Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБКБизнес

Малая авиация без мифов и предрассудков

Почему небо ближе, чем кажется, и что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России

Автор: Клим Легчаков, частный пилот, независимый эксперт кафедры статистики экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук

Разбираемся, чем интересно сообщество частных пилотов, можно ли в него попасть, с какими вызовами сталкивается авиация общего назначения и как решение накопившихся проблем способно помочь российской экономике.

Три мифа о полетах

Малая авиация окружена предрассудками, и главный из них — недоступность неба. Нельзя сказать, что покупка самолета доступна каждому, однако возможностей для того, чтобы освоить летные навыки, больше, чем кажется. Это доказывает численность сообщества пилотов в России.

  • Согласно исследованию, которое мы провели с коллегами из МГУ и S7 Training, сейчас в стране 10 176 человек обладают свидетельством частного пилота, или, как его называют за рубежом, Private Pilot License (PPL).

Такие цифры — далеко не предел. К примеру, в США PPL есть у 170 тыс. человек, в стране зарегистрировано 211 тыс. бортов. Много пилотов и в Европе. За рубежом даже есть такое явление, как аэродеревни: частные пилоты объединяются в группы инвесторов и строят себе коттеджные поселки с ангарами рядом с каждым домом под легкие самолеты с общей взлетно-посадочной полосой.

Не менее распространен миф о том, что учиться управлять самолетом — дело на целую жизнь. В действительности получить свидетельство частного пилота в авиационном учебном центре можно меньше чем за год. Есть и интенсивный вариант для жителей регионов, которые могут в режиме высокой нагрузки пройти теорию и летную подготовку всего за три месяца. Первый самостоятельный полет такие ученики совершают в среднем на 17-й час летной подготовки. А завершают обучение, имея в летной книжке в среднем 50 часов налета.

В последние годы мы все чаще слышим еще об одном мифе — воздушное пространство России закрыто для полетов. Это неправда: летать можно практически по всей стране. Есть несколько регионов, где установлены запреты, но это частные случаи. Чтобы понять, насколько небо свободно, достаточно воспользоваться Сервисом организации воздушного движения в России.

Ключевые проблемы и новые возможности

Мифы об авиации общего назначения возникают из-за нехватки осведомленности. Вообще недостаток знаний — одна из ключевых проблем всей сферы. Необходимо развивать информационные сервисы: мобильные приложения по мониторингу технического состояния судов, поиску вторых пилотов в маршруты и аренде бортов.

Безусловно, экономические санкции и рост валютного курса негативно повлияли на заказ и поставку легких и сверхлегких воздушных судов из-за рубежа. Выросли цены на самолеты и комплектующие, увеличились логистические издержки: это большая проблема для отрасли.

  • Вместе с тем открылись новые возможности для российских производителей. У частных пилотов в России есть запрос на новый однодвигательный самолет, который они будут готовы купить.

Мы опросили 100 пилотов из разных регионов страны, и они сами оценили оптимальную стоимость такого самолета в 10 млн руб. Для сравнения: сухопутный самолет с одним двигателем (не путать с бизнес-джетом) зарубежного или отечественного производства в технически исправном состоянии можно найти на вторичном рынке за 5–30 млн руб.

Пилотам, которые хотят приобрести новый самолет, рекомендую обращаться напрямую к производителям. Мой опыт общения с директорами российских авиазаводов выявил неожиданную возможность: предприятия готовы рассматривать коллективные заказы на разработку легких воздушных судов в количестве 5–10 экземпляров одного типа по стоимости от 100 млн руб. за партию. Иными словами, при должной кооперации пилоты смогут получить искомый двухместный однодвигательный самолет без излишеств в комплектации за 10 млн руб. и при этом загрузить заказами российскую промышленность.

Шаг на следующий уровень

Приобретение своего самолета — не единственный возможный сценарий: воздушное судно можно арендовать. Проведенный опрос показал: более чем у половины частных пилотов в России уже есть собственный самолет. Доля стоимости такого борта в их семейных активах не превышает 25%. Четверть владельцев готовы сдавать свои самолеты в аренду при наличии страховки.

  • Справедливо сказать, что сегодня мы стоим на заре развития рынка аренды легких воздушных судов в России: как только собственники и арендаторы найдут друг друга, оба смогут извлечь пользу из такого сотрудничества.

Для каждого пилота сейчас актуален вопрос оснащенности посадочных площадок. Важно наличие различных видов топлива и объектов рекреационной инфраструктуры. Сейчас состояние площадок разнится от региона к региону: чем ближе к Москве, тем обычно лучше оснащение. И это еще один шанс для бизнеса, который сможет зарабатывать на любви энтузиастов к небу, туризму и развитии частных деловых полетов.

Заметная проблема — отсутствие единообразия в правоприменительной практике воздушного законодательства. По отзывам владельцев самолетов из регионов, территориальные управления Росавиации не всегда трактуют законодательные нормы так, как их понимает федеральный орган. Эту проблему можно решить, если поставить такую задачу: мы верим, что новое поколение пилотов уже не узнает о том, с какими сложностями подчас сталкиваются командиры воздушных судов в отдельных регионах.

Развитие малой авиации в России не сравнимо с динамикой ее эволюции в развитых странах, но это можно исправить и вернуться в «гонку». Унаследованная советская инфраструктура — более 2,5 тыс. посадочных площадок — и имеющийся в стране технологический задел создают осязаемые перспективы. Достичь высоких позиций на международной арене реально при повышении инвестиционной активности в отрасли. А это будет возможно с приходом в авиацию большего количества частных пилотов и оперативного реагирования на их потребности со стороны регулирующих органов.

Увлечение небом и взлеты для бизнеса

Число россиян, осваивающих небо в личных целях, растет: Росавиация ежегодно выдает до 1,5 тыс. свидетельств.

  • Судя по нашему исследованию, пилот в России — это семейный мужчина в возрасте 40–45 лет. Это человек из верхнего среднего класса, с высшим, а в трети случаев с несколькими высшими образованиями, либо с ученой степенью. Обычно это топ-менеджер крупной компании или управляющий собственным бизнесом.

Частными пилотами часто становятся люди из бизнес-сообщества. Это неудивительно, ведь летные навыки позволяют развиваться в неожиданных направлениях. Готовясь к тому, чтобы получить PPL, человек формирует для себя новую картину мира, обогащается знаниями в области аэродинамики, метеорологии, воздушной навигации. Будущие пилоты получают общее представление о техническом устройстве летательных аппаратов, изучают организацию воздушного движения и правила радиообмена, учатся разбираться в психофизиологических возможностях человека.

Повышается качество планирования и прогнозирования разных событий, тренируется навык принятия управленческих решений в режиме цейтнота и ограниченности информации. Это здорово помогает в управлении бизнесом. К тому же по завершении обучения выпускники расширяют круг общения, формируя новые деловые и дружеские связи с людьми из разных сфер.

Если человек чувствует, что готов выйти на новый уровень личностного развития и при этом уже состоялся в своей профессии, то получение пилотского свидетельства станет нестандартной и очень увлекательной альтернативой очередному витку бизнес-образования.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этническое чудо Этническое чудо

Сингапур взял лучшее от западной культуры и построил у себя XXII век

Вокруг света
Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР

Что общего между автомобилем “Жигули”, одеколоном и молоком в треугольничках?

ТехИнсайдер
«Вторая экономика мира и первый партнер России» «Вторая экономика мира и первый партнер России»

Россия и Китай: как сегодня развивается двусторонняя торговля

РБК
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас

Почему уже в середине дня вы умираете с голоду?

ТехИнсайдер
«У меня ментальное расстройство — я псих?»: в чем разница между «большой» и «малой» психиатрией «У меня ментальное расстройство — я псих?»: в чем разница между «большой» и «малой» психиатрией

Чем различаются «большая» и «малая» психиатрия?

Psychologies
Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции Не кошкин дом: как спасают животных на стройках и в зонах реконструкции

Можно ли гуманно справиться с проблемой бездомных животных в России?

Forbes
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
«Серьезно?!» ИК-обогреватель крутая штука, но он может быть опасен – как избежать вреда «Серьезно?!» ИК-обогреватель крутая штука, но он может быть опасен – как избежать вреда

Как пользоваться инфракрасными обогревателями

ТехИнсайдер
«Это не игра в прятки с моей стороны» «Это не игра в прятки с моей стороны»

Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»

Weekend
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
Дождь со снегом Дождь со снегом

Автомобили в объективе фотографа Бориса Косарева

Автопилот
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями

Почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно

Forbes
Просто не делайте так: правила борьбы с усталостью и выгоранием от Алены Владимирской Просто не делайте так: правила борьбы с усталостью и выгоранием от Алены Владимирской

Алёна Владимирская изучила феномен выгорания и написала книгу «Уставшие»

Forbes
Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм

Виды стресса, которые пойдут на пользу вашему организму

Psychologies
Прекрасный армянин Прекрасный армянин

Микаэл Лорис-Меликов подарил России пятнадцать месяцев либеральных мечтаний

Дилетант
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения 4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения

Почему мы не ценим свои успехи и как наконец научиться это делать?

Psychologies
Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов

Нынче принято винить молодежь в распущенности и дикости, но стоит задуматься

Maxim
Город, сбросивший историческую память Город, сбросивший историческую память

Архангельск: морозное процветание новой стабильности

Weekend
«Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности «Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности

«Другой человек»: мрачная трагикомедия о кризисе идентичности

Forbes
Первая линия Первая линия

Востребованности Елены Николаевой могут позавидовать многие. Так было не всегда

OK!
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
Мир, который вместе видел нас Мир, который вместе видел нас

«Противостояние»: новая экранизация Юлиана Семенова

Weekend
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике» Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историй
«Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши «Джекпот»: криминальная комедия Александра Ханта про выигрыш и проигрыши

«Джекпот» — лучший фильм Александра Ханта

СНОБ
10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение 10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение

Какие бьюти-рекомендации выдержали испытание временем.

VOICE
Открыть в приложении