Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо
В издательстве «Бомбора» в середине октября выйдет книга корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо». В ней автор рассказывает о жизни и творчестве режиссера Пон Джун-хо и исследует его главные работы — фильмы «Паразиты», «Окча», «Сквозь снег», «Мать». «Сноб» публикует отрывок
Важен не исход конфликта,
а ракурс, с которого он отображен
Паразиты
В фильмах Пон Джунхо всегда есть переломный момент. Но наступает он не за счет внезапного сюжетного поворота или изменения личности героев, поражающих зрителя в спину и заставляющих взглянуть на существующие к этому моменту подсказки с другой стороны. Скорее, переломный момент внезапно раскрывает истинную суть истории и режиссерского замысла, попросту меняя ход фильма.
Если фильм «Мать» изначально кажется нам историей о преданной любви матери, пытающейся спасти оклеветанного сына, то в критический момент мы понимаем, что на самом деле это рассказ об извращенной одержимости матери, которая стремится скрыть истинную сущность своего сына. «Сквозь снег», который, казалось, пылко рассуждает о классовой борьбе людей у края социальной иерархии, превращается в социобиологическое кино, холодно и отстраненно повествующее о сохранении рабства и миропорядке. Если на первый взгляд «Воспоминания об убийстве» кажутся увлекательным баддимуви, где убежденный в силе проницательности сельский детектив и детектив из Сеула, выступающий за научный метод, объединяются для расследования нераскрытого дела, то к концу фильма остаются лишь хаос и навязчивые путаные догадки о чем-то ускользающем, как вода, сквозь пальцы в пространстве и времени.
Фильмы Пон Джунхо начинаются в одном жанре, а к концу сменяются другим. Его взгляд всегда за пределами жанра. Принципом работы жанра, который действует в соответствии с правилами и условностями, является «план» каждого поворота сюжета. Пон Джунхо же непременно сделает так, чтобы в конце концов план рухнул в бездонную пропасть «отсутствия плана».
Переломный момент «Паразитов»— когда Мункван (Ли Чунён), стоя под ливнем, нажимает на дверной звонок особняка. До сих пор Мункван была экономкой в доме Тоника (Ли Сонгюн), которая в итоге была уволена. Но сразу после объявления цели своего визита она становится «семьей». Главная установка «Паразитов» заключается в том, что это история не о двух, а о трех семьях. И до премьеры фильма компания-производитель пыталась скрыть спойлер о существовании третьей семьи.
После того как Мункван и Кынсэ (Пак Мюнхён) раскрывают себя как семью, и затем между ними и семейством Китхэка (Сон Канхо) начинается драка, а из-за разразившегося ливня в особняк внезапно возвращается с пикника семья Тоника, забавно, что блюдом, олицетворяющим апогей всего напряжения ситуации, становится рамдон с мраморной говядиной стриплойн. Таким образом, мы понимаем, что перед нами история о смешении двух дешевых видов лапши, куда в качестве топинга добавляется дорогая мраморная говядина.
В «Паразитах» до переломного момента непрерывно противопоставляется семья Китхэка из низшего класса и семья Тоника из высшего. Пользуясь отсутствием последней семьи, которая уехала на природу, семейство Ки тхэка устраивает пирушку в гостиной огромного особняка и погружается в мечты о социальном подъеме. Втайне они даже мечтают, что если сын Китхэка Киу (Чхве Ущик) сможет развить отношения с Дахэ (Чон Джисо), то, возможно, их брачный союз приведет две семьи к равноправному положению. Когда Китхэк во время собеседования вез Тоника и рассуждал о совместном пути возглавляющих семьи двух отцов, то пытался определить их совместную поездку как горизонталь в иерархии. Уже тогда эта мечта полностью завладела его умом («Каждое утро отправляться в путь с отцом семейства, главой одной компании, или же просто одним одиноким мужчиной... Наверное, это и есть своего рода боевое товарищество? С такими мыслями я проработал все эти годы»).