Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историйЗнаменитости

Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

«Было страшно, когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна»

Беседовала Наталья Николайчик

На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher

Елена, 18 января на экраны выходит долгожданный фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это уже вторая ваша совместная картина. Вы сразу согласились?

— Конечно, иначе и быть не могло. Тут все сошлось: авторское кино, режиссер Герман и тема. Нестандартная история о Великой Отечественной войне, главные героини которой — женщины. Мы привыкли видеть героев-мужчин в военных драмах, а здесь женская эскадрилья, судьбы девочек.

Именно в этом материале легко сконъюнктурить, проспекулировать, выжать слезу — тонкое нежное создание страдает, погибает. Тут все зависит именно от инструмента и взгляда художника — режиссера, который это делает. Когда я входила в эту историю, понимала, что там не будет и тени спекуляции на чувствах. По сути, это документальная констатация, причем с неким авторским отстранением, позволяющим зрителю принять решение, как относиться к героям и событиям.

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год. Фото: Metrafilms

— При этом фильм не основан на исторических событиях.

— Многое вымышленное, это так. Но манера съемок у Алексея Алексеевича, киноязык, который он и изобрел, дает ощущение объективности.

Он в кино точно не за фэнтези, у него своя вселенная, в которую он погружает героев. У Германа какие-то особые фильмы, они могут совсем не нравиться зрителям, потому что публика хочет какой-то более внятной вязи повествования, но именно «Воздуху» подходит присутствующая там нечеткость и дымка.

— Это правда, что самолеты на площадке были настоящие, не нарисованные?

— Да. Алексей Алексеевич изначально не хотел прибегать к компьютерной графике. «Яков» и «мессеров» в России нет, их искали по всему миру. А те, которые нашли, не могли взять из-за ковида и закрытых границ. Ну и поэтому самолеты пришлось строить. У нас было 12 воссозданных Як-1Б! Важно было сохранить историческую аутентичность.

Для Алексея Алексеевича и его супруги, художника-постановщика и художника по костюмам Елены Окопной, это невероятно важно. Елена настолько погружена в этот предметный мир, что я даже не знаю, кто был главнее в создании атмосферы «Воздуха».

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год. Фото: Metrafilms

— Почему так долго снимали картину? Вы года три назад в интервью мне на вопрос, какие планы, ответили: «Гонять аэропланы...»

— Да, точно. Какие планы? Гонять аэропланы! (Смеется.) Снимать «Воздух» нам мешала стихия, и в прямом, и в переносном смысле. Подвела погода: Финский залив, который должен быть застывшим, не застывал, льда не было. Стихия над нами издевалась, и очень многое в картине снято вопреки. Представьте, мы стоим на Финском заливе, вода прибывает очень быстро, во время прилива приходится буквально под мышки хватать технику, собирать палатки и убегать на большой берег по лагам, которые затапливает водой.

Дули сильные ветра, часть самолетов разрушилась, их клеили, восстанавливали, и из-за этого случались бесконечные остановки.

Потом нас всех одарила своим присутствием пандемия, картина была остановлена, запретили собираться группам больше определенного количества.

— Все только и говорят о том, что Герман использовал какое-то техническое ноу-хау, мол, никто прежде так, как он, не снимал полеты и воздушные бои — без «зеленки», на фоне огромного LED-экрана размером с четырехэтажный дом.

— Были установлены 9-метровые подъемные краны, к ним крепились самолеты, чтобы снимать крупные планы сцен воздушных боев. И эти самолеты, в которых мы находились, вертели и крутили, и они горели — это все не компьютерная графика.

— Звучит пугающе. Что вам давалось сложнее всего?

— Когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, ты на высоте, а все техники, помощники, вообще вся группа находится внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна. Всем девочкам было страшно. Самолет вертят с большой скоростью, у него реально горит крыло, все вокруг шипит, в лицо льют масло, сыпется стекло. Я никогда не участвовала в подобного рода съемках.

— Что вы ощущали, когда спускались на землю?

— Что больше не хочу такие трюки повторять. Но если говорили: нужен еще дубль — приходилось снова делать. Работа такая.

— Алексей Герман посвятил «Воздух» своим родным, которые прошли войну, а кому вы лично его посвящаете?

— Всем людям, которые участвовали в войне, всем мужчинам и женщинам, которые пережили потерю близких. Мне все это так понятно и близко, что я не могу делить на своих родственников и не своих. Это страшная трагедия для нашей страны, никто мимо нее не прошел. Каждый двор терял мужчин. Но женщины тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. Довольно долго это была запретная тема. Считать героями и приглашать на праздники Победы их стали гораздо позже. Поначалу, если верить истории, их несправедливо забыли и не было принято говорить о том, что у нас женщины воевали наравне с мужчинами, управляли танками, самолетами, были снайперами, партизанами, а не только сестрами милосердия и врачами.

Во мне отозвался сценарий Алексея Германа, эта история про простых девочек, которые пошли на фронт за свою родину, за своих отцов, матерей, братьев, потому что выбора никакого жизнь не предоставила.

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но...

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но это все на потом оставлено. И многие из них пожертвовали своими жизнями, потому что по-другому было просто нельзя.

— Как принимали картину на Международном кинофестивале в Токио?

— Группу тепло приветствовали, а после показа с пристрастием задавали вопросы Алексею Алексеевичу и Елене Окопной. Вообще, японские зрители удивительно деликатны, тихи, скромны, возможно даже слишком, в проявлении своих чувств, мы все-таки ментально более открытая нация. Но было очень трогательно, что они распечатали фотографии из каких-то наших предыдущих картин — у меня из «Левиафана», у Аглаи из «Льда» — и просили подписать.

— Вы долго там были?

— Десять дней. Для Японии это ни о чем. Только к концу поездки я начала приходить в себя, в чем-то ориентироваться — а тут уже и улетать обратно надо. Мы только стали хоть как-то разбираться в элементарных вещах — где там пить и есть. И не потому что мы такие потеряшки и ничего не соображаем, а потому что там все не как у нас, везде строгие правила. Просто так в кафе не придешь — тебя не посадят. Нужно записываться заранее, желательно найти японца, чтобы он мог помочь забронировать место. В 10 вечера закрывается любой общепит, в 10.15 они врубают свет, сигнализируя, что вам пора на выход.

У них правила определенные, они живут по ним. Ты приходишь, видишь свободные места и просишь:

— Ой, у вас там целых три стола пустых, пустите нас на полчаса.

В ответ слышишь:

— Нет.

Это у них не работает. Если вы не бронировали заранее, вас не посадят.

— А можно, мы еще десять минут посидим?

— Нет.

— Да мы же еще не доели!

— Нет.

Самое ужасное для меня в Японии, что там правила существуют ради правил. Это превыше всего.

— Превыше человека?

— Превыше человека. Это нас ломает. В России тоже все непросто, но ощущение, что мы все-таки живем по человеческим законам и они выстроены именно для людей. А там я подчиняюсь некоему мегаполису, некоему духу не пойми кого и не пойми чего. Они считают, что, если все сложить по ячейкам, страна будет процветать.

На Елене: платье CHARISMA

— Вы были только в Токио?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Анастасия Климова Анастасия Климова

Из чего состоит фэшн-стиль художницы Анастасии Климовой?

Собака.ru
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
О корт, ты — мир О корт, ты — мир

Андрей Рублев добавил теннису эмоций

Men Today
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую

Как и зачем компании развивают направление офлайн-активностей

Inc.
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Цирк со слонами и коммунистами Цирк со слонами и коммунистами

«Великая магия»: Нанни Моретти переписывает историю

Weekend
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый

Как завязать галстук (и даже галстук-бабочку!) разными способами и без стресса

ТехИнсайдер
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
«Михалков покорил Мордюкову усами, одеколоном и «мерседесом», — рассказывал Виктор Мережко «Михалков покорил Мордюкову усами, одеколоном и «мерседесом», — рассказывал Виктор Мережко

Я был очень наглым. Когда учился на первом курсе ВГИКа, просочился в Дом кино...

Коллекция. Караван историй
Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета Счастливые отношения после токсичных: как их обрести — 4 совета

Как же все-таки полюбить вновь? Рассказывает психолог

Psychologies
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
«В станкостроении науки не существует» «В станкостроении науки не существует»

Прикладной науке, в советском понимании, в современно мире места быть не может

Монокль
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века Заимствованные рецепты кулинарных сборников Западной Европы XVI века

В XVI веке в кулинарную традицию и практику вошли поваренные книги

Знание – сила
Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки Как продлить жизнь букету цветов: простые лайфхаки

Что можно сделать, чтобы продлить жизнь срезанным растениям

ТехИнсайдер
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Строить, не ломать Строить, не ломать

Очень надеемся, что облик XXI века определят не конфликты, а проекты городов

Robb Report
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Когда наши поезда полетят Когда наши поезда полетят

«Росмаглев» разрабатывает транспортные системы на принципе магнитной левитации

Монокль
Экономика в двух измерениях Экономика в двух измерениях

После открытия графена обнаружены более десяти веществ со схожей структурой

Наука
Защита и опора Защита и опора

Инженерный гений природы развернулся во всю свою мощь

Наука и жизнь
Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем

«Тот, кто управляет цветом, управляет миром»

VC.RU
Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад

Археологи определили, когда появилась олдованская культура

N+1
Открыть в приложении