Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историйЗнаменитости

Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Я ничего не проверяю, не выясняю, верю на слово. Если муж говорит, что пошел на мальчишник, значит, так и есть. Это не потому, что я такая идиотка, просто считаю, что лучше меня нет. А если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу.

Беседовала Наталья Николайчик

На Екатерине и Александре: костюмы и туфли kuchugova, украшения MIUZ Diamonds

Екатерина, спектакль «Женщины Есенина» стал лицом МХАТа имени Горького. Он идет с ошеломляющим успехом уже четвертый сезон, билеты невозможно купить! Вашими афишами завешана вся Москва. Вы ожидали такой успех?

— Постановка родилась в сложное время, при смене руководства. Труппа репетировала почти год, я присоединилась на последнем этапе, за три месяца до премьеры. Для коллектива было бы настоящей трагедией не показать зрителю результаты своей работы. Я попросила Владимира Кехмана дать возможность сыграть премьеру — декорации и костюмы были готовы. Директор пошел нам навстречу, хотя мог этого не делать. Так «Женщины Есенина» вышли в свет. Хотя за неделю до премьеры я сама чуть не ушла.

— Очень интересно, почему?

— Директор поставил условие, что каждое действие не должно длиться больше часа. Оказалось, что легче всего урезать наши рязанские сцены. Спектакль строится на эпизодах, они, как кирпичики, собираются в одно большое здание. Моя роль начала стремительно таять, а в пьесе Елены Исаевой Татьяна Федоровна — главная героиня. Мне до сих пор жалко финал, который возвращает нас к могиле Есенина, где на похоронах собираются все его женщины, и монолог матери: «Это я во всем виновата, я его любить не научила — такой любви, как у нас с отцом, он не хотел, а другой не знал! Вот у него с вами ни с кем и не срослось». Оказывается, текст помню до сих пор.

В общем, могла и не сыграть. Сказала: «Еще одну сцену сократите — пусть выпускает другой состав». Актриса была заряжена, так что я никого бы не подвела.

На Екатерине: платье и туфли kuchugova, украшения MIUZ Diamonds

— А для вас важно не подвести? Вы уже в таком статусе, что вам же простят.

— У меня есть принципы, и на них я строю свои отношения с миром и людьми. Если что-то обещаю, то обязательно выполняю. Если я подписала даты (а это делается приблизительно за три месяца до срока), то должна отработать все спектакли. Если зритель купил на тебя билеты, ждет встречи, ты не можешь не выйти. А за это время, сами понимаете, сколько предложений провести какие-нибудь фестивали, форумы, мероприятия выпадает на эти же даты. Отмена — только в случае форс-мажора: самолеты, ураганы, смерть артиста.

— А если болезнь, голос, например, пропал?

— На этот случай у нас есть волшебник — врач-фониатр Лев Рудин. У него можно встретить Григория Лепса, Полину Гагарину, всех оперных и артистов мюзиклов. Он реанимирует, и мы выходим на сцену «при любой погоде».

— МХАТ имени Горького стал вашим театром. Скажите, как это произошло?

— Вы знаете, когда меня пригласили мать Есенина играть, я сказала: «Подождите-подождите... Если бы вы меня пригласили на Айседору Дункан, я бы сразу. Но почему МАТЬ?»

На встречу с режиссером Галиной Полищук я все же пришла, чтобы познакомиться и отказаться. Я с большим интересом прочла книгу Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Есенин. Обещая встречу впереди», в которой он собрал всю есенинскую жизнь буквально по шагам. Именно по ней написала пьесу драматург Елена Исаева. Оказалось, что роль Татьяны Федоровны написана в развитии, с флешбэками — переходами из одного возраста в другой.

Я посмотрела актерский прогон и поняла, что хочу участвовать. Это какой-то совершенно другой театр, очень молодой и современный. Так началась моя новая работа с режиссером Галиной Полищук.

Правда, понадобилось время, чтобы узнать друг друга, притереться, принять ее метод работы.

На Екатерине: платье салон RSTELLE, перчатки Monpleis, украшения MIUZ Diamonds

— Какой у нее метод?

— Постдраматический театр не имитирует жизнь, он ее использует фрагментарно для того, чтобы создать художественное высказывание. Здесь идет поиск метафор и дополнительных смыслов, которые иногда актеры понимают уже только в создавшемся полотне.

Галина начинает с этюдов на заданную тему, выстраивает отношения персонажей и потом нанизывает эпизоды. Все кладет на действие. Если артист не справляется — забирает текст или вообще снимает с роли.

У меня есть опыт работы с режиссерами-диктаторами. (Смеется.) Помню, как мы с мужем работали с Леонидом Трушкиным, выпускали спектакль «Чествование» с мегапрофессионалами — Ширвиндтом, Державиным, Гурченко, Голубкиной, Алентовой. И Леня артистам говорил: «Сперва сделайте так, как я сказал, и только потом можете предложить свой вариант, короче, давайте без «давайте». Мой муж тоже очень требовательный режиссер, четко знает, чего хочет. Даже небольшую роль выстраивает пошагово, поэтому с ним интересно работать. Так что я это впитала и никогда не отвергаю то, что предлагает режиссер. Он видит постановку в целом, он может знать больше, чем ты, и это почти всегда намного интересней, чем артист сыграл бы на своих тридцати трех штампах. Поэтому, если ты дал согласие работать, доверься режиссеру. Мы с Галиной нашли общий язык, и я считаю, нам удалось сделать Татьяну Федоровну похожей на оригинал: упрямой, сильной, любящей.

К нам приезжали зрители из Рязани, похвалили меня за правильно поставленный говор.

— Это ведь была фантастически интересная женщина.

— Да, личность. Совсем не бабушка в платочке. Что знают о ней люди? Существует только один маленький кусочек киноленты, где ее записали. Ей там лет восемьдесят, и я потом прочитала, как все было записано. К ней приехали поговорить про Есенина, и режиссер все не давал ей сказать то, что она хотела, постоянно корректировал: «Нет, вы вот это расскажите, вот это...» Она начала, потом вспылила и ушла. Остался только этот кусок. У нее был характер. Ее раздражало, что все время лубочность навязывали, якобы Сережа должен быть таким... от сохи. А Сережа вообще не занимался никакими полевыми работами. Сережа — это стихи. Вы представляете себе: в деревне парень, вместо того чтобы пахать и сеять, стихи пишет? Он не по этому делу. Его дело — воспевать. Мать, видимо, хотела рассказать что-то свое, а всем надо было, чтобы как придумано согласно линии партии.

И конечно, никто не рассказывал о матери, которая сына бросила. Она же уехала, Сережу оставила и на стороне другого сына родила.

А муж любил ее безмерно. И даже после такого предательства разыскал и просил вернуться «Ты чего? Сын без матери растет. Никто тебя беременной не видел в деревне, все было в городе. Вернешься, и будем жить. Но этого оставляй здесь». Это было его условие. В результате она этого ребенка оставила кормилице. Но потом всю жизнь бегала к этому Александру, всю жизнь у нее было чувство вины перед ним.

И деньги, которые Сергей зарабатывал и давал для сестер, она несла его незаконнорожденному брату.

И этого Сережа матери простить не мог. У них были очень сложные отношения. И он каждой своей женщине предъявлял: если не девственница, значит, гулящая, как мать! Он был травмирован на всю жизнь. И наш спектакль вскрывает эту часть жизни Сергея. «Письмо матери», которым вся страна зачитывалась, он посвятил любимой бабушке!

И совершенно другой спектакль — «Над Не», который тоже во МХАТе поставила Галина Полищук.

На Екатерине: костюм Valentin Yudashkin, босоножки Principe di Bologna, украшения MIUZ Diamonds

— Это необычная трактовка пьесы Горького. Огромная смелость — нырнуть вместе с мужем в эту историю. Все очень неоднозначно, все искрит и даже шокирует. В роли Василисы вы как актриса раскрылись с совершенно другой стороны. Я вас такую не знала.

— На мои возражения: «Я не люблю эту пьесу Горького» — режиссер мне сказала: «Ты будешь здесь совершенно другая». И я просто, как артистка, на этот манок — быть другой — согласилась.

— А в какой момент в постановку пригласили вашего мужа?

— Сразу. Но Александру режиссер предложила выбрать межу Сатиным и Костылевым. Он долго решал. Но если бы он не взял Костылева, то такой Василисы, как сейчас, не было бы. Благодаря тому, что мы в реальной жизни муж и жена, зритель сидит в жутком напряжении и боится, что тайна раскроется. Происходящее щекочет нервы. Но если бы вы знали обратную сторону нашей работы! В сцене любви Василисы и Пепла я стою в ду´ше в непромокаемом водолазном костюме телесного цвета, чтобы вода не попала в микрофон. Там все выверено до сантиметра, чтобы зритель не заподозрил обмана и поверил в страстные отношения. Вообще спектакль поставлен так, что залу кажется, что они подглядывают за персонажами через замочную скважину.

Екатерина и Александр Стриженовы, 2023 год. Фото: из архива Е. Стриженовой

— Как вам работалось с Александром? Вы обсуждали роли дома?

— Обсуждали, конечно. Он блестяще и буквально со второй репетиции сделал роль. У нас в спектакле много молодежи с опытом и без, поэтому многие учились в процессе репетиций. Кто-то из артистов вышел за Сашу в прогоне — и весь спектакль обрушился. Поэтому у Стриженова нет второго состава.

Он на сцене великолепен. Многие влюбляются в его персонаж, сочувствуют ему, говорят: «Хотим в клинику к Стриженову!» А он искуситель, он обаятельное зло! Для Александра эта роль вообще не была мечтой.

— Он согласился на нее ради вас?

— Нет. Он это сделал исключительно ради себя. В этом году у Саши двойной юбилей: 55 лет и 50 лет творческой деятельности. Именно на сцену МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, 22, он впервые вышел в 1974 году в спектакле Олега Николаевича Ефремова «Сталевары». Так что предложение Галины Полищук дало возможность отметить юбилей на этой же сцене. К тому же во МХАТе работал Сашин папа, Олег Стриженов, он еще с великими мхатовскими стариками играл. 50 лет во МХАТе прослужила Сашина мама, Любовь Васильевна Стриженова. А еще ему реально понравился спектакль Галины Полищук «Женщины Есенина». Видите, как много обстоятельств сработало для принятия этого решения. Ну а если честно, он, конечно, делает эту работу для меня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Двое в городе Двое в городе

История встречи, любви и совместного бизнеса Иды Галич и Олега Ледвича

OK!
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Тогда и сейчас: как выглядят Ева Польна, Алсу и другие поп-звезды 2000-х Тогда и сейчас: как выглядят Ева Польна, Алсу и другие поп-звезды 2000-х

Певицы, которые прославились в начале нулевых

Cosmopolitan
От частного к личному От частного к личному

Оптимальный набор инвестора в условиях турбулентности

Деньги
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Нескончаемая молодость Нескончаемая молодость

Как русский рок стал зацикленным на самом себе

Weekend
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны

Что такое изометрические тренировки и как они отличаются от динамических

ТехИнсайдер
Красиво, но опасно: 7 крайне ядовитых комнатных растений Красиво, но опасно: 7 крайне ядовитых комнатных растений

Не все комнатные цветы безобидны. Некоторые представляют серьезную опасность

ТехИнсайдер
Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках

Чем британские коты отличаются от своих сородичей?

ТехИнсайдер
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Владимир Владимир

Владимир — особенный город с особенными достопримечательностями

КАНТРИ Русская азбука
Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду Борьба с вирусом: как быстро вылечить простуду

Когда простуду можно вылечить самостоятельно?

ТехИнсайдер
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Вынеси это немедленно Вынеси это немедленно

7 предметов декора, которые выдают дурной вкус

Лиза
«Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации «Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации

Как перестать бояться старости и научиться воспринимать новый для себя период.

СНОБ
Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара Счастье в отношениях: 4 этапа, которые проходит пара

Счастливые долгосрочные отношения: что они из себя представляют?

Psychologies
Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка Сила в слабости: как состарился самый критикуемый альбом Дрейка

Почему Дрейк до сих пор остаётся на плаву?

Правила жизни
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении