В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историйЗнаменитости

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

«Мы, конечно, все умрем от усталости, но я считаю, чем больше детей, тем лучше. Они единственный способ полноценной реализации. С этим не сравнится ни наука, ни творчество — ничто вообще. Потому что это все частное дело, а в рождении и воспитании детей есть нечто высшее»

Беседовала Марина Лукьянчикова

Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

Иван Иванович, сейчас мир стремительно меняется. Что нового произошло в вашей жизни, а что осталось прежним? Например, вы сыграли в продолжении «Холопа», который выходит на экраны в первый день нового года, а Клим Шипенко за это время первым снял фильм в космосе, стал режиссером, можно сказать, межгалактического масштаба. Изменилась ли как-то в связи с этим работа над вашей картиной?

— Шипенко профессиональный человек, он прекрасно умеет организовывать съемочный процесс, поэтому почти никак. Работать было в целом очень приятно и комфортно, как и раньше. Творческая группа осталась практически неизменной, все мастера своего дела и при этом великолепные люди.

Произошло, правда, недоразумение: съемки нового «Холопа» начались позже, чем изначально планировались, и из-за этого у меня несколько графиков наложились друг на друга. Я как раз в «Полярном 3» начал сниматься, другие три проекта уже были в работе, и тут еще сверху меня прихлопнули «Холопом 2». Короче, пятилетка за три дня! А я же не могу подводить людей.

Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Вы, конечно, проходили через многое, но как выжить при таком нечеловеческом графике?

— Только упование на Бога и ответственность перед комьюнити меня держали. Если бы что-то со мной случилось, я подвел бы и оставил без зарплаты огромное количество коллег. Это непозволительная роскошь. Я в кино уже 43 года, с 13 лет.

— Внушительный срок! С тех пор многое изменилось? Что вы чувствуете сейчас, спустя столько лет, когда вновь погружаетесь в съемочный процесс?

— Юношеское наивное ощущение, что ты принимаешь участие в сотворении чуда, никуда не делось. Но оно теперь уравновешивается профессионализмом и пониманием конечной цели.

Изменилась техническая составляющая, конечно. Прежде снимали на пленку, а ее надо было проявлять, поэтому процесс занимал куда больше времени. Вот, предположим, закончились съемки эпизода или кадра, и все с замиранием сердца ждали, что скажет второй оператор. Он священнодействовал с рамкой и кинокамерой, разглядывал получившееся, смотрел кадры на просвет на небо и выносил вердикт: соринка или все же нет. Если соринка — нужно переснимать. В этом для меня всегда присутствовал некий мистический компонент...

Сейчас, мне кажется, отношение к кино несколько изменилось в общем-то. Раньше у актеров, вне зависимости от заслуг, возраста и играемой роли, сохранялось крайне пиететное отношение к происходящему — в большинстве случаев. Для молодого поколения на первый план выступили деньги, популярность. Поколение постарше, кто снимается, имеет более высокие гонорары и вообще какие-то сбережения, может себе позволить роскошь по-прежнему работать на искусство. Теперь горят творчеством только процентов пятьдесят актеров. Раньше таких было 80, ну, 90.

Иван Охлобыстин, 2021 год. Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

— Но все равно прекраснее всего кино?

— Да. Это маленькая вселенная. Очень редко тот, кто даже случайно попадает в кино, оттуда куда-то уходит. Дело не только в каком-то внешнем выхлопе типа престижа, славы, премьер, заработка и тому подобных вещей, но и в общении внутри среды. Наверное, прежде всего в нем. Мы всякий раз попадаем в свой особенный мир. Нас связывают общие интересы, истории, знакомства.

Иван Охлобыстин с собакой Плюшей, 2021 год. Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

Я вот на каждой картине обязательно встречаюсь как минимум с двумя-тремя человеками из разных сфер, с которыми мне уже доводилось работать. Предположим, недавно столкнулся с двумя девчатами-гримерами, с которыми встречался до этого последний раз в дремучем 1993 году, во время съемок «Приюта комедиантов». Мы были ужасно рады друг друга видеть! Теперь они уже вовсе не девочки, а взрослые дамы. Подумать только, как нас жизнь носила. Такое ощущение, будто мы прилетели на космолетах из разных вселенных и вдруг встретились на межгалактической станции, где заправляются ядерным топливом. И так постоянно.

Да, в киношной семье живут-то, может быть, не все дружно, совсем как и в обычной, но это все-таки действительно семья!

— И этот особый мир оказывает какое-то особое влияние на личность человека? Как отличить киношника среди всех остальных? Есть какая-то профдеформация?. Может, нечто неуловимое, которое вы, уже побывав в этой среде, чувствуете, как радаром, даже если никогда не знали человека?

— Я навру, если скажу, что прямо настолько тонко чувствую коллег! Другое дело, что происходит у них внутри. Для нас весь мир — локация. Из какого бы цеха ни происходил киношник, оказываясь в том или ином месте, он порой автоматически прикидывает, что и как там можно было бы снять, даже оценивает, удобно ли здесь работать 24/7. Это, конечно, не носит патологический характер, но все-таки у очень многих присутствует.

— На этот раз вы снова встретились в галактике «Холоп» с Милошем Биковичем, Марией Мироновой, Александром Самойленко.

— Да. У нас там компания классная собралась. Они профессионалы и вообще дико комфортные люди. Мы с ними в очень теплых отношениях, почти родственных. Такое случается с людьми, работающими в одной отрасли десятилетиями. Возникает нечто большее, чем профессиональная или даже дружеская связь.

Я вот созванивался с Сашей, заказал ему чапан, халат узбекский. Простой, дешевый, но самый лучший на свете. Они выглядят как стеганые одеяла, но зато невероятно комфортные. Саша же родился в Ташкенте и периодически ездит туда к друзьям, и мне что-нибудь да привозит. У меня тоже с этим городом связано очень много. Меня там рукоположили в священники, сын Вася там родился. Он у нас Василий Алибабаевич. Куда бы нас ни заносила жизнь, мы всегда мотались туда всем табором: в Среднюю Азию — так в Среднюю Азию...

Александр Самойленко и Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— После съемок первого «Холопа» Маша Миронова стала мамой, она была с младшим сыном на площадке?

— Маша периодически приезжала с ним, но это, конечно, нелегко — с пупсами на съемках работать. Правда, она такая стальная птица. Мы, старая гвардия, скованы из древнего металла, из какого ковали олимпийские мечи. Сей материал диковинный не ломается, не сгорает. И у нас есть запас крепости. Бывало, довольно часто Маша сама из Москвы в Псковскую область на автомобиле пригоняла. Туда пилить часов десять без перерыва. Но водить она любит, как Ксанка моя.

— У Милоша Биковича тоже большие перемены в жизни. Он и его возлюбленная готовятся стать родителями.

— Да-да, слава Богу! Я невероятно рад за него, потому что он как человек абсолютно заслужил счастье и возможность любить и быть любимым. Наконец-то снялся вопрос семейной жизни, и Милош может полностью погрузиться в творчество.

Он словно из моего поколения, из стальных птиц! Работает на творчество, то есть для него вопрос заработка на 25-м месте стоит. Милош очень тщательно выбирает материал. Я ни одной картины с ним не видел ерундовой. Чего о себе сказать, к сожалению, не могу. Но здесь ничего нельзя угадать наверняка. Иной раз ты снимаешься, кажется, все прекрасно — и сценарий великолепный, и режиссер харизматичный, и актеры расчудесные, все сделано в срок, почти идеально... Смотришь, а на монтаже вдруг — опа! — выходит чушь какая-то...

Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду

Кому были нужны апартаменты на вершине Эйфелевой башни?

ТехИнсайдер
Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать» Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историй
Итальяна Джонс Итальяна Джонс

«Химера»: старомодное кино о вечном самокопании и вечной Тоскане

Weekend
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
«Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты «Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты

Почему все вдруг пошли делать и слушать ремейки старых песен

Правила жизни
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Лето в тропиках Лето в тропиках

Небольшая студия в морских оттенках, располагающая к отдыху

Идеи Вашего Дома
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Зоологи впервые обнаружили беременную большеротую акулу Зоологи впервые обнаружили беременную большеротую акулу

В руки зоологов впервые попала беременная самка пелагической большеротой акулы

N+1
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – сила
Марина Казанкова: Марина Казанкова:

Интервью с актрисой Мариной Казанковой

Караван историй
Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса

Российское виноделие идет в рост, но до появления развитой индустрии пока далеко

Монокль
Настасья Кербенген. Голубая кровь Настасья Кербенген. Голубая кровь

Настасья Кербенген никогда не думала о том, чтобы стать актрисой

Коллекция. Караван историй
Как тип привязанности хозяина влияет на характер питомцев: 3 сценария Как тип привязанности хозяина влияет на характер питомцев: 3 сценария

Как питомцы копируют тип привязанности своих хозяев

Psychologies
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
Римские скрепы Римские скрепы

Через 12 лет после гибели Клеопатры Октавиан Август занялся семейными ценностями

Дилетант
В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю

Почему BelugaFarm считает себя должником Каспия

Forbes
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
Самый странный мотив убийства: история Даны Сью Грей, помешанной на шоппинге Самый странный мотив убийства: история Даны Сью Грей, помешанной на шоппинге

Началось всё 16 февраля 1994 года: в этот день было найдено тело Нормы Дэвис

VOICE
Как снять с сардельки кожуру, чтобы от нее не осталась половина? А зачем ее вообще чистить? Ведь оболочка натуральная Как снять с сардельки кожуру, чтобы от нее не осталась половина? А зачем ее вообще чистить? Ведь оболочка натуральная

Нужно ли чистить сардельки в натуральной оболочке?

ТехИнсайдер
Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон» Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон»

Милане Star всего тринадцать лет, однако она может дать фору многим артистам

ЖАРА Magazine
Елки-палки Елки-палки

Как выбрать живую и искусственную елку

Лиза
Голова в тумане Голова в тумане

10 продуктов, которые могут нарушить работу мозга

Лиза
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства «Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства

Можно ли воспринимать анонимные произведения искусства

Монокль
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами

Оказавшись в одной из этих стран, не забудьте внимательно перевести часы

ТехИнсайдер
10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе 10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе

Фильмы о фигурном катании с неожиданными сюжетами

Forbes
Открыть в приложении