новые товары, заводят кредитные карты и накапливают большие долги. Параллельно у них портятся отношения с близкими, а в некоторых случаях ради получения желаемого шопоголики преступают закон.

Главная отличительная черта компульсивного шопинга заключается в том, что он приносит людям недолгое удовольствие, за которым обязательно следует чувство вины за трату денег, бессмысленные приобретения и невозможность остановиться. Шопоголики пытаются избавиться от этого эмоционального дискомфорта, для чего прибегают к привычному для них способу улучшения самочувствия — вновь совершают покупки, чем лишь ухудшают свое состояние. Так они оказываются в замкнутом круге, из которого зачастую уже не могут выбраться самостоятельно.

Узнать больше

Чтобы шопоголики могли получать качественную и своевременную помощь, ученые продолжают исследовать феномен компульсивных покупок и совершенствуют методики устранения зависимости от походов по магазинам. Патологический шопоголизм активно изучают в англоязычных странах, а вот в отечественной науке он пока остается мало исследованным.

Частично устранить пробелы в знаниях об этой теме удалось ученым Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ) и Костромского государственного университета (КГУ). Научный коллектив определил, проявляется ли компульсивное потребительское поведение у россиян в период экономических санкций и какие особенности личности делают жителей России более склонными к шопоголизму.

Для этого исследователи с помощью онлайн-сервисов опросили более 500 человек — граждан страны в возрасте от 18 лет. «Среди них было 47,6 % мужчин и 52,4 % женщин. Почти треть респондентов (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть меньше (29,2 %) в городах-мегаполисах, 22,7 % в районных центрах, еще 13,7 % в Москве. Большинство (56,2 %) имело полное высшее образование, у 42,1 % было среднее и неполное высшее, у 1,7 % — ученая степень. По субъективному уровню дохода респонденты распределились следующим образом: 59,3 % — со средним уровнем дохода, 22,8 % — с низким, 9,8 % сводили концы с концами, у 8,1 % был высокий уровень дохода», — пишут ученые в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян» в журнале «Экономическая социология».

Участники исследования заполняли анкету, составленную научным коллективом. В нее вошли вопросы, позволяющие установить уровень тревоги, стресса и наличие депрессии у респондентов, а также их отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Ученые уделили этим аспектам особое внимание, поскольку предположили, что они связаны со склонностью людей к шопоголизму.

Также в опросник включили шкалу навязчивых покупок — методику, с помощью которой можно определить покупательское поведение респондентов, в том числе подверженность компульсивным покупкам. При ее прохождении участникам исследования требуется выразить степень своего согласия с разными утверждениями вроде: «Я получаю мало удовольствия от покупок или вообще не получаю его»; «Я чувствую вину или стыд после того, как отправляюсь в „запой покупками“»; «Я покупаю вещи, даже если не могу себе этого позволить». Ранее шкала была доступна только за рубежом. Ученые СПбГУ, ВШЭ и КГУ впервые в отечественной науке адаптировали ее для русскоязычной аудитории.

Тревожные покупатели

Опрос показал, что большинство респондентов не склонны к патологическому шопингу и не любят ходить по магазинам. Тем не менее ученые установили, что в период экономических санкций часть россиян все же совершает компульсивные покупки.

«Мы выяснили, что степень выраженности шопоголизма связана с половозрастными особенностями респондентов. Так, женщины чаще покупают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от покупок. Представители старшего поколения реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратить деньги, когда у них нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, они реже покупают вещи, когда им ничего не нужно», — отмечают авторы в статье. Они добавляют, что компульсивное потребительское поведение меньше выражено у более религиозных россиян.

Ученые дополнительно установили, что шопоголизм связан с отношением респондентов к финансам. Более склонными к компульсивным покупкам оказались люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего материального положения, а также те, кто привык использовать деньги как инструмент влияния на других, и те, для кого финансы — показатель успеха, залог уважения и признания. Меньше подвержены шопинг-зависимости люди, оценивающие свои доходы как высокие.

Научная группа также выявила связь шопоголизма с эмоциональным состоянием респондентов. «Эмпирическое исследование подтвердило, что больше подвержены компульсивным покупкам люди, переживающие стресс, тревогу, а также находящиеся в состоянии депрессии», — рассказывают ученые в статье. По их данным, к патологическому шопингу сильнее склонны и люди с повышенной тревожностью. А вот семейное положение и уровень образования никак не влияют на зависимость от покупок.

Откуда берется шопоголизм

По данным авторов исследования, потребность постоянно что-то покупать может проявляться из-за глубинных психологических травм. Например, если в детстве человек все время сталкивался с холодным и безразличным отношением значимых для него взрослых, в особенности родителей, то в будущем он, возможно, станет часто ходить по магазинам, чтобы новыми вещами компенсировать себе недостаток любви.

«Компульсивное потребительское поведение также возникает, если в детстве у человека сформировалась установка, что деньги — синоним радости и любви, — приводит пример Ольга Сергеевна Дейнека, одна из участниц научной группы, профессор СПбГУ (кафедра политической психологии). — Такое может произойти, например, если каждый раз, когда у ребенка плохое настроение, родители ведут его в магазин и покупают там все, что их сын или дочка захочет, чтобы тем самым улучшить его состояние. Так покупки начинают ассоциироваться с приятными эмоциями».

Шопоголизм может развиться и из-за стремления постоянно получать одобрение со стороны окружающих за счет владения определенными вещами, например одеждой люксовых брендов. Также компульсивные покупки человек начинает делать, когда считает, что повысить самооценку и статус в собственных глазах ему помогут именно материальные объекты.

Как пишут в статье исследователи, на проявлении шопоголизма сказывается и обстановка в мире. «Перемены в обществе, вызванные пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада, а также глобальной общественно-политической ситуацией, могут способствовать как конструктивным тенденциям — усилению рациональности, экономическому патриотизму, проявлению экономии — так и деструктивным вариантам потребительского поведения, в частности навязчивым покупкам», — подчеркивают ученые.

В помощь психологам

По словам Ольги Дейнеки, проведенное исследование позволило внести методический вклад в развитие экономической психологии. Применение адаптированной шкалы навязчивых покупок в рамках опроса оказалось успешным, поэтому исследователи признали ее эффективной. «Теперь этой методикой смогут пользоваться российские ученые, что поможет в расширении знаний о некоторых аспектах экономического поведения людей. Шкала имеет экспресс-форму, за счет чего ее легко можно будет использовать в сочетании с другими научными инструментами для решения широкого спектра задач», — отмечает ученый.

Результаты исследования будут полезны и психологам-консультантам для повышения эффективности работы с людьми, у которых наблюдаются симптомы патологического шопоголизма. В частности, практикующие специалисты с помощью методики, разработанной учеными СПбГУ, ВШЭ и КГУ, смогут быстро и точно диагностировать у людей компульсивное потребительское поведение.

«При этом наш научный проект важен не только для работы с отдельными личностями, — добавляет Ольга Дейнека. — В ходе исследования было установлено, что сегодня „запой покупками“ является для россиян одним из способов борьбы с тревогами и депрессией. Благодаря этому стало понятно, что в России полезно вести профилактику шопоголизма не только на индивидуальном, но и на общественном уровне».

Компульсивные покупки стоит отличать от импульсивных

Последние человек делает спонтанно под влиянием сиюминутно возникшего желания. Например, он идет в магазин исключительно за хлебом, но у кассы видит конфеты и в этот момент осознает, что хочет себя ими порадовать. Он совершает эту незапланированную покупку, но впоследствии, как правило, не испытывает чувства вины — только положительные эмоции. При импульсивных тратах у человека также не возникает непреодолимой потребности повторять походы в магазин. Спонтанные покупки он делает в умеренных количествах, чаще всего отдает предпочтение небольшим и недорогим вещам и выделяет на импульсивные приобретения сумму, которая не вредит его финансовому состоянию.

Freepik

Авторы исследования:

Александр Александрович Максименко, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики (факультет социальных наук);

Ольга Сергеевна Дейнека, доктор психологических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ, членкорреспондент Российской академии естествознания;

Дарья Валерьевна Юринова, обучающаяся по направлению «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Костромского государственного университета;

Елена Ивановна Чарушина, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета (кафедра менеджмента и маркетинга);

Константин Евгеньевич Бояркин, выпускник магистратуры СПбГУ 2019 года по программе «Социальная психология и политическая психология», с 2019 по 2023 год — младший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета.

Ученые СПбГУ изучают и другие аспекты экономического поведения россиян

Ранее исследователи выяснили, как изменились потребительские привычки граждан в условиях неопределенности после пандемии COVID-19. Психологи установили, что многие жители страны стали придерживаться ограничений: отказывались от покупки некоторых привычных товаров, отменяли путешествия, экономили на доставке, стремились не обращать внимания на рекламу и избегали кредитов. В то же время они делали запасы продуктов первой необходимости, например круп. В особенности такое поведение оказалось свойственно более возрастным россиянам, а также тем, кто воспринимал свой доход как низкий.

Исследование было проведено Дианой Артемовной Думской, выпускницей СПбГУ 2021 года по направлению «Психология», и легло в основу ее выпускной квалификационной работы «Потребительские установки россиян на фоне вызванного пандемией COVID-19 экономического кризиса». Проект выполнялся под руководством Ольги Сергеевны Дейнеки, профессора СПбГУ (кафедра политической психологии).

Подробнее об исследовании ученых Санкт-Петербургского университета, Высшей школы экономики и Костромского государственного университета читайте в статье «Связь компульсивных покупок с тревожностью и депрессией у россиян», опубликованной в журнале «Экономическая социология». DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-1-58-84

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Тень учителя Тень учителя

Василий Степанов о Мэгги Смит

Weekend
О чем говорит форма бутылки вина О чем говорит форма бутылки вина

Почему у бутылок вина разные формы и что по ним можно узнать о напитке

СНОБ
В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней

Как и чем чистили ткани до того, как начали сыпать белый порошок в лоток машинки

Правила жизни
Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади

Что нельзя и что нужно доверять ИИ в сфере коммуникации

СНОБ
Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»? Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

Дилетант
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Ирина Горбачёва в фильме «Говорит Земля!» играет экоактивистку

OK!
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии Огромные бани с мозаичными полами найдены в древнеримском городе на Сицилии

Археологи обнаружили термальные ванны в древнеримском городе Халеса Архонидеа

ТехИнсайдер
Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара

Счастливые долгосрочные отношения: что они из себя представляют?

Psychologies
«История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна «История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна

Фильм Ким Джиуна оказал огромное влияние на корейский кинематограф

СНОБ
Между нами тает лед Между нами тает лед

Михаил Сергачев о том, с чего начинался его собственный путь на льду

Men Today
Не колой единой Не колой единой

Вспоминаем вкус домашнего кваса, морсов и «газировки» из СССР

Лиза
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам

Почему список фильмов, рекомендованных для школьников, очень скучный

Forbes
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
Ловушки для шопоголиков Ловушки для шопоголиков

5 способов потерять деньги, покупая или продавая вещи в Интернете

Лиза
Юбилейный сезон — юбилейная премьера Юбилейный сезон — юбилейная премьера

Феликс Михайлов о работе над шоу и планах на юбилейный сезон ОK!

OK!
Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них

Когда и почему женщины начали носить каблуки и зачем протестуют против них

Forbes
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать

Пришло время открыть мир чая и узнать секреты его идеального заваривания

ТехИнсайдер
Бой с тенью Бой с тенью

Как съемки в сериале «Амура» помогли Алене Михайловой обрести себя

Grazia
Открыть в приложении