Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБКБизнес

Малая авиация без мифов и предрассудков

Почему небо ближе, чем кажется, и что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России

Автор: Клим Легчаков, частный пилот, независимый эксперт кафедры статистики экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук

Разбираемся, чем интересно сообщество частных пилотов, можно ли в него попасть, с какими вызовами сталкивается авиация общего назначения и как решение накопившихся проблем способно помочь российской экономике.

Три мифа о полетах

Малая авиация окружена предрассудками, и главный из них — недоступность неба. Нельзя сказать, что покупка самолета доступна каждому, однако возможностей для того, чтобы освоить летные навыки, больше, чем кажется. Это доказывает численность сообщества пилотов в России.

  • Согласно исследованию, которое мы провели с коллегами из МГУ и S7 Training, сейчас в стране 10 176 человек обладают свидетельством частного пилота, или, как его называют за рубежом, Private Pilot License (PPL).

Такие цифры — далеко не предел. К примеру, в США PPL есть у 170 тыс. человек, в стране зарегистрировано 211 тыс. бортов. Много пилотов и в Европе. За рубежом даже есть такое явление, как аэродеревни: частные пилоты объединяются в группы инвесторов и строят себе коттеджные поселки с ангарами рядом с каждым домом под легкие самолеты с общей взлетно-посадочной полосой.

Не менее распространен миф о том, что учиться управлять самолетом — дело на целую жизнь. В действительности получить свидетельство частного пилота в авиационном учебном центре можно меньше чем за год. Есть и интенсивный вариант для жителей регионов, которые могут в режиме высокой нагрузки пройти теорию и летную подготовку всего за три месяца. Первый самостоятельный полет такие ученики совершают в среднем на 17-й час летной подготовки. А завершают обучение, имея в летной книжке в среднем 50 часов налета.

В последние годы мы все чаще слышим еще об одном мифе — воздушное пространство России закрыто для полетов. Это неправда: летать можно практически по всей стране. Есть несколько регионов, где установлены запреты, но это частные случаи. Чтобы понять, насколько небо свободно, достаточно воспользоваться Сервисом организации воздушного движения в России.

Ключевые проблемы и новые возможности

Мифы об авиации общего назначения возникают из-за нехватки осведомленности. Вообще недостаток знаний — одна из ключевых проблем всей сферы. Необходимо развивать информационные сервисы: мобильные приложения по мониторингу технического состояния судов, поиску вторых пилотов в маршруты и аренде бортов.

Безусловно, экономические санкции и рост валютного курса негативно повлияли на заказ и поставку легких и сверхлегких воздушных судов из-за рубежа. Выросли цены на самолеты и комплектующие, увеличились логистические издержки: это большая проблема для отрасли.

  • Вместе с тем открылись новые возможности для российских производителей. У частных пилотов в России есть запрос на новый однодвигательный самолет, который они будут готовы купить.

Мы опросили 100 пилотов из разных регионов страны, и они сами оценили оптимальную стоимость такого самолета в 10 млн руб. Для сравнения: сухопутный самолет с одним двигателем (не путать с бизнес-джетом) зарубежного или отечественного производства в технически исправном состоянии можно найти на вторичном рынке за 5–30 млн руб.

Пилотам, которые хотят приобрести новый самолет, рекомендую обращаться напрямую к производителям. Мой опыт общения с директорами российских авиазаводов выявил неожиданную возможность: предприятия готовы рассматривать коллективные заказы на разработку легких воздушных судов в количестве 5–10 экземпляров одного типа по стоимости от 100 млн руб. за партию. Иными словами, при должной кооперации пилоты смогут получить искомый двухместный однодвигательный самолет без излишеств в комплектации за 10 млн руб. и при этом загрузить заказами российскую промышленность.

Шаг на следующий уровень

Приобретение своего самолета — не единственный возможный сценарий: воздушное судно можно арендовать. Проведенный опрос показал: более чем у половины частных пилотов в России уже есть собственный самолет. Доля стоимости такого борта в их семейных активах не превышает 25%. Четверть владельцев готовы сдавать свои самолеты в аренду при наличии страховки.

  • Справедливо сказать, что сегодня мы стоим на заре развития рынка аренды легких воздушных судов в России: как только собственники и арендаторы найдут друг друга, оба смогут извлечь пользу из такого сотрудничества.

Для каждого пилота сейчас актуален вопрос оснащенности посадочных площадок. Важно наличие различных видов топлива и объектов рекреационной инфраструктуры. Сейчас состояние площадок разнится от региона к региону: чем ближе к Москве, тем обычно лучше оснащение. И это еще один шанс для бизнеса, который сможет зарабатывать на любви энтузиастов к небу, туризму и развитии частных деловых полетов.

Заметная проблема — отсутствие единообразия в правоприменительной практике воздушного законодательства. По отзывам владельцев самолетов из регионов, территориальные управления Росавиации не всегда трактуют законодательные нормы так, как их понимает федеральный орган. Эту проблему можно решить, если поставить такую задачу: мы верим, что новое поколение пилотов уже не узнает о том, с какими сложностями подчас сталкиваются командиры воздушных судов в отдельных регионах.

Развитие малой авиации в России не сравнимо с динамикой ее эволюции в развитых странах, но это можно исправить и вернуться в «гонку». Унаследованная советская инфраструктура — более 2,5 тыс. посадочных площадок — и имеющийся в стране технологический задел создают осязаемые перспективы. Достичь высоких позиций на международной арене реально при повышении инвестиционной активности в отрасли. А это будет возможно с приходом в авиацию большего количества частных пилотов и оперативного реагирования на их потребности со стороны регулирующих органов.

Увлечение небом и взлеты для бизнеса

Число россиян, осваивающих небо в личных целях, растет: Росавиация ежегодно выдает до 1,5 тыс. свидетельств.

  • Судя по нашему исследованию, пилот в России — это семейный мужчина в возрасте 40–45 лет. Это человек из верхнего среднего класса, с высшим, а в трети случаев с несколькими высшими образованиями, либо с ученой степенью. Обычно это топ-менеджер крупной компании или управляющий собственным бизнесом.

Частными пилотами часто становятся люди из бизнес-сообщества. Это неудивительно, ведь летные навыки позволяют развиваться в неожиданных направлениях. Готовясь к тому, чтобы получить PPL, человек формирует для себя новую картину мира, обогащается знаниями в области аэродинамики, метеорологии, воздушной навигации. Будущие пилоты получают общее представление о техническом устройстве летательных аппаратов, изучают организацию воздушного движения и правила радиообмена, учатся разбираться в психофизиологических возможностях человека.

Повышается качество планирования и прогнозирования разных событий, тренируется навык принятия управленческих решений в режиме цейтнота и ограниченности информации. Это здорово помогает в управлении бизнесом. К тому же по завершении обучения выпускники расширяют круг общения, формируя новые деловые и дружеские связи с людьми из разных сфер.

Если человек чувствует, что готов выйти на новый уровень личностного развития и при этом уже состоялся в своей профессии, то получение пилотского свидетельства станет нестандартной и очень увлекательной альтернативой очередному витку бизнес-образования.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как строить карьеру мечты Как строить карьеру мечты

Как найти работу, которая удовлетворит амбиции и придется по душе?

Psychologies
Как зимой хранить электровелосипед, если его нельзя хранить никак: эти 4 совета вы редко где встретите Как зимой хранить электровелосипед, если его нельзя хранить никак: эти 4 совета вы редко где встретите

Как хранить электровелосипед, чтобы не повредить его аккумулятор?

ТехИнсайдер
«Уже и китайские бренды заменяются отечественными» «Уже и китайские бренды заменяются отечественными»

О растущей локализации производств и госпрограммах поддержки промышленности

РБК
3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать 3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать

Что влияет на женское либидо и получение удовольствия от секса?

Psychologies
Начинаем перезагрузку Начинаем перезагрузку

9 работающих советов по психологии, которые ты упорно игнорируешь

Лиза
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Судьба ливенца Судьба ливенца

«Дни пребывания армии около Эстонской границы были для войск ужасны»

Дилетант
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Рекорды Красной планеты: любопытные факты о Марсе Рекорды Красной планеты: любопытные факты о Марсе

Марс — необычная планета, которой поклонялись еще древние греки

ТехИнсайдер
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка

Знание – сила
Новый Skoda Elroq нацелен на массового потребителя Новый Skoda Elroq нацелен на массового потребителя

Skoda выпустила бюджетный электро-кроссовер Elroq

4x4 Club
5 распространенных ошибок при считывании языка тела 5 распространенных ошибок при считывании языка тела

Пять распространенных ошибок, связанных с чтением языка тела других людей

Psychologies
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
Профессия Профессия

Смешные, дикие и просто увлекательные истории от агентов известных актеров

Правила жизни
Ключ к осознанному забыванию Ключ к осознанному забыванию

Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университет
Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей

Слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях

N+1
Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать

Не пытайтесь примерить на себя роль химика: эта игра может закончиться печально

ТехИнсайдер
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни

Зумеры воспринимает критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни

Forbes
Искусственный снег, джакузи из обычной ванны и еще 7 необычных применений для домашнего мини-компрессора Искусственный снег, джакузи из обычной ванны и еще 7 необычных применений для домашнего мини-компрессора

Ищем забавные способы использовать домашний мини-компрессор

ТехИнсайдер
4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения 4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения

Почему мы не ценим свои успехи и как наконец научиться это делать?

Psychologies
Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития

Почему бизнес стал больше тратить на ESG-повестку в медиа

Forbes
Тоня Углова Тоня Углова

Автор игрушки кота Владислава про гримасы и фрейдистскую концепцию «жуткого»

Собака.ru
Что такое «кофейный сон» и кому он поможет Что такое «кофейный сон» и кому он поможет

Почему иногда привычная чашка кофе перестает бодрить?

Psychologies
Открыть в приложении